Обновлённый или новый? Самый первый тест Chery Tiggo 4 Pro

Как на обыкновенном УАЗе проехать настоящую гонку (и выиграть её)
Тесты

Юрий Урюков

В российских ралли-рейдах возродили зачёт Р3К — в переводе на понятный язык это значит, что теперь любой желающий на повседневном внедорожнике сможет поучаствовать в статусных соревнованиях на тех же трассах, которые мнут колёсами, например, знаменитые дакаровские КамАЗы. Вот и мы взяли совершенно обычный ульяновский «Патриот» с «автоматом» и отправились в Юрьев-Польский во Владимирской области, чтобы на примере бахи «Князь Владимир» разобраться, как такое спортивное приключение выглядит изнутри.

Скажем сразу — было круто, интересно, волнительно. Для джиперов, мечтающих прикоснуться к автоспорту с минимальными затратами — самое то. Но прежде чем описать наш путь к победе, поясним подробнее, что же вообще из себя представляет состязание в формате ралли третьей категории (Р3К) применительно к бездорожью кубка России по ралли-рейдам.

Какие машины пускают?

На самом деле — любые. Если в «боевых» классах выступают исключительно подготовленные по особым техтребованиям автомобили и багги с омологированными (сертифицированными) каркасами безопасности, то в Р3К рады видеть даже серийную технику. Главное, чтобы она была исправна, не портила природу текущим из агрегатов маслом или другими вредными жидкостями и имела работоспособные ремни безопасности. Из обязательного оснащения — только типичный «набор автомобилиста» с аптечкой, тросом и огнетушителем да знак SOS/OK, чтобы в случае вынужденной остановки на трассе сообщить другим экипажам о своём состоянии. Такую табличку лучше распечатать и заламинировать, но можно и нарисовать от руки на листе формата А3.

Наш экипаж стартовал на полностью стоковом УАЗ «Патриот» с автоматической коробкой передач и 16-дюймовыми дорожными шинами Кама-221. И, как стало ясно на следующий день, даже на таком внедорожнике можно выигрывать!

Ограничения накладывает разве что характер самой трассы. Надо понимать: на идеальных грунтовках ралли-рейды не проводят, и сотню-другую километров придётся бодро ехать по неровному, смешанному покрытию. В частности, маршрут бахи «Князь Владимир» включал 35-сантиметровые броды, ямы глубиной по колено, торчащие корни деревьев, каменистые и грязевые подъёмы-спуски, а также полевые тропы, по которым обычно катается сельхозтехника.

1/3

Разноплановая трасса бахи «Князь Владимир» с высоты птичьего полёта: броды, поля, грунтовки

Кроссоверы на нарядных низкопрофильных колёсах такую экзекуцию вряд ли переживут. Поэтому потенциальным участникам логичнее присматривать выносливые полноприводные внедорожники. И «зубастые» усиленные шины хотя бы категории АТ с доработанной подвеской станут важными преимуществами. А вот скоростные возможности решающего значения не имеют — в ралли третьей категории побеждает не самый быстрый, а самый точный.

Собственно, для ориентира достаточно изучить протокол соревнования. Помимо нашего Патриота, на старт вышли ещё пять УАЗов, пара Jeep Wrangler, редкий в России пикап Jeep Gladiator, Volkswagen Amarok, а также Infiniti QX4 (брат Nissan Pathfinder) профессиональной команды One-Up Motorsport. Всего 11 машин.

Экзотический в наших краях пикап Jeep Gladiator до финиша, увы, не добрался

По ассортименту марок понятен и контингент участников. Организаторы дебютной гонки бросили клич по тематическим сообществам, резонно предположив, что спортивная история должна зацепить тех, кому уже не хватает адреналина и свежих впечатлений в офф-роуд-покатушках и культурных экспедициях. То есть обкатать технологию решили на азартных энтузиастах, имеющих некоторый опыт передвижения вне асфальта. Вот и приехали ребята из клуба Jeep Wrangler, хотя самый масштабный десант всё же высадила весёлая и очень душевная компания проекта «Выходной с УАЗ» — к ней мы и примкнули.

На пробный этап организаторы созывали участников по джиперским клубам и сообществам. Но дальше желающим испытать свои силы придётся действовать самостоятельно: следить за календарём серии на сайте Российской автомобильной федерации, ралли-рейдовыми соцсетями, изучать регламенты и подавать заявки на те соревнования, в которых хочется принять участие. Для новичков не слишком удобно, зато бюрократический опыт пригодится на будущее — для «взрослых» гонок

Кто может участвовать?

