Что делать, если пропустил платёж или вообще не можешь выплачивать автокредит

Правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году
Учебник

Команда Авто.ру

Водитель всегда должен помнить, что авто­мобиль является источником повышенной опасности. И она тем выше, чем младше пассажир машины, за безопас­ность которого отвечают взрослые. Давайте разберём правила перевозки детей в автомобиле, действующие в 2022 году, а также средства, делающие её безопаснее. Ведь послед­ствия ДТП для ребёнка часто оказываются куда серьёзнее, чем для его родителей.

Как ПДД требуют перевозить ребёнка

Раньше Правила дорожного движения регламенти­ровали перевозку детей только в общих чертах — в частности, запрещалось сажать малолетних пассажиров на переднее сиденье. Но по мере повышения заботы о детской безопас­ности требования ужесточались. В 2021 году действуют правила перевозки детей, принятые ещё в 2017‑м. Тогда было учтено наличие в автомобилях креплений ISOFIX, разделены требо­вания к перевозке детей до 7 лет и от 7 до 11 лет. А главное, была исключена формулировка о применении «иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности», — законными остались только детские удержи­вающие устройства (ДУУ). Также было ужесточено наказание за перевозку детей без соответ­ствующего ДУУ.

До скольки лет ребёнку нужно детское кресло? В последней редакции пункт 22.9 ПДД РФ делит юных пассажиров по возрасту на три группы:

  • до 7 лет;
  • от 7 до 11 лет;
  • 12 или более лет.

Для каждой группы определены свои правила по перевозке.

Перевозка детей до 7 лет

Пассажиров, не достигших семилетнего возраста, можно возить и на переднем, и на заднем сиденье автомобиля, оборудо­ванном ремнями безопас­ности и/или специаль­ными крепле­ниями ISOFIX. При этом ребёнка нужно обязательно посадить в специальное детское кресло. Оно должно быть надёжно закреплено в соответ­ствии с инструкцией произво­дителя и подходить малышу по весу и росту. Ребёнка пристёгивают встроенными в ДУУ ремнями безопасности.

Перевозка детей от 7 до 11 лет

Детей в возрасте от 7 до 11 лет можно возить как на передних, так и на задних сиденьях автомобиля. При поездке сзади уже разрешено просто пристёгивать их штатными ремнями. Но в реаль­ности они не способны правильно удержать тело ребёнка низкого роста при столкно­вении. Лучше использовать полноценное детское кресло или упрощённые модели ДУУ (бустеры), которые позволяют безопасно пристегнуть ребёнка штатными ремнями безопасности.

Место переднего пассажира считается самым опасным в автомобиле, поэтому возить спереди ребёнка этого возрастного диапазона легально только при использо­вании детского кресла. Оно должно быть подобрано с учётом роста и веса, а также надёжно закреплено.

Перевозка детей от 12 лет и старше

Начиная с 12 лет, вне зависимости от того, спереди или сзади едет ребёнок, он должен быть пристёгнут штатным ремнём безопасности. То есть 12-летний пассажир уравни­вается в правах с родителями.

Но стоит учесть, что штатные системы безопасности машины настроены под реально взрослых пассажиров. Поэтому перед первой поездкой без детского кресла стоит убедиться, что штатный ремень безопасности не давит ребёнку на шею, а вес подросшего пассажира перешагнул отметку 36 кг (тогда в случае аварии преднатяжи­тель ремня безопасности сработает правильно).

Штрафы за неправильную перевозку детей

Размер штрафов за нарушение ПДД устанавли­вается Кодексом об админи­стративных право­нарушениях. Подпункты 3–6 статьи 12.23 КоАП РФ преду­сматривают наказание для водителя, нарушив­шего требования по перевозке детей, в виде штрафа в размере 3000 рублей. Если к нарушению причастно должностное лицо, то взыскание составит уже 25 000 рублей. А для юридических лиц размер «админи­стративки» — 100 000 рублей. По этой статье индивидуаль­ные предприни­матели, которых много среди коммер­ческих перевоз­чиков, несут ту же ответ­ственность, что юридические лица.

Зачем нужно детское кресло

Свод правил, как перевозить детей, не очередной способ обобрать авто­владельцев, как до сих пор считают некоторые водители. Детское кресло не только помогает избежать штрафа, но и по-настоящему бережёт юных пассажиров в авариях — это доказано много­численными наглядными краш-тестами с детскими манекенами.

Созданием и тестированием ДУУ занимаются много­численные инженеры, а также сотрудники испытатель­ных лабораторий. В случае ДТП и даже просто экстренного торможения неокрепшие мышцы и кости ребёнка без должной поддержки и фиксации могут не выдержать перегрузки. Правиль­ное кресло заметно снижает нагрузки на тело маленького пассажира, возникающие при резкой остановке или смене направления движения авто­мобиля. Для этого профиль самого кресла и дополни­тельных мягких аморти­зирующих вставок должен быть тщательно просчитан.

