Команда Авто.ру
Водитель всегда должен помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности. И она тем выше, чем младше пассажир машины, за безопасность которого отвечают взрослые. Давайте разберём правила перевозки детей в автомобиле, действующие в 2022 году, а также средства, делающие её безопаснее. Ведь последствия ДТП для ребёнка часто оказываются куда серьёзнее, чем для его родителей.
Как ПДД требуют перевозить ребёнка
Раньше Правила дорожного движения регламентировали перевозку детей только в общих чертах — в частности, запрещалось сажать малолетних пассажиров на переднее сиденье. Но по мере повышения заботы о детской безопасности требования ужесточались. В 2021 году действуют правила перевозки детей, принятые ещё в 2017‑м. Тогда было учтено наличие в автомобилях креплений ISOFIX, разделены требования к перевозке детей до 7 лет и от 7 до 11 лет. А главное, была исключена формулировка о применении «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности», — законными остались только детские удерживающие устройства (ДУУ). Также было ужесточено наказание за перевозку детей без соответствующего ДУУ.
До скольки лет ребёнку нужно детское кресло? В последней редакции пункт 22.9 ПДД РФ делит юных пассажиров по возрасту на три группы:
- до 7 лет;
- от 7 до 11 лет;
- 12 или более лет.
Для каждой группы определены свои правила по перевозке.
Перевозка детей до 7 лет
Пассажиров, не достигших семилетнего возраста, можно возить и на переднем, и на заднем сиденье автомобиля, оборудованном ремнями безопасности и/или специальными креплениями ISOFIX. При этом ребёнка нужно обязательно посадить в специальное детское кресло. Оно должно быть надёжно закреплено в соответствии с инструкцией производителя и подходить малышу по весу и росту. Ребёнка пристёгивают встроенными в ДУУ ремнями безопасности.
Перевозка детей от 7 до 11 лет
Детей в возрасте от 7 до 11 лет можно возить как на передних, так и на задних сиденьях автомобиля. При поездке сзади уже разрешено просто пристёгивать их штатными ремнями. Но в реальности они не способны правильно удержать тело ребёнка низкого роста при столкновении. Лучше использовать полноценное детское кресло или упрощённые модели ДУУ (бустеры), которые позволяют безопасно пристегнуть ребёнка штатными ремнями безопасности.
Место переднего пассажира считается самым опасным в автомобиле, поэтому возить спереди ребёнка этого возрастного диапазона легально только при использовании детского кресла. Оно должно быть подобрано с учётом роста и веса, а также надёжно закреплено.
Перевозка детей от 12 лет и старше
Начиная с 12 лет, вне зависимости от того, спереди или сзади едет ребёнок, он должен быть пристёгнут штатным ремнём безопасности. То есть 12-летний пассажир уравнивается в правах с родителями.
Но стоит учесть, что штатные системы безопасности машины настроены под реально взрослых пассажиров. Поэтому перед первой поездкой без детского кресла стоит убедиться, что штатный ремень безопасности не давит ребёнку на шею, а вес подросшего пассажира перешагнул отметку 36 кг (тогда в случае аварии преднатяжитель ремня безопасности сработает правильно).
Штрафы за неправильную перевозку детей
Размер штрафов за нарушение ПДД устанавливается Кодексом об административных правонарушениях. Подпункты 3–6 статьи 12.23 КоАП РФ предусматривают наказание для водителя, нарушившего требования по перевозке детей, в виде штрафа в размере 3000 рублей. Если к нарушению причастно должностное лицо, то взыскание составит уже 25 000 рублей. А для юридических лиц размер «административки» — 100 000 рублей. По этой статье индивидуальные предприниматели, которых много среди коммерческих перевозчиков, несут ту же ответственность, что юридические лица.
Зачем нужно детское кресло
Свод правил, как перевозить детей, не очередной способ обобрать автовладельцев, как до сих пор считают некоторые водители. Детское кресло не только помогает избежать штрафа, но и по-настоящему бережёт юных пассажиров в авариях — это доказано многочисленными наглядными краш-тестами с детскими манекенами.
Созданием и тестированием ДУУ занимаются многочисленные инженеры, а также сотрудники испытательных лабораторий. В случае ДТП и даже просто экстренного торможения неокрепшие мышцы и кости ребёнка без должной поддержки и фиксации могут не выдержать перегрузки. Правильное кресло заметно снижает нагрузки на тело маленького пассажира, возникающие при резкой остановке или смене направления движения автомобиля. Для этого профиль самого кресла и дополнительных мягких амортизирующих вставок должен быть тщательно просчитан.
Статистика тоже показывает, что ужесточение требований к перевозке детей позволило снизить детскую смертность в авариях на российских дорогах.