Любой человек с водительским удостоверением и нормальным состоянием здоровья — на обязательной медкомиссии перед стартом врач бегло осматривает экипажи и проверяет давление. Определяющий момент — вас должно быть двое: один будет пилотом, другой — штурманом. Позиции равноправные, меняться правила не запрещают.

Экипажу понадобятся шлемы, а штурману — ещё и стабильное электропитание для зарядки смартфона с электронным одометром, который будет работать в режиме нон-стоп

Требования к экипировке тоже предельно гуманные: нужны только жёсткие шлемы. Мы, к примеру, использовали «каски» для рафтинга. Автомобильные или мотоциклетные тоже подойдут, но надо учесть, что без чёткой связи между собой успеха не будет — если защита закрывает уши, то придётся ставить переговорное устройство.

Сколько это стоит?

По меркам автоспорта — почти бесплатно. Если не «разбирать» машину об дорогу, то специфические траты ограничатся стартовым взносом в 5000 рублей и оплатой аренды приборов контроля (GPS-треккер) — 3000 рублей. Иногда организаторы стимулируют спортсменов возвратным «экологическим сбором», чтобы команды не мусорили в лагере.

Судейский GPS-прибор фиксирует скорость и перемещение экипажа по маршруту гонки. Чтобы устройство стабильно ловило спутники, его надо крепить за ветровым стеклом. Спортсмены обычно вешают коробочку на трубу каркаса безопасности, но нам пришлось использовать более грубый способ

Остальные расходы приходятся на логистику. Надо отложить денег на проживание (любители палаточного отдыха могут сэкономить), еду и топливо. Для понимания: УАЗ «Патриот» потребовал полтора бака АИ-92 на дорогу туда-обратно и полную заправку на самих соревнованиях. Но очевидно, что подобные расходы сильно зависят от удалённости гонки и её протяжённости. Баха «Князь Владимир», например, проводилась в два дня, «боевая» дистанция в зачёте Р3К составила 135 километров, не считая так называемых лиазонов — переездов между бивуаком и спецучастками.

В чём суть соревнования?

По пути в Юрьев-Польский это была главная загадка. Дело в том, что формат Р3К организаторы гонок зачастую трактуют весьма вольно. Вплоть до экстремальных вариантов, когда машины без каркаса безопасности запускают по правилам спортивных категорий. То есть по принципу «кто быстрее проехал — тот и победил». Разумеется, в случае аварии последствия бывают печальными: уютных зон вылета, как в «кольце», вдоль грунтовок не предусмотрено, а удары в деревья и камни стандартные кузова, по понятным причинам, не выдерживают совсем. Кстати, в своё время как раз после такого жёсткого инцидента любительский зачёт в ралли-рейдах и отменили. Поэтому правила игры нам хотелось знать заранее, чтобы выстроить грамотную тактику.

1/2

Увы, подготовка регламента — библии спортсмена — потонула в предстартовой суматохе. Принимающую сторону можно понять: из-за аномальной жары в последний момент пришлось перекраивать маршрут (власти региона, резонно опасаясь пожаров, решили не пускать машины в леса), а это колоссальная работа. Зато пока судьи совещались, экипажи спокойно завершили предварительные формальности. Прошли административную проверку документов в штабе соревнования, получили GPS-метку и гоночные номера, установили их, а также показали автомобили техническому инспектору.

1/2

Торжественный старт в самом центре Юрьев-Польского превратили в маленький праздник: выставка гоночных машин, музыка, песни-пляски. Местные ребятишки активно собирали на память автографы спортсменов, в том числе и нашего любительского зачёта

Наконец, на торжественном открытии бахи «Князь Владимир», проходившем на центральной площади древнего города, узнаём правила состязания и получаем контрольные карты для фиксации графика движения. Пролог — зрительский короткий спецучасток длиной 20 километров — предстояло проехать со средней скоростью 40 км/ч, не выходя за лимит 70 км/ч и прилежно собирая на траектории все путевые виртуальные точки. Иными словами, ожидалась, главным образом, штурманская работа: исходя из заданного организаторами времени старта необходимо рассчитать с точностью до секунды время финиша и провести пилота по неизвестной трассе, используя для навигации дорожную книгу (легенду), в которой правильный путь описан условными символами.

Так выглядит контрольная карта, в которой судьи отмечают явку экипажа на пункты контроля времени (КВ), время старта и финиша

Неужели всё так просто?

Это как посмотреть. Если с организационной частью сложностей и правда минимум, то спортивная составляющая однозначно требует определённой сноровки. Что отчётливо показал первый же спецучасток.

