Как купить и привезти в Россию автомобиль из Казахстана, Белоруссии или Армении

Как перевозить велосипед на автомобиле: все виды багажников с плюсами и минусами
Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

Велосипед — идеальное транспортное средство для активного отдыха. Однако кататься по пыльному городу — удовольствие не настолько желанное, как прогулка на двух колёсах по красивым природным местам. Проблема — как доставить туда велосипед? Можно, конечно, попытаться затолкнуть велик в салон собственной машины, но куда удобнее везти его снаружи. Для этого давно созданы специальные системы креплений, или, говоря проще, велобагажники. Рассказываем, какими они бывают и на что обратить внимание при выборе.

На какие машины можно устанавливать велобагажник

С точки зрения законодательства система креплений для перевозки велосипедов практически не отличается от любого другого багажника или прицепа, предназначенного для транспортировки груза. Требования к велобагажнику те же: конструкция должна обеспечивать надёжное крепление, не перекрывать обзор, не блокировать световые приборы и регистрационные знаки и не нарушать устойчивость автомобиля. Всего этого требует п. 23 ПДД РФ. Но кроме этого есть ещё и Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, в 5-й главе которого говорится, что любое дополнительное оборудование должно быть сертифицировано для конкретной модели транспортного средства (ТС).

Получается, что легально дооснастить автомобиль креплениями для велосипеда(ов) можно только в том случае, когда их установка конструктивно предусмотрена заводом-изготовителем. Или если производитель багажника сам провёл все испытания и получил сертификат. Например, просто приварить крепления к усилителю бампера или воспользоваться аксессуаром от другой модели — нельзя. Подробно о тонкостях перевозки грузов и разрешённых «доработках» мы рассказывали в отдельных материалах.

Какие багажники для велосипедов бывают

Сегодня выбор багажников для двухколёсного транспорта очень большой, но большинство конструкций можно разделить на 4 основных типа, в зависимости от точек крепления к автомобилю.

На крышу

Самая простая конструкция. В этом случае профилированная продольная планка крепится за предварительно установленные поперечины обычного багажника на крыше. Велосипед устанавливается на конструкцию вертикально и обычно закрепляется в трёх точках — колёса притягиваются к планке ремнями, а рама фиксируется специальной вертикальной штангой. Использовать этот тип креплений можно только в том случае, если багажник на крыше допускается конструкцией самого автомобиля. Например, для кабриолетов с мягким верхом такой вариант недоступен.

На крышку или дверь багажника

Эти системы обычно представляют собой раму для навески одного или нескольких велосипедов с распорками и «крюками». Первые упираются в кузовные элементы (дверь, крышку багажника, бампер), вторые цепляются за их кромки, притягивая конструкцию к кузову. Существуют также модели, в которых жёсткие стойки заменены на ремни. Обычно они дополнительно крепятся за нижнюю кромку бампера.

Раньше подобные решения использовались только на универсалах и минивэнах, но сейчас можно найти версии и для седанов.

На фаркоп

Такие багажники бывают двух видов — стойки, на которые велосипед «вешается» аналогично системе с креплением к багажной двери, или в виде платформы, куда он ставится так же, как на крышу, — только не вдоль, а перпендикулярно оси автомобиля. Как правило, и та, и другая конструкция рассчитаны на перевозку нескольких (2–4) велосипедов одновременно.

И платформы, и кронштейны при такой установке крепятся только к фаркопу автомобиля с помощью специального зажимного механизма. Соответственно, они предназначены для машин, сертифицированных для буксировки прицепа и оборудованных тягово-сцепным устройством.

На запасное колесо

Подразумевается та «запаска», которая расположена снаружи кузова, на пятой двери. Багажники могут крепиться поверх или вместо колеса — на его штатное место. По очевидным причинам такой вариант могут рассматривать только владельцы кроссоверов и джипов с соответствующей конфигурацией двери багажного отсека.

Какое крепление для велосипеда выбрать

Сначала необходимо продумать все нюансы использования велобагажника, которые зависят от условий эксплуатации автомобиля, его хранения и даже конструкции велосипеда. Разные типы багажников имеют свои достоинства и недостатки.

Крепление на крыше

Плюсы:

  • Не загораживает обзор.
  • Не перекрывает госномер и задние фонари.
  • Не ограничивает доступ в основной багажник.
  • Легко монтируется на поперечные планки.
  • В случае аварии велосипед не несёт дополнительной опасности для пассажиров.
  • Демонтированная система не потребует много места для хранения.

