Итоги-2022: российский авторынок в цифрах и фактах

Итоги-2022: что изменилось в жизни российских водителей
Разбор

Анастасия Попова

В 2022 году было принято множество изменений, поправок и законов, влияющих на жизнь и расходы российских автомобилистов. Напоминаем про самые важные из них.

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Изменение порядка прохождения медкомиссии (март)

С 1 марта 2022 года заработали новые правила прохождения медосмотра, который необходим кандидатам для получения водительского удостоверения и автомобилистам для обновления документа. Так, власти усилили контроль за водителями, которые принимают наркотики и злоупотребляют алкоголем, но хотят оставаться за рулём. Речь идёт о дополнительных тестах, которые придётся пройти водителю в случае, если у нарколога возникнут определённые подозрения. 

Автомобилиста отправят сдавать лабораторные анализы, если врач заметит три и более клинических признака наличия зависимости:

  • неадекватность поведения;
  • заторможенность, сонливость или возбуждение;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • ускорение или замедление темпа мышления;
  • гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов;
  • сухость кожных покровов, слизистых;
  • учащение или замедление дыхания;
  • сужение или расширение зрачков;
  • вялая реакция зрачков на свет;
  • двигательное возбуждение или заторможенность;
  • пошатывание при ходьбе;
  • неустойчивость в позе Ромберга;
  • признаки внутривенного введения веществ.

После получения результата исследований врачи примут решение о том, выдавать автомобилисту справку для ГИБДД или нет.

Новый штраф за отсутствие техосмотра (март)

С 1 марта 2022 года штраф за отсутствие техосмотра вырос с 800 до 2 тыс. рублей. Инспекторы ГИБДД могут выписывать такие постановления только раз в сутки. При этом диагностическая карта рядовым автомобилистам сейчас нужна всего в нескольких случаях:

  • при перерегистрации автомобиля на нового владельца, если с года изготовления автомобиля прошло более четырёх лет;
  • для регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • если легковой автомобиль используют в такси или в качестве служебного транспорта.

Поводов для проверки документа у водителей-физлиц сейчас немного. Как объяснял заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузин, проверить диагностическую карту сотрудники могут только в том случае, когда технические проблемы очевидны. Например, течёт масло.

Действие водительских прав продлили на три года (апрель)

В апреле 2022 года вступило в силу постановление, которое на три года продлило срок действия водительских прав. Но только тех, которые должны закончиться в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года

Водительские удостоверения в России выдают на десять лет, после чего их нужно менять. Благодаря изменениям, водители, которые должны были сменить права, смогут ещё три года ездить по старым документам. При проверке инспекторами ГИБДД документ будет считываться как продлённый. 

Чтобы правильно посчитать, сколько действуют такие права, нужно прибавить ровно три года к дате окончания срока их действия. Например, если 10-летний срок закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно подать до 1 июля 2025 года. Но если автомобилист планирует путешествовать на машине за границей, то документ придётся поменять: в других странах об автоматическом продлении прав в России не знают.

Конфискация и повышенные штрафы для лишённых прав (июль)

В июле Госдума приняла сразу два закона, которые повысили административную и уголовную ответственность для лишённых прав водителей, которые всё равно садятся за руль.

Появление новой ч. 4 ст. 12.7 КоАП позволило штрафовать повторно севших за руль автомобиля лишенцев не на прежние 30 тыс. рублей, а на 50–100 тыс. рублей. Этим же документом вождение без прав теперь признаётся отягчающим обстоятельством.

В Уголовный кодекс включили новую статью 264.3 «Управление транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость». Для тех, кто лишён водительских прав и ранее уже дважды привлекался к административной ответственности за управление транспортным средством без прав, cрок лишения свободы по этой статье составит до года, для рецидивистов — до двух лет.

Помимо этого, нарушителю грозит штраф от 150 тыс. до 250 тыс. рублей или в размере зарплаты или другого дохода осуждённого за один-два года. А для рецидивистов теперь действует штраф в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере дохода за период от одного до двух лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов.

Наконец, у особо злостных нарушителей теперь могут конфисковать автомобили. Суды уже начали использовать эту норму.

Электронный договор купли-продажи (июль)

В июле Минцифры совместно с МВД запустили электронный сервис купли-продажи автомобиля на Госуслугах. С этого момента договор о продаже машины можно заключать полностью онлайн. Он будет иметь ту же юридическую значимость, что и подписанный на бумаге. 

На то, чтобы заполнить и подписать договор, уходит 10–15 минут. При этом сервис автоматически проверяет, наложены ли на автомобиль ограничения, а также находится ли он в розыске или залоге — при наличии ограничений заключить ДКП не получится.

Отзывные кампании через Госуслуги (октябрь)

С помощью портала Госуслуг автомобилистов начали извещать о том, что их машина попала под отзыв — то есть нужно приехать к дилеру для бесплатного устранения неисправности.

До этого момента такие данные можно было узнать в Гараже Авто.ру, из новостей Росстандарта или после звонка дилера. Однако отзывами интересуются далеко не все водители. Дилеры же не всегда могли предупредить владельцев: данных новых собственников после перепродажи машины у салонов не было. Теперь водители получили возможность напрямую узнавать о необходимости устранить заводской дефект.

Электронные права (октябрь)

Также в октябре заработала возможность предъявлять инспекторам ГИБДД водительские права в виде QR-кода. Информация об автомобиле и водителе загружается из базы ГИБДД, и полицейские могут считать актуальные данные. Для этого они используют свои планшеты.

При этом инспектор вправе попросить и пластиковый оригинал — штраф за отсутствие документа не отменили и он составляет 500 рублей. Хотя на практике инспекторы чаще всего ограничиваются предупреждением, если водитель может хоть каким-то образом подтвердить наличие у него документа (например, показать скан в телефоне).

Налог на роскошь от 10 млн рублей (декабрь)

В 2022 году были приняты поправки в Налоговый кодекс от Минпромторга, повысившие минимальный порог стоимости легковых автомобилей, на которые теперь начнут начислять «налог на роскошь». До этого момента повышающие коэффициенты при расчёте налога применяли к автомобилям ценой от 3 млн рублей, а теперь роскошными считаются автомобили ценой от 10 миллионов рублей, к ним будут сразу применять повышенный коэффициент 3.

Если машина стоит от 10 млн до 15 млн рублей, то повышенный налог придётся платить на протяжении 10 лет. Если же стоимость автомобиля выше 15 млн рублей, повышающий коэффициент 3 будут применять к ТС до 20 лет. Эти изменения распространяются на машины, приобретённые с 1 января 2022 года

К купленным до 2022 года автомобилям применят прежние коэффициенты. Причём с учётом старых цен: роскошными в таком случае по-прежнему будут считаться даже машины стоимостью 3–5 млн руб.

ГИБДД научили разговаривать с агрессорами (декабрь)

Научный Центр безопасности дорожного движения подготовил рекомендации для сотрудников ГИБДД по совершенствованию коммуникативных навыков. Речь идёт о том, как вести себя в конфликтных ситуациях с провокаторами и агрессивными водителями. 

Как объяснили исследователи, причинами вызывающего поведения у водителей могут быть невротический страх, внутреннее ощущение собственного бессилия, низкая самооценка, желание самоутвердиться, негативный опыт общения с сотрудниками. При этом, как указали в Центре, сотрудник ГИБДД обязан быть вежливым, тактичным, обращаться на «вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме. 

При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от грубости, пренебрежительного тона, заносчивости и предвзятых замечаний.


Вы довольны нововведениями?

Почитать ещё