Статистика тоже показывает, что ужесточение требова­ний к перевозке детей позволило снизить детскую смерт­ность в авариях на российских дорогах.

2015 год2016 год2017 год2018 год2019 год2020 год
Общее количество ДТП184 000173 694169 432168 099164 358145 073
Пострадало и погибло254 311241 448270 462233 067227 858199 192
Пострадало детей20 92820 62121 13621 71821 88718 184
Погибло детей737710713628562522

Каким должно быть детское кресло

Размеры и конфигурация детских кресел, а также предельные нагрузки на узлы ДУУ, возникающие при ДТП, рассчиты­ваются исходя из определённого веса и роста ребёнка. Надёжно защитит только то кресло, которое подобрано правильно.

Если автокресло будет слишком большим, оно не сможет обеспечить надёжную фиксацию детского тела, а из-под слабо затянутых ремней ребёнок может выскользнуть при аварии. Если же кресло будет меньше чем нужно, то перетянутые ремни в случае ДТП способны навредить — например, неправильно располо­женные относительно тела пассажира лямки могут привести к травмам внутренних органов. Наконец, в таком слишком тесном сиденье ребёнку будет просто некомфортно ездить.

Использовать вместо полноценного кресла нефиксиру­ющиеся подставки, подушки и детские «адаптеры» на ремни значи­тельно рискованнее, чем кажется на первый взгляд. При резкой остановке вперёд летят не только пассажиры, но и все незакреп­лённые предметы, которые есть в салоне. Это же относится к «перине», на которой сидит ребёнок, — нижняя часть тела лишается опоры, пассажир соскаль­зывает вниз и вперёд. Ремень безопас­ности при этом будет затяги­ваться на подбородке и на грудной клетке, что может привести к серьёзным травмам.

Ещё опаснее возить ребёнка на руках. При резкой остановке авто­мобиля на его тело действует сильная перегрузка, оно становится в несколько раз тяжелее. Так что просто удержать ребёнка материн­скими руками практически невозможно, не говоря о правильной поддержке. А если пассажир при этом тоже не пристёгнут, то риск нанесения взаимных травм многократно возрастает.

Как выбрать детское кресло

ПДД регламентируют основные правила для маленьких пассажиров, но не дают ответ на главный вопрос: какое именно кресло можно и нужно использовать для того, чтобы поездка была максимально безопасной.

Ясность в этот вопрос вносят Правила ЕЭК ООН № 44 и дублирующие их сведения Росстандарта. В них все ДУУ делятся на пять групп, которые не привязаны напрямую к возрасту ребёнка, а ориенти­руются на его текущий вес.

  • Автокресла группы 0 

Они предназначены для новорождённых и могут использоваться в среднем до полугода. По сути, это люлька, подобная той, что устанавли­вается на коляску, в которой малыш лежит. Такую люльку размещают поперёк салона машины. В ней можно перевозить малышей весом до 10 кг.

  • Автокресла группы 0+

Эта группа более распространена в сравнении с предыдущей в силу своей универсаль­ности. Такое автокресло подходит для детей весом до 13 кг, ребёнок в нём располагается полулёжа. Его устанавли­вают спинкой вперёд.

  • Автокресла группы I 

Такое устройство уже больше похоже на классическое сиденье. Оно подойдёт для тех, кто уже уверенно сидит и весит от 9 до 18 кг. Устанавли­вается по ходу движения, ребёнок пристёгива­ется трёх- или пяти­точечными ремнями. Особое внимание уделяется защите головы — кресло снабжают мягкими боковыми подушечками.

  • Автокресла группы II

Подходит для тех, кто окреп и немного вырос, расчётный вес — 15–25 кг. В зависи­мости от конструкции ребёнок может пристёгиваться как штатным ремнём безопасности, отрегулиро­ванным под его рост, так и отдель­ными трёхточечными ремнями.

  • Автокресла группы III 

Такое кресло можно использовать при весе ребёнка от 22 до 36 кг. Это автокресло обычно уже разбирается, превращаясь в бустер (подушку на сиденье без спинки). Фиксация ребёнка — штатным ремнём безопасности.

Но не стоит забывать про рост ребёнка. Каждый произво­дитель кресел по-своему соотносит его с весом. Поэтому сиденья могут отличаться длиной подушек, точками крепления ремней и «пухлостью» дополни­тельных вставок. Чтобы ребёнку было комфортно и безопасно, кресло перед покупкой надо примерить. А в автокреслах II и III категории, где не преду­смотрено интегриро­ванных ремней безопасности, штатный ремень должен располагаться на плече малыша.

Почему кресло должно быть сертифицировано

Детские кресла относятся к товарам, которые подлежат серти­фикации. Она проводится аккредито­ванными лабораториями, которые по итогам независимых испытаний на соответ­ствие стандартам безопасности выдают сертификат. Также на сертифи­цированные кресла клеится бирка с отметкой о успешном прохождении всех тестов.