На совете экипажа решаем, что мой коллега Пётр Баканов сядет за руль «Патриота», а я, как имеющий автоспортивный опыт вообще и хоть какой-то штурманский в частности, возьму на себя расчёты и навигацию. Получаю у судей легенду и, пока напарник готовит машину к старту — выставляет верное давление в колёсах и протягивает к передним сиденьям зарядный кабель от розетки в багажнике (разъём на передней панели оказался нерабочим, а USB в «бардачке» слабоват), — пытаюсь разобраться в специфических символах ралли-рейдов.

1/2

А это — таблицы условных обозначений и дорожная книга. В левом столбце отмечена дистанция до каждой позиции, в среднем показано направление движения, в правом — дополнительная информация

Для понимания: 20 с хвостиком километров растянулись аж на семь страниц дорожной книги. Причём едва ли не каждая позиция с отсечкой дистанции и указанием направления движения сопровождалась пояснениями вроде ЕЗ (узко) или NBX (много). С ходу выучить профессиональный шифр не представлялось возможным, поэтому наклеиваю на переднюю панель шпаргалки и делаю пометки на полях. 

А затем по совету бывалых гонщиков мну листы легенды, чтобы те не слипались и легко переворачивались в движении...

Дальше — математика. Зная заданную среднюю скорость и длину пролога, определяю, что промчать его мы должны ровно за 31 минуту 12 секунд. И никаких погрешностей — отклонения от графика в обе стороны караются штрафом. Равно как слишком раннее или слишком позднее прибытие на судейские пункты контроля времени вне спецучастка. Да-да, в ралли третьей категории побеждает не быстрейший — а тот, кто собрал за всё соревнование меньше штрафов. Поэтому договариваемся с Петром не суетиться и ехать предельно надёжно.

1/2

Так обозначены на местности судейские пункты контроля времени и старт спецучастка

Однако стартовали мы уже в плотных сумерках — попробуй разгляди ориентиры, когда кругом тёмное поле и одинаковые дороги! К тому же трясёт нещадно. УАЗ ныряет в брод, летит по кочкам, подпрыгивает на подбросах, а штурман висит на ремне безопасности в состоянии невесомости, левой рукой листая легенду, правой делая отсечки на электронном GPS-одометре в смартфоне и следя за графиком движения. Времени на раздумья нет: решения нужно принимать быстро, подчас доверяя интуиции. И выдавать чёткие указания пилоту — с непривычки от бесконечной диктовки на повышенных тонах язык заплетается.

В магазинах мобильных приложений хватает разнообразных штурманских программ — выбирайте по вкусу. Главное, чтобы устройство считало общий километраж, промежуточные расстояния, а также вычисляло среднюю скорость и время движения

Пилоту тоже несладко — трасса коварная: в доказательство на обочине вверх колёсами валяется багги, для него первый день гонки уже закончен. И всё равно на прямиках хочется прижать газ, но нельзя — лимит в 70 км/ч действует на всей дистанции. К счастью, держаться в рамках помогает сам Патриот: пусть штатный ограничитель скорости порой работает нестабильно, но Пётр запрограммировал его с запасом — на 65 км/ч, поэтому по GPS я вижу, что за предел мы не выходим.

Каким-то чудом не блуждаем и на финише оказываемся вовремя, даже с лёгким опережением графика. Сбавляем ход, стараемся подгадать пересечение створа ровно в свою секунду. Вроде получается, но вскоре видим в протоколе СУ-1 безжалостный вердикт — отклонение 32 секунды! Оказалось, я по недосмотру попался на детскую ловушку: включил в длину спецучастка нескоростной отрезок до судейского пункта. И эти несчастные 370 метров сильно сказались на результате. К вопросу о важности точности расчётов в Р3К.

1/3

Все шесть гражданских «Патриотов» успешно финишировали. Лёгкое сервисное вмешательство понадобилось лишь после первого гоночного дня: на нашей машине соскочил шланг омывайки, а коллеге Михаилу Рябинину пришлось подтянуть ступичный подшипник

Впрочем, соперники ошиблись ещё сильнее. Одни превысили скорость, другие отметились на КВ не в свою минуту. Поэтому мы закрепились на втором месте. Впереди со штрафом всего в одну секунду оказался лишь опытнейший Дмитрий Савостин, который приехал на баху «Князь Владимир» потренировать начинающего штурмана.

Как же удалось победить?

