Масло для «автомата», «робота» и вариатора: классификация и инструкция по применению

Как понять, что у автомобиля неисправна коробка передач
Учебник

Команда Авто.ру

Идеальная коробка передач в автомобиле — та, работа которой незаметна водителю. Увы, порой это совсем не так — у трансмиссии появляются посторонние шумы, вибрации, пробуксовки или что-то ещё более странное. Ремонт столь сложного агрегата лучше доверить тем, кто с ним хорошо знаком. Но прежде, чем ехать в сервис, стоит разобраться в причинах — ведь у каждой неисправности есть свои симптомы. В этой статье мы постарались описать их все, причём для всех видов трансмиссии.

Признаки поломки механической трансмиссии

Механическая коробка передач считается наиболее сложной в использовании: она требует от водителя навыков обращения со сцеплением, понимания оптимальных моментов переключения передач и выбора нужной ступени. Одновременно с этим МКПП — самая надёжная разновидность трансмиссии, в силу относительной простоты конструкции и нетребовательности к её обслуживанию. Тем не менее типичные неисправности есть и у «механики».

Коробка шумит при работающем двигателе и нейтральном положении рычага КПП. Это может означать сильное загрязнение масла или попадание в него воды — в этом случае достаточно промыть коробку и обновить смазку. Но чаще причиной шума становится износ одного или нескольких подшипников — их придётся менять. Ещё одна причина постороннего звука на «нейтрали» — износ выжимного подшипника сцепления. В этом случае шум заметно усиливается при выжиме педали сцепления.

Шум (скрежет) в момент переключения передачи. Обычно он говорит о не до конца выключающемся сцеплении или поломке муфт синхронизаторов в коробке. В первом случае можно попытаться обойтись регулировкой привода сцепления, во втором придётся ремонтировать КПП. И если с этим затянуть, детали будут продолжать интенсивно изнашиваться, а результатом станет затруднённое, а то и вовсе невозможное переключение передач.

Коробка ведёт себя как обычно, но после стоянки под автомобилем остаются капли трансмиссионного масла. Это свидетельствует о потере герметичности сальников или прокладок коробки. Если долго не замечать проблему, уровень масла упадёт до критического, а следом быстро появятся описанные выше симптомы и их причины — из-за недостатка смазки выйдут из строя подшипники и муфты переключения.

При включённой передаче обороты мотора растут, а скорость не увеличивается. Это верный признак критического износа ведомого диска сцепления. Помимо неудобств в езде, затягивать с ремонтом не стоит и по той причине, что изношенный диск сцепления может повредить маховик двигателя — и счёт за ремонт станет значительно больше. 

Самопроизвольное выключение одной или нескольких передач (в просторечье — «выбивает скорость»). Причинами могут быть поломки или необходимость регулировки привода переключения — механизма, соединяющего тросами или тягами КПП с рычагом в салоне. Увы, могут быть и более дорогостоящие причины внутри коробки — например. износ вилок переключения передач или шестерён.

Вибрации кузова при работающем двигателе. Помимо неисправностей самого мотора, причины могут крыться и в коробке — в это могут быть виноваты ослабшие болты крепления коробки передач к двигателю или её изношенные опоры.

Основные симптомы неисправности «автомата»

В былые времена классические гидромеханические коробки передач были дорогими и не очень эффективными, но надёжными. Во многом за счёт принципа работы таких агрегатов, ведь эта трансмиссия благодаря гидротрансформатору хорошо гасит ударные нагрузки. Но со временем «автоматы» стали намного сложнее (сейчас многие из них обогнали МКПП по количеству передач) и требуют повышенного внимания. Обратная сторона технического прогресса — любую серьёзную неисправность автоматической трансмиссии сложно не заметить. Как правило, агрегат переходит в аварийный режим (например, остаются доступными только одна или часть передач), а на панели приборов появляется сообщение о неисправности. Но «читать» симптомы водителю тоже полезно — чтобы не доводить агрегат до этих крайностей.

Толчки и даже удары при переключении ступеней. Пожалуй, самая часто встречающаяся проблема. В гидромеханической трансмиссии они могут быть следствием как износа фрикционов, так и начинающихся проблем с гидроблоком и соленоидами.

Неадекватная работа «автомата» — например, «зависания» на одной передаче, несвоевременные переключения и тому подобное. Она может быть вызвана сбоями в работе блока управления (ЭБУ) или «глюками» иного электронного оборудования, в первую очередь любого из многочисленных датчиков.

Гул при работе «автомата». Как и в МКПП, это в первую очередь свидетельствует об износе подшипников — в «автомате» их тоже хватает. В качестве его лечения подшипники нужно будет заменить.

Отказ автомобиля переключать режимы и начинать движение. Проблема нередко кроется в селекторе коробки передач, установленном в салоне. В случае с механическим рычагом неисправность может заключаться в износе подвижных деталей или отказе выключателей. А там, где режимами «автомата» управляет джойстик, спектр возможных проблем дополняется выходом из строя их электронных компонентов и программными сбоями.

