Тест на опьянение придёт через месяц — но можно ли пока ездить? Отвечает юрист

Как рассчитывают расход топлива: отличия методик NEDC, WLTP, EPA и CLTC
Разбор

Роман Сумцов

Заявленный производителями расход топлива часто бывает меньше реального — это известный факт. Всё дело в том, что в мире существует сразу несколько методик измерения расхода и запаса хода. И каждая из них вообще-то мало похожа на ваши ежедневные поездки, хотя очень старается! Мы решили разобраться в особенностях тестов и определить тот, который ближе всего к реальной жизни. 

NEDC. Привет из 1970-х 

В переводе это означает «Новый европейский цикл вождения». Однако в реальности он вообще не новый — его помнят даже первые «Жигули». Разрабатывался стандарт для бензиновых и дизельных автомобилей, но впоследствии использовался также для гибридов и «электричек».

Для проведения испытаний нужен автомобиль и диностенд, который знает массу тестовой машины. Стенд представляет собой несколько валиков, на которые заезжает испытуемый. Вращение покрышек передаётся валикам, те имитируют сопротивление дороги. А ещё перед машиной установлен вентилятор, который создаёт поток набегающего воздуха. 

Тест состоит из четырёх повторяющихся циклов в городе и одной «загородной поездки». Во время городского испытания автомобиль разгоняется, держит скорость, а потом тормозит. И так три раза подряд. Первый разгон до 15 км/ч, второй до 32 км/ч и последний аж до 50 км/ч! При этом максимальное допустимое ускорение составляет около 1 м/с2. Это то же самое, как разгоняться до 50 км/ч за полминуты. Похоже на реальность?

Во время имитации загородной поездки автомобиль развивает 70 км/ч за 41 секунду, держит скорость и затем разгоняется до 100 км/ч. После этого ещё одна пауза без разгонов и снова набор до 120 км/ч. Все ускорения в этом тесте не слишком динамичные. Это связано с тем, что на момент разработки методики автомобили были не такими мощными, как сейчас.

Для замера расхода топлива бензиновых и дизельных двигателей отдельный датчик «нюхает» выхлопные газы и определяет их состав, а компьютер рассчитывает, сколько воздуха поступило в автомобиль и сколько топлива он потратил. В результат записывают среднее значение между городским и загородным тестом. 

У электромобилей рассчитывают разницу между стартовым зарядом аккумулятора и значением после теста. Китайские производители электромобилей полюбили эту методику за щадящие разгоны и полностью выключенное вспомогательное оборудование: свет, подогревы и кондиционер. Да и все тесты делает сам автопроизводитель, который может включить «экорежим» для двигателя и коробки или задействовать систему Start/Stop, когда мотор глушится во время остановок. После тестов достаточно предоставить отчёт об испытаниях в Европейскую комиссию, эксперты проверят данные и разрешат (или не разрешат) указывать полученные цифры.

WLTP. Новый европейский стандарт 

С 1980-х началась подготовка «Всемирной согласованной процедуры испытаний легковых транспортных средств», которая с 2019 года стала обязательной для всех транспортных средств в ЕС, Норвегии, Швейцарии, Исландии и Турции. 

В основе — всё тот же диностенд и замер выхлопных газов. Но теперь циклы испытаний зависят от соотношения массы к мощности автомобиля. Чем мощнее двигатель, тем быстрее будут разгоны, выше максимальная скорость, а сами испытания продолжаются дольше.

Всего ввели три разных класса. Поменяли и скоростные режимы испытаний: скажем, в городском цикле максимальная скорость достигает 56,5 и 76,6 км/ч, а в загородном цикле — 131,3 км/ч. Максимальное ускорение во время теста — около 1,7 м/с2, то есть вдвое быстрее, чем в NEDC. И чтобы попасть под самые жёсткие испытания, не нужно быть спорткаром: достаточно иметь больше 34 Вт мощности на каждый килограмм массы. Например, Skoda Rapid с двигателем на 140 л.с. имеет 84 Вт на каждый килограмм.