Распробовав вкус борьбы, участники зачёта Р3К стали требовать от организаторов «сделать побыстрее». Те пошли навстречу, но только частично: на второй, основной день гонки по соображениям безопасности сохранили максималку в 70 км/ч, а вот норматив по средней скорости подняли с 40 до 50 км/ч. Вроде мелочь, но это здорово усложнило задачу экипажам: наверстать потерянное по каким-либо причинам время будет затруднительно.

А когда нам выдали легенды, опасения подтвердились: листаю объёмный 20-страничный буклет и вижу, что 57 км зачётной дистанции СУ-2 пестрят колеями, опасными подбросами и прочими неприятностями, которые наверняка заставят серийный внедорожник с неподготовленной ходовой сбросить темп. Вдобавок вблизи населённых пунктов установили принудительные ограничения в 30 и 50 км/ч. Вывод очевиден: стараемся на относительно ровных полевых отрезках мчать максимально бодро, чтобы создать задел на взятие корявых участков. И точно нельзя блуждать — искать правильную дорогу будет просто некогда.

Днём ориентироваться на трассе ралли-рейда, конечно, сильно проще. К примеру, определёнными подсказками выступали судейские машины перекрытия — стоит маршал на перекрёстке, значит, движешься в правильном направлении. Да и следы прошедших перед нами автомобилей «боевых» зачётов подсказывали верный путь.

Но всё это работает не всегда: штурманских ловушек тоже набралось достаточно. Представьте: извилистая дорожка резко ныряет вниз к ручью. Пролетаешь брод, карабкаешься по крутой левой «шпильке» наверх и выскакиваешь на поле. Трасса вроде бы в прямой видимости, манит срезать по прямой. Судя по примятой траве, многие так и сделали. А зря. Чутьё подсказало ещё раз взглянуть в дорожную книгу — оказывается, легенда именно в этом месте предписывает проехать кружным путём по краю оврага, где у кучи старых веток организаторы установили маршрутную GPS-точку. Взяли её далеко не все, схлопотав солидный штраф.

Нам удалось этого избежать. Но даже микропаузы «на подумать» обернулись отставанием от графика. За несколько километров до финиша стало ясно, что уложиться в «идеальный» один час, восемь минут и 53 секунды не выйдет. Опоздали на минуту и восемь секунд. Точно такой же результат, кстати, показал женский экипаж Татьяны Дербень и Марины Король, однако девушки нахватали штрафов, равно как и наш главный соперник, выигравший накануне пролог. Да и все остальные участники тоже. Мы же с Петром обошлись без пенализации за превышение скорости и невзятие контрольных точек, что позволило выйти в лидеры с убедительным преимуществом над вторым местом — почти 10 минут!

Ставка на аккуратность сработала. Оставалось лишь довести дело до конца, не допустив грубых ошибок. И это было самое сложное — не спешить, держать себя в руках, когда на кону выигрыш столь статусной гонки. Нервировало и состояние заднего левого колеса, из которого мы извлекли длинный гвоздь — вроде не спускает, но сдюжит ли на спецучастке? Ставить «запаску» некогда, да и нет подходящей — дилерский «Патриот» почему-то укомплектовали зимней шиповкой.

Облегчал задачу тот факт, что маршрут третьего спецучастка полностью совпадал со вторым спецучастком, поэтому заковыристые места не успели выветриться из памяти, а штурманские задачи решались быстрее. И не только у нас — сразу пять экипажей уложились на финише в шесть секунд! Но наш «Патриот» единственный снова проехал чисто, без штрафов. Победа! Причём двойная — в подкатегориях «Туризм» и «Рейд».

Первое место на бахе «Князь Владимир» в «некаркашенном» зачёте заняли Юрий Урюков и Пётр Баканов (Москва), второе — Татьяна Дербень и Марина Король (Республика Алтай/Тверь), третье — представители ярославского клуба «Медвежуть» Андрей Овсянников и Юлия Бельмасова

Конечно, формат Р3К в мире ралли-рейдов ещё требует шлифовки. Подготовка дебютного после долгого перерыва соревнования прошла несколько сумбурно — многое приходилось допиливать буквально на ходу. Но главное, что баха «Князь Владимир» состоялась и вполне успешно: гонка порадовала участников и дала организаторам пищу для размышлений. И они твёрдо намерены двигаться дальше, поскольку эта дисциплина автоспорта сильно нуждается в новых лицах. И вчерашние джиперы-туристы как раз могут ими стать. 


Готовы попробовать силы на своём внедорожнике в настоящей гонке?


УАЗ Patriot на Авто.ру


Фото: Юрий Урюков, Сергей Беляков, Андрей Горелов, Марина Уварова

Почитать ещё