Иван Владимиров
Странная закономерность. Стоит где-нибудь остановиться и слезть c мотоцикла — на заправке, у магазина или ещё где-нибудь — как рядом тут же обязательно нарисуется персонаж, который поинтересуется, «сколько жрёт и сколько прёт», а потом непременно пустится в воспоминания, как он сам когда-то в детстве ездил на мотоцикле «Ява». И есть только один способ остановить назойливого рассказчика — спросить, какая именно «Ява» у него была. Потому что этот вопрос ставит в тупик практически всех. Поэтому давайте вспомним, какие «Явы» у нас были и какие, возможно, ещё будут.
Где-то между Москвой и Санкт-Петербургом, на привокзальной площади ничем не примечательной станции Окуловка, стоит довольно странный памятник. Скульптор изобразил Виктора Цоя, сидящего верхом на мотоцикле. Странностей действительно хватает. Во-первых, причём тут Цой, который если и бывал в этих краях, то только проездом. Возможно, выходил покурить из поезда Москва — Питер и вернулся обратно в вагон. Во-вторых, причём тут мотоцикл? Судя по свидетельствам современников, Виктор на мотоцикле не ездил — мечтал научиться, но так и не успел...

Впрочем, так ли важно, что автор памятника — московский скульптор Алексей Благовестнов — отступил от исторической правды? Не столь важно и то, что художник весьма приблизительно представлял себе устройство мотоцикла. Если присмотреться внимательно, то заметно, что отдельные части мотоцикла он изображал с натуры — прямо-таки с макетной точностью, а другие лепил по памяти — в общих чертах, как запомнил. Однако марка и модель мотоцикла определяются однозначно — это, конечно же, «Ява»! Если быть точным, то Jawa 250 образца 1962 года (модель 559). Та самая Jawa-«старушка», которая когда-то стала одним из самых массовых и самых желанных мотоциклов в СССР. Утверждают, что к началу
Мог ли такой мотоцикл быть у Виктора Цоя? Честно говоря, вряд ли. Скорее всего, научившись ездить (говорят, это было нужно для съёмок в очередном фильме), он бы приобрёл себе более новую модель. Но скульптор был не так уж и не прав, объединив в одной композиции два символа эпохи. К тому же в детстве Виктор наверняка мечтал именно о такой «Яве». А кто, собственно говоря, в те годы о ней не мечтал?
Немного личного
Окна нашего дома на пересечении улиц Авиамоторная и Энергетическая выходили аккурат на задний двор магазина «Спорттовары». И в какие-то особенные дни у магазина начинал скапливаться народ. Люди приходили ещё затемно и терпеливо ждали открытия. Местные знали: завезли «Явы»! Мы с друзьями с завистью смотрели с балкона на потенциальных счастливчиков и ждали момента, когда же наконец хмурые спорттоваровские грузчики выкатят на задний двор ящик с первым мотоциклом. Их тогда продавали в полуразобранном виде, со снятым передним колесом и упакованными в деревянные обрешётки.

Фото: Vilém Heckel
Рядом всегда крутились личности, предлагающие «за недорого» поставить мотоцикл на колёса и завести. Но опытные покупатели приходили в магазин со своим инструментом: фомка, ломик или топорик — чтобы разобрать обрешётку, набор самых необходимых ключей — чтобы подсобрать мотоцикл, насос — чтобы подкачать шины, бутылочка с бензином — чтобы плеснуть в сухой бак... Впрочем, инструмент можно было и не приносить — на помощь новоявленному обладателю двухколёсного чуда с готовностью бросались мальчишки из окрестных домов.
Вот и я, прихватив из дедовского ящика какие-нибудь клещи или плоскогубцы, тоже бежал вниз по лестнице, чтобы занять своё место в толпе зрителей, которые только и ждали момента, когда их попросят о помощи. Помогать бросались наперегонки. И вовсе не «за недорого», а просто за возможность постоять рядом с новеньким мотоциклом, потрогать его, почувствовать, как он пахнет, и ощутить свою мимолётную причастность к чужому счастью.
В те годы в самом названии «Ява» было что-то романтическое — не наше, заграничное. В голове всплывали образы островов Ява, Суматра, Бали, Борнео — мы хорошо учились на уроках географии! Но, на самом деле, никакого отношения к островам в Индийском океане название мотоцикла не имело. Когда-то оно было образовано путем слияния фамилии Франтишека Янечека и названия немецких мотоциклов «Вандерер» (Janeček и Wanderer), которые он взялся выпускать по лицензии.