Минусы:

  • Автомобиль становится более восприимчив к ветру.
  • Увеличивается высота, из-за этого возникают затруднения при проезде под низкими мостами или при заезде на крытые парковки.
  • На скорости в салоне становится шумнее.
  • Из-за возросшего сопротивления воздуха увеличивается расход топлива.
  • Неудобная погрузка велосипеда. Для высоких автомобилей может даже потребоваться стремянка.

На что обратить внимание при выборе:

  • Место расположения фиксатора штанги. Чем он ближе к дуге багажника, тем его удобнее фиксировать.
  • Вес багажника с велосипедом не должен превышать максимально допустимую нагрузку на крышу.

Самый простой крепёж для велосипеда можно найти примерно за 3 тысячи рублей, а стоимость продукции известных брендов достигает 15–20 тыс. рублей.

Крепление на крышке багажного отсека

Плюсы:

  • Меньше остальных типов влияет на аэродинамику и управляемость.
  • При погрузке велосипед не придётся поднимать слишком высоко.
  • Чаще всего не увеличивает высоту автомобиля.
  • Не требует наличия заранее установленного оборудования.
  • Демонтированная система не потребует много места для хранения.

Минусы:

  • Может мешать обзору через заднее стекло.
  • Часто загораживает номерной знак и задние фонари.
  • При регулярном использовании дверь багажника может провиснуть.
  • Большой риск повреждения ЛКП при установке системы.
  • В случае ДТП усугубит повреждения автомобиля и может быть опасен для пассажиров.
  • На неровной дороге есть риск повредить кузовные элементы.

На что обратить внимание при выборе:

  • Все точки соприкосновения крепёжной системы с кузовом должны быть хорошо прорезинены.
  • Более широкий диапазон регулировок позволяет надёжнее фиксировать велобагажник.

Стоимость таких креплений начинается примерно с 8 тысяч рублей. Средняя цена на модели от известных производителей варьируется от 15 до 40 тыс. рублей.

Крепление на фаркоп

Плюсы:

  • Не сильно влияет на аэродинамику и управляемость.
  • Удобная погрузка велосипеда. В некоторых моделях его можно просто закатить на платформу.
  • Не увеличивает высоту автомобиля.
  • Не нагружает кузовные элементы.
  • Практически не перекрывает обзор.
  • В случае ДТП не несёт дополнительной опасности для пассажиров.

Минусы:

  • Необходимо устанавливать на машину фаркоп.
  • Большинство креплений загораживает номерной знак и задние фонари.
  • Ухудшает проходимость автомобиля.
  • Модели-платформы требуют много места для хранения.
  • Более высокая цена относительно других систем.

На что обратить внимание при выборе:

  • Багажники в виде кронштейнов легче, компактнее и мобильнее, но не оснащаются дублирующими фонарями. Платформы удобнее в использовании, однако сами по себе более громоздкие, кроме того, они заметно дороже.
  • Некоторые системы оснащают откидным механизмом, он позволяет получить комфортный доступ в багажник.
  • Если на платформе установлены повторители фонарей и специальная площадка для госномера, то для полноценного функционирования такой системы потребуется не только сам фаркоп, но и розетка.

Стоимость навесных систем начинается примерно от 8 тысяч рублей, а платформы стартуют с отметки чуть выше 30 тысяч. Изделия именитых брендов на 3–4 велосипеда могут стоить более 100 тыс. рублей.

Крепление на запасное колесо

Плюсы:

  • Мало влияет на аэродинамику и управляемость.
  • Достаточно удобная погрузка велосипеда.
  • Не увеличивает высоту автомобиля.
  • Большинство систем компактные.

Минусы:

  • Может загораживать номерной знак и задние фонари.
  • Нагружает петли багажника.
  • При ДТП может дополнительно деформировать кузов.
  • Перекрывает обзор через заднее стекло.
  • Может потребоваться демонтаж запасного колеса.
  • Подходит для ограниченного количества моделей автомобилей.

На что обратить внимание при выборе:

  • Точка крепления велобагажника. Система может «цепляться» непосредственно к колесу или к его кронштейну. Устойчивее те, которые связаны с кузовом напрямую.
  • Дополнительные фиксаторы. Устойчивость обеспечивают привязными ремнями или каркасом из труб. Нужно подобрать ту модель, которая позволит плотно закрепить конструкцию, зачастую ремнями это сделать проще.

