Промывка двигателя: как она делается и насколько необходима

Остаток протектора шины: почему он важен и как его определить

Учебник

Михаил Медведев

Комменты

У большинства вещей есть свой срок службы, и автомобильные шины не исключение. Можно сколь угодно бережно к ним относиться, неукоснительно исполнять все предписания и советы производителя, но вечными покрышки от этого не станут. Просто потому, что каждый разгон и торможение сказываются на протекторе — возможно, самой важной части автомобильной шины. Он же в большинстве случаев показывает, когда покрышки пора менять. Рассказываем, какой должна быть глубина протектора и как её измерить.

Почему так важно состояние протектора шин

Всё просто: шина с изношенным протектором может стать причиной ДТП. Его рисунок, состоящий из ламелей, блоков и канавок, определяет характеристики шины. И именно протектор обеспечивает связь автомобиля с дорогой, создавая пятно контакта. Естественным образом стираясь при эксплуатации, протектор теряет свои первоначальные свойства. В итоге наступает момент, когда остаточная глубина рисунка протектора шин становится слишком маленькой — и покрышка больше не может исправно выполнять свои задачи.

Вот почему очень важно следить за остатком протектора — от его высоты напрямую зависит безопасность на дороге, а порой и жизнь водителя.

Действительно ли шины с минимальным остатком протектора приведут к ДТП? С очень высокой вероятностью — да. Ведь покрышки с затёртыми водоотводящими канавками, вырезанными на протекторе, неэффективно выталкивают влагу из пятна контакта, что становится причиной аквапланирования. Проще говоря, автомобиль всплывает над дорогой на водяной плёнке и перестаёт слушаться руля. И чем меньше остаток протектора, тем ниже скорость и мельче лужа, из-за которых это произойдёт. 

Фото: Goodyear

А если минимальная высота протектора зимней резины ниже нормы, автомобиль станет непослушным на льду и снегу. Наконец, изношенные шины значительно увеличивают тормозной путь и негативно влияют на управляемость.

Какая высота протектора допустима правилами

Стирать шины до предела не только опасно, но и незаконно. Остаток протектора автомобильных шин строго регламентируется Правилами дорожного движения и не должен опускаться ниже определённых значений. Инспектор ГИБДД имеет полное право на месте проверить минимальную глубину протектора любого автомобиля и, если та не соответствует разрешённым стандартам, — выписать штраф.

Разрешённый минимальный остаток протектора шины отличается в зависимости от типа покрышки. На летних шинах допустимый Правилами остаток протектора составляет 1,6 мм

У зимних шин высота протектора больше изначально, поэтому требования к ним другие. Если остаток протектора для зимней резины легкового автомобиля составит менее 4 мм, то такие шины непригодны для эксплуатации.

Как понять, что шина изношена

Опытные водители могут понять по поведению машины, что пора менять покрышки. Для всех остальных производители шин придумали полезных помощников. Поскольку остаток протектора — очень важный параметр, многие шины оснащены так называемыми индикаторами износа. Они подразделяются на три основные категории.

Цифровой индикатор остатка протектора

Самый наглядный из всех. На протекторе таких покрышек можно увидеть цифры, нанесённые специальной краской или выдавленные прямо в резиновом составе, которые показывают, сколько миллиметров протектора осталось. 

На новой покрышке будет видна вся линейка цифр, например, от 1 до 8. Значит, изначальная глубина протектора — 8 мм. По мере износа шины цифры, выдавленные на разную глубину, будут исчезать. Когда останутся только двойка и единица — покрышку пора заменить на новую. Для зимних колёс этот момент наступит ещё раньше — ведь минимальный остаток протектора зимних шин не должен быть ниже 4 миллиметров.

Фото: Nokian Tyers

Цветовой индикатор остатка протектора

Некоторые фирмы используют более простую цветовую маркировку. Если на протекторе шины появились цветные — обычно красные или жёлтые — полосы, которых раньше не было, значит, остаток протектора минимален. 

Объёмный индикатор остатка протектора

Третий распространённый способ индикации — объёмные маркеры, установленные в водоотводных канавках шины. Именно они показывают, какая остаточная глубина рисунка протектора шин допускается производителем. На новой покрышке маркеры малозаметны, но при предельном износе они полностью перекроют собою водоотводящие канавки. 

Фото: Michelin

Как самому измерить остаток протектора

Однако не все шины имеют индикатор остатка протектора. Поэтому стоит знать, как можно измерить глубину протектора самостоятельно. Существует несколько способов, и все несложные.

Продаются даже специальные приборы для измерения остатка протектора — глубиномеры, но можно обойтись и без них. Особенно если у вас есть штангенциркуль или простая линейка. Высота протектора измеряется от нижней части водоотводящей ложбинки до верхнего края остатка протектора.

Если под рукой нет даже линейки, сгодится и двухрублёвая монета. Поместите её в канавку и, если не сможете прочитать слово «рубль», значит, остаток протектора как минимум 6 мм. Слово «рубль» уже читается? Значит, остаточная высота протектора шин не более 4 мм. И если такой результат вы получили, измеряя минимальный остаток протектора зимних шин, то их стоит поменять.

Фото: Goodyear

Итак, совсем коротко

  • – Протектор — самая важная часть шины, поэтому необходимо следить за остаточной глубиной рисунка протектора.

  • – Если минимальная глубина протектора ниже нормы, такие шины могут стать причиной ДТП. Автомобили на покрышках с минимальным остатком протектора плохо тормозят и плохо управляются.

  • – Допустимый остаток протектора зимних шин легкового автомобиля — 4 мм.

  • – Минимальная глубина протектора летних шин составляет 1,6 мм.

  • – Определить высоту остатка протектора можно по специальным индикаторам на самой шине. Они бывают цифровыми, цветовыми и объёмными.

  • – Остаток протектора можно измерить самостоятельно с помощью штангенциркуля, линейки или двухрублёвой монеты.

Фото на обложке: Goodyaer

Почитать ещё