Режимы движения включаются, но автомобиль не едет. Это может говорить о проблемах с гидротрансформатором, масляным насосом, соленоидами или клапанами гидроблока. В любом случае не избежать вызова эвакуатора или буксира и визита на сервис для диагностики и ремонта.

Потёки масла на «автомате» или под машиной. Как и в случае с механическими коробками передач, автоматические трансмиссии могут терять рабочую жидкость через негерметичные сальники и прокладки. Однако в их случае низкий уровень масла помимо выхода из строя подшипников может привести и к более дорогостоящим последствиям. Например, перегреву и подгоранию накладок фрикционов, выходу из строя масляного насоса, проблемами с соленоидами и гидроблоком управления.

Вибрации при движении автомобиля. Они могут указывать не только на аналогичные «механике» проблемы с креплением и опорами, но и на неисправный гидротрансформатор.

Главные признаки проблем с вариатором

Вариатор в целом по конструкции проще традиционного «автомата», в нём меньше шестерён, подшипников, фрикционов. Но и тут хватает электроники, гидравлических контуров управления, а роль сцепления выполняет тот же гидротрансформатор. При этом сам принцип работы вариатора делает его уязвимым перед слишком высокими и ударными нагрузками, от которых страдают конусы и ремень. Впрочем, в современном вариаторе их тщательно оберегает электроника.

Автомобиль плохо разгоняется и не набирает скорость выше определённого предела. Такое происходит, когда при самодиагностике коробка выявляет существенные неполадки — и блок управления переводит агрегат в аварийный режим. Попутно обычно выводится предупреждение на панель приборов.

Вариатор буксует подобно «механике» с изношенным сцеплением. Пробуксовка вариатора может быть связана с износом ремня (или цепи, в зависимости от конструкции коробки), проблемами с механизмом сжатия конусов или недостатком давления в гидросистеме — в частности, по вине масляного насоса.

Рывки во время набора скорости. Чаще всего они связаны с неправильной работой модуля управления или электромагнитных клапанов.

Автомобиль дёргается не только во время разгона, но и при равномерном движении. Это может говорить о выходе из строя ремня (или цепи в зависимости от конструкции вариатора) и конусов.

Трансмиссия не желает менять передаточное отношение. В этом случае под подозрением электроника — следует проверить модуль управления, датчики, электропроводку и соединительные разъёмы.

Гул и вибрации при работе коробки. Как правило, они вызваны износом подшипников, которые необходимо менять.

Течь рабочей жидкости через негерметичные сальники и прокладки. Она возможна и у вариатора, при этом понижение уровня масла до критического приведёт к переходу в аварийный режим и потере работоспособности агрегата.

Типичные симптомы неисправности роботизированных коробок передач

Роботизированная коробка, по сути, совмещает в себе конструкцию «механики» с системой управления передачами, похожей на таковую у «автомата». Из-за этого у «робота» могут проявляться симптомы, присущие обоим агрегатам. Как и в других автоматических трансмиссиях, здесь есть возможность самодиагностики и, как следствие, использования аварийных режимов с предупреждением водителя сигналом на панели проборов.

Толчки при переключениях, а также подёргивания при начали движения. В первую очередь они говорят об износе сцеплений или сбое в адаптации их актуаторов.

При нажатии педали газа обороты двигателя увеличиваются, но автомобиль набирает скорость медленно. Как и у «механики», это признак пробуксовки чрезмерно изношенного сцепления.

Проблемы с переключением передач — задержки, зависания на одной ступени. Обычно они связаны с неисправностями в блоке управления, совмещающем электронику с гидравлической или электромеханической частью. Такой блок, называемый мехатроником, в силу сложности его конструкции бывает очень трудно отремонтировать, и остаётся только менять целиком.

Утечка масла через сальники и прокладки. В отличие от остальных коробок, у «робота» может быть два контура смазки, в которых используются разные масла. Снижение уровня в одном из них приводит, как у МКПП, к износу подшипников, шестерён и т.п., а потери масла во втором вызывают нарушения в работе системы управления коробкой.

Повышенный шум при работе «робота». Обычно говорит об уже износившихся подшипниках или шестернях, которые требуют замены.

Вибрации при движении. Могут быть следствием ослабления крепления коробки передач к двигателю или износа её опор.

Итак, совсем коротко

  • – Самые неприятные симптомы неисправности МКПП — трудности с включением передач или их самопроизвольное выключение. Обычно именно они свидетельствуют о неизбежном крупном ремонте агрегата.

  • – Даже мелкие отклонения в работе «автомата» часто ведут к существенным затратам на их устранение. При этом некоторые из них могут «уйти» после замены масла в коробке на свежее.

  • – В вариаторе самые дорогие части — конусы и ремень, поэтому нужно обращаться в сервис при первых же симптомах проблем с ними, обычно это рывки или ощутимая пробуксовка. Не стоит тянуть до момента, когда коробка перейдёт в аварийный режим.

  • – Роботизированная коробка передач совмещает в себе элементы конструкции «механики» и автоматических трансмиссий. А вместе с этим — и их симптомы неисправностей.

Почитать ещё