Требование об испытаниях закреплено в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. В пункте 31 приложения №10 к регламенту указано, что сиденья для перевозки детей должны быть сертифи­цированы и отвечать правилам ООН. Это значит, что перевозка ребёнка в несертифи­цированном детском кресле будет считаться наруше­нием ПДД, даже если прочие обязатель­ные требования (тип кресла, его размер, расположе­ние) соблюдены.

Но главное, сертификат позволяет быть уверенным, что детское кресло в случае ДТП справится со своей прямой задачей. Поэтому обязательно просите серти­фикат при покупке — его подлин­ность можно проверить на сайте Росаккредитации.

Куда в машине установить детское кресло

От надёжной установки детского кресла зависят его «работо­способность» и безопасность для других пассажиров автомобиля. Если правильно подобрать ДУУ, но не зафиксировать его, то в случае ДТП оно не сможет защитить ребёнка и способно нанести травмы всем, кто находится в машине.

Автокресло требуется жёстко фиксировать на сиденье автомобиля, крепление должно исключать возможность как продольных, так и поперечных перемещений. Кресла группы 0 устанавли­ваются на заднее сиденье машины перпен­дикулярно направлению движения. Кресла группы 0+ могут устанавли­ваться спереди или сзади. Их нужно ставить так, чтобы ребёнок располагался лицом против хода движения, — это позволяет избежать травмы шеи у младенца, который ещё с трудом держит голову, в случае аварии или экстренного торможения. Кресла групп I, II и III устанавли­ваются уже лицом по направлению движения как спереди, так и сзади.

При установке детских кресел спереди обязательно отключите фронтальную пассажирскую подушку безопас­ности. Её срабаты­вание при ДТП может быть смертельно для пассажиров, перевозимых в «авто­люльках». Для кресел I, II и III групп открывшийся airbag не будет фатальным, но и не поможет.

Перевозя ребёнка на переднем сиденье, лучше отодвинуть кресло максимально назад. Это сократит риск травм от удара в панель приборов и вероятность попадания осколков стекла или пластика.

Сзади безопаснее всего располагать кресло посередине. Так ребёнок находится на расстоянии от дверных карт, что снижает риск получить травму при боковом ударе автомобиля.

Как закрепить детское кресло

Есть несколько вариантов установки ДУУ. Наиболее распро­странёнными являются ISOFIX и крепление кресла штатными ремнями безопас­ности. ISOFIX по своей сути — это металличе­ские «проушины», интегриро­ванные в силовую структуру кузова и спинку сиденья. ДУУ, оборудо­ванные «ответной» частью таких креплений (замками), можно установить, вставив замок в штатное авто­мобильное крепление «до щелчка». Демонтиру­ется система так же быстро, как и устанавли­вается.

Крепление ISOFIX — самое надёжное и безопасное, поскольку с ним детское кресло фактически становится частью авто­мобиля и не имеет ненужной подвижности. Однако ISOFIX ограничен по весу пере­возимого пассажира, поэтому для II и III групп кресел вместе с ним нужно дополни­тельно использовать штатные ремни безопасности.

Многие, как правило, уже немолодые автомобили могут быть не оборудованы системой ISOFIX. В них детские кресла фиксируются штатными ремнями безопас­ности автомобиля. Такие детские кресла «пристёги­ваются», при этом на самом сиденье ремень фиксируется от проскаль­зывания, что уменьшает его подвиж­ность, хотя не убирает её совсем. В случае ДТП автокресло должен сдержать штатный пред­натяжитель ремня безопасности.

Единой схемы расположения пазов для крепления детского сиденья штатными ремнями безопас­ности нет, поэтому перед установкой нужно внимательно изучить инструкцию, прилагаемую к нему. Например, существуют кресла, для которых преду­смотрено два варианта установки — против и по направ­лению движения. Тут важно не запутаться, в какие именно пазы пропустить штатный ремень.

И какой бы тип креплений вы ни использовали, обязательно проверьте надёжность фиксации детского кресла перед поездкой.

Итак, совсем коротко

  • – Перевозку детей необходимо производить в специализированных автокреслах.

  • – Штраф за перевозку детей без кресла — 3000 рублей для физических лиц.

  • – Детское удерживающее устройство необходимо для перевозки детей до 12 лет.

  • – При весе ребёнка от 22 кг можно использовать специальный бустер, но только при условии, что штатный ремень безопасности при этом лежит на плече, а не на шее.

  • – Подбирать ДУУ необходимо исходя из особенностей ребёнка (вес, рост, комплекция).

  • – При использовании кресла неподходящего размера повышается вероятность получения серьёзных травм при ДТП.

  • – Ни в коем случае не перевозите детей без использования ДУУ и на руках.

  • – ДУУ должны быть сертифицированы.

  • – Детское кресло должно быть надёжно закреплено в автомобиле.

  • – Есть несколько типов креплений детских кресел. Их нужно подбирать отталкиваясь от марки и модели своего автомобиля.

Почитать ещё