Команда Авто.ру
В какой-то момент автомобильные компании перестали быть привлекательным активом для инвестиций. Но сейчас на фоне подъёма рынка после глобального локдауна 2020 года к ним вновь пробуждается интерес. Почему это происходит и насколько выгодными могут быть вложения в автомобильный сектор? Разбираемся вместе с информационным сервисом Яндекс.Инвестиции.
Что происходит с автомобильными акциями?
Для начала стоит немного отмотать время и вернуться в 2019 год. Акции автомобильных компаний в то время называли бесперспективными, а интерес к их покупке стремительно угасал. Однако прошла всего пара лет — и сегодня мы видим принципиально иную картину: компании за год растут на сто процентов и больше. У этого роста достаточно веских причин, но вот пара наиболее ярких.
После марта 2020 года, когда под натиском коронавирусного локдауна весь рынок начал стремительно рушиться, компании потребительского сектора, наоборот, стали приходить в чувство и набирать силы. Пандемия особо «подчеркнула» значимость всего частного. Как следствие, увеличился спрос и на автомобили: в противовес рискованным поездкам на общественном транспорте они стали своеобразными «островками безопасности» для тех, кто не был готов отказаться от передвижения. В первом квартале 2021 года такой гигант, как Ford, уже отчитывался об историческом максимуме своей чистой прибыли. А российский рынок уже который месяц не может справиться с дефицитом, возникшим из‑за ажиотажного спроса на новые автомобили.
Кроме того, за последнее время у компаний проявились две очевидных точки роста: производство электрокаров и развитие беспилотных технологий. Если прежде заявлениями о расширении электрического модельного ряда и развитии автомобильного «интеллекта» хвасталась пара-тройка компаний, включая Tesla, то в настоящий момент большинство консервативно настроенных автопроизводителей вкладывают огромные ресурсы в приближение электрического будущего. Рынок в свою очередь подобные заявления встречает бурным ростом акций. Сейчас у крупных концернов, вроде Volkswagen и Toyota, есть всё, чтобы опередить Tesla и стать лидерами рынка электромобилей.
Даже когда накануне первого апреля компания Volkswagen в шутку объявила о желании переименоваться в Voltswagen, их акции моментально выросли на 6%. А ведь это был всего лишь розыгрыш.
И о каком росте можно говорить?
О неплохом! За последний год компании Ford и General Motors выросли больше чем на 120 процентов, а индийский гигант Tata — почти на 300. Итальянский бренд Ferrari и немецкий BMW тоже прибавили, хоть и в меньших цифрах — на 20 и 40 процентов соответственно. Даже российские производители ГАЗ и КАМАЗ подросли примерно на 20 процентов за год, не обещая при этом никакого сугубо электрического будущего. С акциями Tesla вообще происходит что-то похожее на американские горки: то рост на 700 процентов, то обвал, а затем новый подъём. Хотя этот бренд всё же стоит рассматривать отдельно, поскольку «живость» компании на фондовом рынке во многом объясняется личной активностью её главы Илона Маска.
Каких проблем ждать, инвестируя в автомобильные бренды?
Как и в других отраслях, в автомобильном секторе имеются свои особенности. Одной из наиболее заметных проблем сегодня можно назвать временный кризис, вызванный дефицитом электронных чипов для блоков управления и бортовой электроники. Из‑за недостатка этих компонентов автопроизводители приостанавливают работу своих сборочных предприятий и в срочном порядке ищут альтернативные решения.
При этом всё больше компаний переключается на производство полупроводниковых чипов, а инвестиции в это направление растут. Поэтому вполне вероятно, «узкое место» удастся преодолеть в ближайшее время, после чего можно будет забыть о существовании такой проблемы в автомобильном секторе.
Что и как можно купить российскому инвестору?
Человеку из России, готовому инвестировать в автомобили, доступен выбор акций почти десятка крупных мировых компаний. Среди американских сервис Яндекс.Инвестиции выделяет Ford, General Motors, Tesla и Harley Davidson. «Россияне» на бирже — это прежде всего КамАЗ и ГАЗ. Европейские бренды — это Ferrari и BMW. Кроме того, Яндекс.Инвестиции позволяют приобрести и акции азиатской компании Tata.
Ценные бумаги обозначенных производителей можно приобрести напрямую. Но у российского инвестора есть и другие способы получения автоакций. Например, можно купить индекс акций мировых компаний, то есть часть большого сборного фонда, в котором аккумулированы сотни акций разных компаний. Один процент в нём могут занимать акции условной компании Toyota. Напрямую эти бумаги нам недоступны, поскольку торгуются на токийской бирже, но покупка набора бумаг открывает заветный доступ к инвестициям в любимую компанию.
Или, например, можно взять индекс акций немецких компаний, три процента которого составят акции концерна Volkswagen. Купить небольшую часть фонда для новичка, в принципе, хорошая идея. Потому что такой шаг позволяет вложиться в компанию, которой можно доверять, а заодно максимально разнообразить собственный портфель, чтобы тот был менее рисковым. Поскольку крупные наборы бумаг, как правило, хорошо сбалансированы, то падение одних акций нивелируется ростом других.
Что в итоге?
Потребительский сектор сегодня считается перспективным. Положить в портфель акцию «симпатичной» автомобильной компании и следить за её новостями и развитием — весьма увлекательный процесс, во многом сравнимый с покупкой автомобиля. Приятно чувствовать себя акционером и совладельцем таких брендов, как Ferrari или BMW. Но главное — приобретение автомобильных акций может стать выгодным вложением средств: преодолев последствия кризиса, рынок устремился вверх и сулит большие перспективы.