Как убрать царапины и сколы с кузова автомобиля

Как правильно буксировать машины с «автоматом», «роботом» или вариатором

Учебник

КОМАНДА АВТО.РУ

Комменты

Мы уже подробно разбирали правила буксировки неисправного автомобиля в отдельной статье. Теперь давайте поговорим о тонкостях этого процесса для машин, оборудованных автомати­ческими коробками передач. Такие трансмиссии устроены сложнее, чем обычная «механика», и буксировка для них может быть вредна или вообще запрещена. Причём и для буксира, и для автомобиля, который необходимо буксировать. Рассказываем, как правильно транспортировать неисправные авто­мобили с разными типами автоматических трансмиссий и что делать, если в помощи нуждается машина с полным приводом.

Почему автомобили с автоматической трансмиссией надо буксировать с осторожностью

Всё дело в конструктивных особенностях автоматических коробок передач. Механические трансмиссии устроены так, что они, во-первых, могут полностью отсоединяться от двигателя — в «нейтрали». Во-вторых, подшипники и шестерни в них смазываются методом «погружения и разбрызги­вания» — то есть механически. Поэтому валы в такой коробке могут крутиться «вхолостую» без каких-либо последствий, а буксировка трансмиссии никак не повредит.

Но автоматические трансмиссии имеют куда более сложную конструкцию и содержат дополни­тельные узлы. Например, у них хитрая гидросистема, которая управляет переключе­ниями передач и обеспечивает охлаждение агрегата и смазку трущихся поверхностей одно­временно. В ней используется отдельный масляный насос, который приводится от двигателя автомобиля. Мотор не работает — давления в гидросистеме коробки нет, а значит, её узлы не смазы­ваются как следует. Когда машина застряла или её просто нужно откатить на несколько метров — это не проблема. Но при долгой буксировке масляное голодание приведёт к интенсивному износу деталей.

Как буксировать автомобиль с гидромеханическим «автоматом»

Всё зависит от того, какая именно коробка передач стоит на автомобиле. Относительно старые модели «автоматов», у которых не больше 5–6 передач, обычно допускают буксировку на расстояние 30–50 км со скоростью не выше 50 км/ч. Чтобы перемещать такую машину с неработающим мотором, нужно в первую очередь разорвать механическую связь двигателя с колёсами. Для этого в трансмиссии предусмотрен аварийный режим «нейтрали»: чтобы водитель смог перевести коробку из режима Р в N даже с выключенным двигателем. Делается это специальным селектором — он может быть скрыт под заглушкой на центральной консоли, а включается отвёрткой, комбинацией нажатий на кнопки или ещё каким-то образом — например, через бортовой компьютер. Алгоритм действий можно найти в инструкции к автомобилю. Там же будут описаны и все ограничения, которые производитель накладывает на буксировку автомобиля.

Более современные автомобили оснащаются автоматическими коробками передач, в которых 8–10 ступеней. У них более плотная компоновка и ещё больше планетарных передач и фрикционов. Такие трансмиссии плохо переносят буксировку с неработающим двигателем, и особенно в режиме реверсивного вращения, когда буксируемый автомобиль поднимают за свободные задние колёса и тянут задом наперёд. У современных коробок передач тоже есть аварийный режим, отключающий трансмиссию от двигателя, но использовать его нужно лишь для того, чтобы вытянуть машину из грязи, отбуксировать на другую сторону парковки или закатить на автовоз. Буксировать такие автомобили тросом нельзя — в случае поломки их необходимо грузить на эвакуатор, буксировать с частичной погрузкой или со специальной подкатной тележкой, исключающей вращение ведущих колёс.

Не рекомендуется буксировать и многие полно­приводные автомобили. Да, у коробки передач такой машины тоже будет режим принудитель­ного перевода в «нейтраль», но используется он обычно для того, чтобы заглохшую и обездвиженную машину можно было вытащить из сугроба, загрузить на автовоз и так далее. Несколько десятков метров на привязи ей не навредят, но километры буксировки будут чреваты серьёзными поломками – и не только коробки, но и муфт, фрикционов или других деталей полного привода.

Как буксировать автомобиль с «роботом»

Если машина оснащена роботи­зированной коробкой передач с одним сцеплением, типа АМТ (автомати­зированная «механика»), то для буксировки достаточно включить нейтральную передачу. Обычно для этого не требуется никаких хитростей. Передачи и сцепление в коробках АМТ управляются серво­приводами по команде электроники – естественно, при работающем двигателе. Но чтобы его запустить, как раз нужна «нейтраль», поэтому она активируется простым движением рычага (с одно­временным нажатием на педаль тормоза).

Поскольку устроен такой «робот» почти так же, как обычная МКПП, тащить машину с ним можно без ограничений по дистанции, с заведённым или заглушенным двигателем (в последнем случае желательна жёсткая сцепка из‑за неработающих усилителей руля и тормозов) и даже задом наперёд.