Купить такие кронштейны можно в пределах от 7 до 40 тыс. рублей.

Общие рекомендации по выбору велобагажника

  • Главное — багажник должен подходить к автомобилю. Отметка об этом должна быть в сертификате.
  • Вне зависимости от типа багажника нужно обращать внимание на грузоподъёмность системы. Максимальную нагрузку производитель указывает в инструкции.
  • Более дорогие конструкции часто оснащают натяжителями с ограничителем усилия. Это позволит крепко подтянуть весь крепёж, но при этом не деформировать ни велосипед, ни кузов.
  • В качестве опции на велосипедные багажники могут быть установлены дополнительные замки. Это позволяет защитить груз от кражи.
  • Несущую часть конструкции чаще всего изготавливают из стали или алюминия. Стальные дешевле, но при этом имеют большой вес, что сказывается на удобстве эксплуатации. Алюминиевые модели дороже, но меньше нагружают автомобиль.
  • Все элементы, которые контактируют с кузовом, должны быть покрыты резиной или иметь пластиковые проставки, чтобы не поцарапать краску.
  • Гибкие элементы и защёлки со временем изнашиваются. Стоит заранее уточнить возможность приобретения таких запчастей отдельно от всей конструкции.
  • Следует учесть, что спойлеры, нестандартные бампера, дополнительные внешние осветительные приборы и прочие «модификации» могут помешать установке. Но даже если машина без «тюнинга», велосипедный багажник всё равно лучше примерить перед покупкой.

Как установить крепление для велосипеда на машину

Все велобагажники имеют разные способы установки, что связано с индивидуальными конструктивными особенностями моделей. Крепёж может быть быстросъёмным (защёлки, пластиковые клещи) или реализован обычными болтами, когда для монтажа дополнительно потребуются гаечные ключи. Оба варианта достаточно надёжны, но первый удобнее и, соответственно, дороже.

Фиксация на крыше, фаркопе или запасном колесе не требует предварительной подготовки — достаточно просто воспользоваться прилагаемой инструкцией.

Установка велосипедного багажника на пятую дверь немного сложнее из-за множества регулируемых элементов. Перед монтажом также стоит провести небольшую подготовительную работу, а именно — протереть кузов от пыли и грязи в местах, где будет крепиться конструкция. Это поможет избежать появления локальных царапин и затёртостей. Ещё стоит обратить внимание, что в одиночку повесить такой велобагажник может быть затруднительно, особенно если в его конструкции предусмотрены не ремни, а жёсткие опоры.

Вне зависимости от того, куда будет крепиться багажник, нужно проверить, чтобы конструкция была устойчивой и весь крепёж был надёжно затянут. После поездки с велосипедами проверку стоит повторить, а крепёж при необходимости подтянуть.

Как ездить с велосипедами

Два главных правила при езде с грузом, закреплённым снаружи, — это соблюдать скоростной режим и воздерживаться от резких манёвров. С велосипедами это тоже актуально. Во многих инструкциях к кронштейнам отдельной строкой прописывают ограничения по разгону, это более актуально для багажников, закреплённых на крыше и фаркопе. Также стоит избегать грунтовых дорог и других неровных дорожных покрытий: лишние вибрации не пойдут на пользу крепёжным элементам.

Наконец, нужно не забывать об изменившихся габаритах автомобиля. Особенно это касается багажников, прикреплённых к фаркопу или на крыше. С ними труднее всего парковаться, тем более что штатная камера заднего вида и парктроники обычно становятся бесполезными.

Итак, совсем коротко

  • – На автомобиль можно устанавливать только сертифицированные системы крепления и багажники.

  • – Кронштейны можно установить на крышу, наружную «запаску», багажную дверь или на фаркоп.

  • – Подбирать подходящую систему для перевозки нужно исходя из характеристик и оснащения автомобиля, а также удобства эксплуатации.

  • – При перевозке велосипеда следует соблюдать скоростной режим, рекомендованный производителем крепления, избегать неровностей на дороге, воздержаться от резких манёвров. А также осторожно маневрировать в ограниченном пространстве, учитывая изменившиеся габариты автомобиля.

Почитать ещё