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | |
---|---|---|---|---|---|---|
Общее количество ДТП | 184 000 | 173 694 | 169 432 | 168 099 | 164 358 | 145 073 |
Пострадало и погибло | 254 311 | 241 448 | 270 462 | 233 067 | 227 858 | 199 192 |
Пострадало детей | 20 928 | 20 621 | 21 136 | 21 718 | 21 887 | 18 184 |
Погибло детей | 737 | 710 | 713 | 628 | 562 | 522 |
Каким должно быть детское кресло
Размеры и конфигурация детских кресел, а также предельные нагрузки на узлы ДУУ, возникающие при ДТП, рассчитываются исходя из определённого веса и роста ребёнка. Надёжно защитит только то кресло, которое подобрано правильно.
Если автокресло будет слишком большим, оно не сможет обеспечить надёжную фиксацию детского тела, а из-под слабо затянутых ремней ребёнок может выскользнуть при аварии. Если же кресло будет меньше чем нужно, то перетянутые ремни в случае ДТП способны навредить — например, неправильно расположенные относительно тела пассажира лямки могут привести к травмам внутренних органов. Наконец, в таком слишком тесном сиденье ребёнку будет просто некомфортно ездить.
Использовать вместо полноценного кресла нефиксирующиеся подставки, подушки и детские «адаптеры» на ремни значительно рискованнее, чем кажется на первый взгляд. При резкой остановке вперёд летят не только пассажиры, но и все незакреплённые предметы, которые есть в салоне. Это же относится к «перине», на которой сидит ребёнок, — нижняя часть тела лишается опоры, пассажир соскальзывает вниз и вперёд. Ремень безопасности при этом будет затягиваться на подбородке и на грудной клетке, что может привести к серьёзным травмам.
Ещё опаснее возить ребёнка на руках. При резкой остановке автомобиля на его тело действует сильная перегрузка, оно становится в несколько раз тяжелее. Так что просто удержать ребёнка материнскими руками практически невозможно, не говоря о правильной поддержке. А если пассажир при этом тоже не пристёгнут, то риск нанесения взаимных травм многократно возрастает.
Как выбрать детское кресло
ПДД регламентируют основные правила для маленьких пассажиров, но не дают ответ на главный вопрос: какое именно кресло можно и нужно использовать для того, чтобы поездка была максимально безопасной.
Ясность в этот вопрос вносят Правила ЕЭК ООН № 44 и дублирующие их сведения Росстандарта. В них все ДУУ делятся на пять групп, которые не привязаны напрямую к возрасту ребёнка, а ориентируются на его текущий вес.
- Автокресла группы 0
Они предназначены для новорождённых и могут использоваться в среднем до полугода. По сути, это люлька, подобная той, что устанавливается на коляску, в которой малыш лежит. Такую люльку размещают поперёк салона машины. В ней можно перевозить малышей весом до 10 кг.
- Автокресла группы 0+
Эта группа более распространена в сравнении с предыдущей в силу своей универсальности. Такое автокресло подходит для детей весом до 13 кг, ребёнок в нём располагается полулёжа. Его устанавливают спинкой вперёд.
- Автокресла группы I
Такое устройство уже больше похоже на классическое сиденье. Оно подойдёт для тех, кто уже уверенно сидит и весит от 9 до 18 кг. Устанавливается по ходу движения, ребёнок пристёгивается трёх- или пятиточечными ремнями. Особое внимание уделяется защите головы — кресло снабжают мягкими боковыми подушечками.
- Автокресла группы II
Подходит для тех, кто окреп и немного вырос, расчётный вес — 15–25 кг. В зависимости от конструкции ребёнок может пристёгиваться как штатным ремнём безопасности, отрегулированным под его рост, так и отдельными трёхточечными ремнями.
- Автокресла группы III
Такое кресло можно использовать при весе ребёнка от 22 до 36 кг. Это автокресло обычно уже разбирается, превращаясь в бустер (подушку на сиденье без спинки). Фиксация ребёнка — штатным ремнём безопасности.
Но не стоит забывать про рост ребёнка. Каждый производитель кресел по-своему соотносит его с весом. Поэтому сиденья могут отличаться длиной подушек, точками крепления ремней и «пухлостью» дополнительных вставок. Чтобы ребёнку было комфортно и безопасно, кресло перед покупкой надо примерить. А в автокреслах II и III категории, где не предусмотрено интегрированных ремней безопасности, штатный ремень должен располагаться на плече малыша.
Почему кресло должно быть сертифицировано
Детские кресла относятся к товарам, которые подлежат сертификации. Она проводится аккредитованными лабораториями, которые по итогам независимых испытаний на соответствие стандартам безопасности выдают сертификат. Также на сертифицированные кресла клеится бирка с отметкой о успешном прохождении всех тестов.