А вот роботизированные коробки с двумя сцеплениями по конструкции ближе к «автоматам» — большинство из них тоже управляются гидравликой. Перевода селектора в N им недостаточно, поэтому важно, чтобы колёса, к которым идут приводные валы, при буксировке либо были неподвижны, либо вращались в нормальном направлении, а не как при движении назад. Не рекомендуется буксировать машины с такими «роботами» на дистанцию больше 50 километров с неработающим двигателем — без нормальной смазки износ деталей «робота» ускоряется в несколько раз.

Как буксировать автомобиль с вариатором

Хотя бесступенчатые трансмиссии (CVT) устроены проще и содержат меньше деталей, чем «автоматы» и «роботы» с двумя сцеплениями, они тоже плохо переносят длительную буксировку. Ведь и у вариаторов есть масляный насос, поэтому на них распро­страняются те же правила:

  1. Селектор коробки обязательно должен быть в положении «N».
  2. По возможности мотор должен быть заведён.
  3. Скорость не должна превышать 50 км/ч.
  4. Дистанция буксировки ограничивается 50 км.

Это общие правила, однако для некоторых автомобилей с CVT могут быть и отличия. Например, некоторые трансмиссии не имеют режима принудительной нейтрали, а автомобили с большим пробегом советуют буксировать очень медленно и на небольшие дистанции — из‑за того, что масло в трансмиссии содержит продукты износа, что создаёт дополнительный риск повреждения ремня или цепи, шкивов, валов, подшипников и даже гидравличе­ского блока.

Поэтому для машин с вариатором нужно придержи­ваться простого правила: протащить их на верёвке недалеко и недолго можно, а от длительной буксировки лучше отказаться вообще.

Как узнать, может ли автомобиль буксировать другую машину

Передвинуть заглохшую машину на небольшое расстояние можно любым автомобилем, имеющим проушину для троса. Но при буксировке на значительную дистанцию необходимо учитывать тяговые возмож­ности конкретного автомобиля. Они зависят от значения параметра «допустимая масса буксиру­емого прицепа, оборудо­ванного тормозами», которое можно найти в технических характеристиках.

До 3,5 тонн. Если автопроизводитель допускает езду с прицепами такой массы (столько весят, например, прицепы-дома или яхты), то машина – прирождённый тягач, и буксировка вряд ли повредит её коробку.

До 1,5–2 тонн. С буксировкой таких прицепов (трейлеры с лодками, небольшие дома на колёсах и т. д.) справятся многие средне- и больше­размерные кроссоверы и внедорожники с «автоматами». Нетрудно догадаться, что езда с аварийной легковушкой на тросе тоже не будет иметь для них серьёзных последствий — при соблюдении правил буксировки.

До 1,5 тонн. Обладателям таких автомобилей нужно быть вниматель­ными. Выручить кого-то можно, но очень осторожно — двигатель и коробка на автомобиле-буксире должны быть предварительно прогреты (тянуть «на холодную» нельзя ни в коем случае), селектором надо выбрать режим низких передач вместо штатного «D» или принудительно включить первую ступень. В движении необходимо исключить рывки и интенсивные разгоны, а маршрут желательно выстроить так, чтобы на нём не было подъёмов и обгонов. Да и сам процесс буксировки лучше разбить на несколько этапов, с остановками — для избежание перегрева и двигателя, и трансмиссии.

Если в характеристиках автомобиля вообще нет указаний о прицепах или допускаются только самые лёгкие конструкции без тормозов (не более 750 кг), то от буксировки другого автомобиля лучше отказаться.

Эти рекомендации применимы ко всем типам коробок — не имеет принципиаль­ного значения, установлен на буксирующем автомобиле «автомат», вариатор или «робот». Да, традиционные гидро­механические трансмиссии переносят такие нагрузки легче, но исключи­тельно выносливые коробки встречаются и среди других типов. Спортивный «робот» PDK с двумя сцеплениями на Porsche Panamera Turbo S, например, подготовлен для буксировки прицепов весом до 2,2 тонны, а вариатор внедорожника Nissan Pathfinder 3.5 спроектирован с таким запасом, что без проблем для себя утащит и более солидный вес.

Итак, совсем коротко

  • – Первое правило буксировки – изучить инструкцию по эксплуатации к автомобилю. Если она запрещает буксировку в любом виде и допускает перемещение только на эвакуаторе, то все попытки обойти это ограничение лишь увеличат счёт за ремонт.

  • – Водители эвакуаторов с частичной погрузкой могут не знать тонкостей буксировки для вашего автомобиля. Проследите за тем, чтобы всё было сделано правильно.

  • – Водители автомобилей с «автоматами», «роботами» или вариаторами, которые хотят помочь вам, могут и не подозревать, какими проблемами это способно обернуться для них.

  • – Базовые правила — включение «нейтрали» на буксируемом автомобиле и движение в щадящем режиме с ограничением по скорости и дистанции — обязательны для любой автоматической трансмиссии.

  • – Если неизвестно, допускается ли буксировка автомобиля с полным приводом, то от этой затеи лучше отказаться. Даже если в селекторе режимов трансмиссии есть моноприводная программа 2WD.

  • – Наконец, любая буксировка — стресс и для коробки, и для всей трансмиссии. Если этой процедуры избежать не удалось, то проведите после неё диагностику и при малейших подозрениях замените трансмиссионное масло и фильтры на новые.

Почитать ещё