История
Всё началось в 1929 году, и случилось именно так, как и было принято в те годы. Где-то в промежутке между выпуском велосипедов, швейных машинок и пулемётов наш Франтишек задумался о производстве моторизованных транспортных средств и со временем всерьёз «заболел» мотоциклами. Получалось у него неплохо. Мотоциклы Jawa быстро снискали популярность у европейской публики и даже успели отметиться на многочисленных спортивных подиумах. Но тут в Европу пришла большая война.
Сам Янечек не пережил оккупации нацистами его родной Чехии, а завод Jawa был национализирован и перепрофилирован на ремонт и обслуживание военной техники. И тут начинается самая романтическая часть истории знаменитой марки. Оказывается, вечерами и ночами после основной работы сотрудники предприятия продолжали разработку новой перспективной модели! Втайне ото всех, по-партизански.
К концу Второй мировой мотоцикл был готов и наделал немало шума на первом послевоенном Парижском автосалоне, где его представили публике. Это была модель Jawa 250 c одноцилиндровым
Следующую модель, вышедшую на рынок двумя годами позже, построили на той же ходовой части, но оснастили уже двухцилиндровым 12-сильным мотором объёмом 350 «кубиков». Покупатели очень высоко оценили работу подвески и мягкость хода обоих мотоциклов, за что дали моделям этого поколения неформальное прозвище Perak (пружинящий). Чуть позже это имя стало официальным.
Perak — в свободном переводе с чешского это детская игрушка: пружинка или высоко прыгающий резиновый мячик. А ещё это супергерой — персонаж городских легенд периода оккупации Чехии фашистами и таинственный народный мститель. В те времена местные жители рассказывали легенды про человека с прикреплёнными к ногам пружинами. Благодаря им он выпрыгивал буквально из ниоткуда, расправлялся с оккупантами и вновь скрывался во мраке. Говорили, он был способен перескочить через грузовой автомобиль и даже небольшой дом...
Легенды легендами, но прозвище оказалось метким и даже патриотичным. Оно подчёркивало уникальные ходовые качества мотоцикла и перекликалось с историей его создания. Именно поэтому вскоре оно стало официальным названием модели.
А дальше начинается кошмар для всех «знатоков» и любителей этой марки. Более 30 лет в производственной программе чешского предприятия были всего две модели — младшая Jawa 250 и старшая Jawa 350, но их заводские индексы менялись с невероятной скоростью. Поэтому мы остановимся только на самых важных и самых знаковых вехах в истории.
Первая серьёзная модернизация модельного ряда произошла в 1953 году. Обе модели вместо задней свечной подвески получили маятниковую, а вместе с ней и первые индексы. Младшая Jawa 250 стала называться моделью 353, а старшая, соответственно, моделью 354. Эти мотоциклы и стали непосредственными предшественниками и прообразами той «Явы», которую все мы знаем с детства.
Любимица Советского Союза
Официально поставки мотоциклов Jawa в СССР начались в 1962 году. Это были модели 559 (Jawa 250) и 354/06 (Jawa 350). Индекс 354/06 вскоре сменили на 360. От своих предшественников эти мотоциклы отличались, прежде всего, характерным кожухом фары головного света, прикрывавшим ещё и большую часть руля. Именно такой мотоцикл стал частью памятника Виктору Цою в Окуловке. И именно он по праву считается самой красивой «Явой» в истории компании. Её у нас любили, и когда в продаже появилась новая модель с индексом 634, то старую окрестили не «старухой», а ласково, «старушкой».
«Ява-старушка», помимо узнаваемого дизайна, имела ещё одно преимущество перед всей без исключения продукцией отечественного мотопрома. Импортные мотоциклы не ломались! То есть ломались, конечно, — всё когда-нибудь ломается — но это происходило настолько редко, что народная молва предпочитала вообще не замечать такие случаи.
Имя «старушка» приклеилось к моделям 559 и 360 после того, как в СССР начались поставки новой Jawa 350 с индексом 634. Это случилось в 1973 году. С этого момента 250-кубовые модели из линейки чешской компании пропали. И если вы уже запутались в индексах (что нормально), не переживайте — мы специально свели их все в единую табличку, чтобы вы могли использовать её как шпаргалку.