Требование об испытаниях закреплено в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. В пункте 31 приложения №10 к регламенту указано, что сиденья для перевозки детей должны быть сертифицированы и отвечать правилам ООН. Это значит, что перевозка ребёнка в несертифицированном детском кресле будет считаться нарушением ПДД, даже если прочие обязательные требования (тип кресла, его размер, расположение) соблюдены.
Но главное, сертификат позволяет быть уверенным, что детское кресло в случае ДТП справится со своей прямой задачей. Поэтому обязательно просите сертификат при покупке — его подлинность можно проверить на сайте Росаккредитации.
Куда в машине установить детское кресло
От надёжной установки детского кресла зависят его «работоспособность» и безопасность для других пассажиров автомобиля. Если правильно подобрать ДУУ, но не зафиксировать его, то в случае ДТП оно не сможет защитить ребёнка и способно нанести травмы всем, кто находится в машине.
Автокресло требуется жёстко фиксировать на сиденье автомобиля, крепление должно исключать возможность как продольных, так и поперечных перемещений. Кресла группы 0 устанавливаются на заднее сиденье машины перпендикулярно направлению движения. Кресла группы 0+ могут устанавливаться спереди или сзади. Их нужно ставить так, чтобы ребёнок располагался лицом против хода движения, — это позволяет избежать травмы шеи у младенца, который ещё с трудом держит голову, в случае аварии или экстренного торможения. Кресла групп I, II и III устанавливаются уже лицом по направлению движения как спереди, так и сзади.
При установке детских кресел спереди обязательно отключите фронтальную пассажирскую подушку безопасности. Её срабатывание при ДТП может быть смертельно для пассажиров, перевозимых в «автолюльках». Для кресел I, II и III групп открывшийся airbag не будет фатальным, но и не поможет.
Перевозя ребёнка на переднем сиденье, лучше отодвинуть кресло максимально назад. Это сократит риск травм от удара в панель приборов и вероятность попадания осколков стекла или пластика.
Сзади безопаснее всего располагать кресло посередине. Так ребёнок находится на расстоянии от дверных карт, что снижает риск получить травму при боковом ударе автомобиля.
Как закрепить детское кресло
Есть несколько вариантов установки ДУУ. Наиболее распространёнными являются ISOFIX и крепление кресла штатными ремнями безопасности. ISOFIX по своей сути — это металлические «проушины», интегрированные в силовую структуру кузова и спинку сиденья. ДУУ, оборудованные «ответной» частью таких креплений (замками), можно установить, вставив замок в штатное автомобильное крепление «до щелчка». Демонтируется система так же быстро, как и устанавливается.
Крепление ISOFIX — самое надёжное и безопасное, поскольку с ним детское кресло фактически становится частью автомобиля и не имеет ненужной подвижности. Однако ISOFIX ограничен по весу перевозимого пассажира, поэтому для II и III групп кресел вместе с ним нужно дополнительно использовать штатные ремни безопасности.
Многие, как правило, уже немолодые автомобили могут быть не оборудованы системой ISOFIX. В них детские кресла фиксируются штатными ремнями безопасности автомобиля. Такие детские кресла «пристёгиваются», при этом на самом сиденье ремень фиксируется от проскальзывания, что уменьшает его подвижность, хотя не убирает её совсем. В случае ДТП автокресло должен сдержать штатный преднатяжитель ремня безопасности.
Единой схемы расположения пазов для крепления детского сиденья штатными ремнями безопасности нет, поэтому перед установкой нужно внимательно изучить инструкцию, прилагаемую к нему. Например, существуют кресла, для которых предусмотрено два варианта установки — против и по направлению движения. Тут важно не запутаться, в какие именно пазы пропустить штатный ремень.
И какой бы тип креплений вы ни использовали, обязательно проверьте надёжность фиксации детского кресла перед поездкой.
Итак, совсем коротко
-
– Перевозку детей необходимо производить в специализированных автокреслах.
-
– Штраф за перевозку детей без кресла — 3000 рублей для физических лиц.
-
– Детское удерживающее устройство необходимо для перевозки детей до 12 лет.
-
– При весе ребёнка от 22 кг можно использовать специальный бустер, но только при условии, что штатный ремень безопасности при этом лежит на плече, а не на шее.
-
– Подбирать ДУУ необходимо исходя из особенностей ребёнка (вес, рост, комплекция).
-
– При использовании кресла неподходящего размера повышается вероятность получения серьёзных травм при ДТП.
-
– Ни в коем случае не перевозите детей без использования ДУУ и на руках.
-
– ДУУ должны быть сертифицированы.
-
– Детское кресло должно быть надёжно закреплено в автомобиле.
-
– Есть несколько типов креплений детских кресел. Их нужно подбирать отталкиваясь от марки и модели своего автомобиля.