Испытание каждого автомобиля должно проводиться при одинаковой температуре окружающего воздуха, с особыми калибровками диностенда (проверке должны предшествовать дорожные испытания, чтобы подобрать нужные настройки) и приборов для замера выхлопных газов. Также ввели регламент на тип топлива, которое должно меняться в зависимости от региона эксплуатации автомобиля. На машине обязательно включают ближний свет, а часть испытаний проводится ещё и с включённым кондиционером.

В итоге результаты автопроизводителей по расходу топлива и запаса хода их машин стали на 12–25% хуже, чем при старой методике. Однако они куда больше похожи на правду.

EPA. Самый беспристрастный тест 

Американское Агентство по охране окружающей среды самостоятельно проводит тестирование всех поступающих на рынок легковых транспортных средств. Для этого используются диностенд, замер выхлопных газов (при их наличии, конечно же) и ряд сценариев: вождение в городе в версии из 1970-х, а также вождение по шоссе и агрессивное вождение, которые были добавлены в 2008 году. 

Деления на классы не предусмотрено. Во время городского теста водитель делает порядка 23 остановок и разгонов, но не двигается быстрее 91 км/ч. Да и никакого удержания скорости практически нет, методика напоминает стандартную езду по городу: газ, тормоз, остановка и всё заново. 

Фото: caranddriver.com

Во время вождения по шоссе остановки не предусмотрены вообще. Автомобиль двигается со скоростью не ниже 45 и не выше 97 км/ч. Тест на агрессивное вождение предусматривает несколько остановок, максимальная скорость 130 км/ч, а ускорение — 3,8 м/с2. 

Дополнительно проводится тест на расход с кондиционером, при температуре окружающего воздуха в 32°C. А при -6°C проводят тест на расход с включенной печкой и устойчивость к перепадам температур у электромобилей. Ведь чем меньше за окном градусов, тем ниже ёмкость аккумулятора.  

В итоге замеры, проведённые по методике EPA, показывают больший расход топлива относительно WLTP и меньший, примерно на 11 процентов, запас хода. И забегая вперёд, можно назвать этот тест наиболее правдивым. Но это не помешало регулятору из Китая изобрести собственные испытания.

CLTC. Китайская методика 

До 2019–2020 годов на китайском рынке был популярен тест NEDC, так как по нему получались самые большие цифры, что хорошо для маркетинга. Портило картину лишь то, что стандарт был родом из прошлого века. В итоге был разработан «Китайский цикл испытаний легковых транспортных средств». 

Он очень похож на европейский WLTC, так как придерживается сразу трёх этапов: медленного, среднего и быстрого вождения. В тестах также есть полные остановки, а предельное ускорение при разгоне значительно ниже по сравнению с современными европейскими испытаниями — 1,47 м/с2.

На первом этапе скорость не превышает 40 км/ч, на втором пиковая отметка составляет около 80 км/ч. При этом предельная «максималка» сильно ниже, чем в Европе и Америке, — всего-то 114 км/ч. А ещё в китайском цикле испытаний машины совершают куда больше остановок, чем в других испытаниях. Объясняется это тем, что стандарт учитывает китайские дорожные реалии. 

Поэтому результаты расхода топлива (энергии) и запаса хода получаются в Китае на 15–25% более оптимистичными, чем у актуального и старого европейского стандарта, что опять же полезно для рекламных и маркетинговых целей.

Чтобы вам окончательно была понятна разница — конкретный пример. Tesla Model 3 на китайском сайте обещает проехать на одном аккумуляторе 675 км, на европейском уже 602 км, а на американском только 576 км. Разница между китайской CLTC и американской EPA — целых 100 километров!


Расход топлива (или энергии) в вашей машине соответствует паспортным данным?

Почитать ещё