Год | Модель | Индекс | Главные особенности |
---|---|---|---|
1946 | Jawa 250 | Первая послевоенная модель | |
1948 | Jawa 350 | Двухцилиндровая версия Jawa Perak | |
1953 | Jawa 250 | 353 | На моделях этого поколения задняя свечная подвеска сменилась маятником |
Jawa 350 | 354 | ||
1962 | Jawa 250 | 559 | Эти модели начали поставлять в СССР, их отличительная особенность — кожух фары, закрывающий почти весь руль |
Jawa 350 | 354/06 – 360 | ||
1970 | Jawa 250 | 623 | Jawa Bizon — эксперимент со стилем: чехи решили отказаться от традиционного дизайна, но рынок модели не принял |
Jawa 350 | 623 | ||
1973 | Jawa 350 | 634 | Переходная модель и последняя Jawa фирменного вишнёвого цвета. Модели 250 в этом поколении уже не было |
1984 | Jawa 350 | 638.5 – 638.0 | Совершенно новая Jawa c алюминиевым двигателем и 12-вольтовой сетью |
2003 | Jawa 650 | Classic | Модель тяжёлого мотоцикла с 650-кубовым двигателем от компании Rotax |
Как раз на счастливых покупателей «Явы» 350 (модель 634) я когда-то с замиранием смотрел из окна и, подойдя поближе, любовался отражениями в её тёмно-вишнёвых боках и солнечными зайчиками, разбегавшимися от хромированных накладок бензобака. И именно эта модель стала последней «Явой», которую окрашивали в характерный вишнёвый цвет. Как ни странно, но во всём мире «Явы» были практически всех цветов радуги, а в Советский Союз они поставлялись только такие.
Jawa 634 оснащалась 344-кубовым мотором мощностью 19 л.с. Сегодня это звучит смешно, а по тем временам мощности хватало с запасом! Для сравнения, ковровские «Восходы» тех лет (которые, кстати, всегда без всякой очереди стояли в тех же «Спорттоварах») выдавали всего 10 л.с., одноцилиндровый ИЖ «Планета 2» — 18 л.с., и только двухцилиндровый ИЖ «Юпитер 3» — 25 л.с. Но «Ява» всё равно была быстрее! Обогнать её на дороге мог только ИЖ «Планета Спорт» с запредельными по тем временам 32 л.с.
Последней технической новинкой «Ява» порадовала жителей бывшего СССР в 1984 году. Это была модель 638, а предыдущую
Тем не менее, на «межгалактической» Jawa 350 наша взаимная любовь с чешской компанией «Ява» закончилась. В 1991 году Союза не стало и предприятие лишилось своего главного покупателя, забиравшего в лучшие годы более 90% всех производимых мотоциклов. Друг на друга наложились сразу множество негативных факторов: в
Ария индийского гостя
На самом деле дружба «Явы» с Индией началась давно. Ещё в 1961 году компания Ideal Jawa India LTD запустила лицензионное производство 250-кубовой «Явы» на местном рынке.
О «Яве» в Индии вспомнили ровно через десять лет: в 2016 году индийская компания Classic Legends, входящая в состав концерна Mahindra Group, вновь выкупила у чехов права на использование марки Jawa в Индии и ещё в нескольких азиатских странах. А двумя годами позже публике представили сразу три модификации абсолютно новой модели Jawa.
Внешне новая Jawa здорово напоминала классические модели из 50–
«Вот бы нам такую!» — писали европейские мотожурналисты, уже успевшие пересчитать цены на новинку из индийских рупий в привычные евро, рубли и чешские кроны. Получалось крайне выгодно! Но дело осложнялось тем, что, по условиям лицензионного соглашения, концерн Mahindra не имел права продавать мотоциклы Jawa в Европе.
Одно время ходили слухи, что в скором времени мы всё же увидим новую-старую «Яву» — без особых изменений, но под другим именем. А недавно стало известно, что индийские бизнесмены ведут переговоры с чехами о расширении лицензионного соглашения — и шансы на возвращении чешской марки велики как никогда.
Мотоциклы Jawa в советском кино
Вместо постскриптума
Так сколько же стоили мотоциклы Jawa? Некоторые вспомнят песню «Ява» Юрия Клинских (Юра Хой) из репертуара культовой группы «Сектор Газа»: «Мне на днях исполнилось шестнадцать лет, Захотел я двухколёсный драндулет, Я к батяне подошёл, сказал: «Купи! Мне на „Яву“ ты кусочек накопи». Автор был совершенно прав: в те годы новенький мотоцикл Jawa стоил чуть больше «куска» — тысячи рублей. Если быть точным — 1080 руб. — астрономические по тем временам деньги!
На сто рублей дешевле можно было купить родственный, но менее престижный мотоцикл CZ350. Ровно тысячу просили за ещё более дефицитный ИЖ «Планета Спорт». Примерно в 900 рублей оценивался ИЖ «Планета», а за 450 рублей продавался никому не нужный «Восход», который брали, пожалуй, только от отчаяния и невозможности накопить на что-нибудь более приличное. Средняя ежемесячная зарплата тогда составляла 120–150 рублей.