Сегодня патрульные автомобили ДПС красят в бело-синий цвет, и мы уже привыкли считать это сочетание традиционным для машин полиции и ГИБДД. Но так было не всегда. На фестивалях классик-каров или полках с масштабными моделями вы наверняка видели жёлто-синие «Жигули», «Волги», «Москвичи» с мигалками и надписью «Милиция». Почему было именно так и зачем всё изменилось? Сейчас объясним.
Вначале милиция вообще обходилась без фирменной окраски автомобилей
Днём рождения Госавтоинспекции Советского Союза считается 3 июня 1936 года. И долгое время машины ведомства вообще обходились без фирменной окраски: в ней не было особой необходимости. Машин на дорогах было мало. И милицейских в том числе. В редких случаях на боковине малевали красную полосу, а уже по ней трафаретом выводили буквы «МИЛИЦИЯ».
Москвич-400-420А
Первой настоящей формой автомобили ГАИ обзавелись только в послевоенный период. Здесь уже всё было по уставу, хотя никакой особой системы не наблюдалось.
Приказ МВД СССР № 266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года предписывал красить машины ведомства в тёмно-синий цвет с красными полосами и белыми буквами «Милиция». Получилось довольно симпатично и даже символично. Ведь в то время милиционеры носили тёмно-синий мундир с красными кантами и синюю же фуражку с красным околышем. То есть цвет автомобилей подбирали под тон основного костюма.
ГАЗ-21 «Волга»
Понемногу уходя от имиджа военного времени, в гардеробе милиционеров появились и серо-голубые рубашки. И почти сразу изменился основной фон автомобильной ливреи ГАИ. Машины начали красить в светло-голубой с красными полосками и белыми надписями.
Но это, считайте, был рестайлинг. Действительно новое поколение автомобильной «формы» появилось во второй половине 1960-х, когда советскую милицию ждали большие перемены.
Цвет машинам милиции добавил друг Брежнева
Сегодня об этом мало кто помнит, но в 1950–1960-х имидж советской милиции и престиж профессии были очень низкими. Слишком часто сотрудники органов ассоциировались с карающей рукой НКВД — история, уходящая ещё к 1930-м и 1940-м. Не говоря уже о маленьких зарплатах, слабом уровне технического обеспечения, а также невысокой профессиональной выучке сотрудников милиции.
Близкий друг Брежнева Николай Щёлоков, в 1966-м назначенный на должность главы МВД, стал 50-м по счёту директором ведомства. И, наверное, самым важным, если учитывать вклад, который он внёс в развитие органов охраны порядка.
ГАЗ-69
Реформа милиции Щёлокова была масштабной и всеобъемлющей. При Николае Анисимовиче открывались учебные заведения для сотрудников милиции, росли зарплаты и соцпакеты, вовсю заработала служба пиара, пусть даже в ту пору такого слова и не знали. Вместе с книгами и фильмами, которые по-новому представляли обществу образ советской милиции, значительно улучшился и уровень её технического оснащения.
Для Щёлокова не было мелочей. Даже вопросы форменного обмундирования решались основательно и вдумчиво. Сначала Николай Анисимович разрешил постовым милиционерам нести службу в рубашке с коротким рукавом — естественно, в тёплое время года. Затем при активном участии министра была создана и совершенно новая форма. Наконец, при Щёлокове милицейские машины, которых в принципе стало значительно больше, обзавелись той самой жёлто-синей окраской.
ГАЗ-21 «Волга»
Идея казалась очень здравой. Максимальная дальность видимости свойственна красному, оранжевому, жёлтому и белому цветам. При этом зрение человека наиболее чувствительно к жёлто-зелёной части цветового спектра. Учитывая, что красный и белый традиционно считались цветами пожарной охраны и скорой помощи, выбор жёлтой ливреи для милицейского транспорта был естественным и логичным.
ГАЗ-22 «Волга»
Доработать фирменные ливреи милицейских автомобилей попросили целый институт
В конце 1960-х жёлтый выглядел ярким, бросающимся в глаза цветом на фоне бедного яркими оттенками потока советского автотранспорта. Словом — идеальный выбор для окраски милицейского спецтранспорта. Но вскоре ситуация изменилась.
Начало 1970-х — во всех смыслах яркая пора в автомобильном дизайне. Особенно в том, что касается окраски. В моду вошли небанальные, жизнерадостные цветовые решения. В том числе и жёлтый. Седаны, похожие на цыплят, поползли по конвейеру только что отстроенного Волжского автозавода. На ГАЗе освоили производство новой «Волги». В исполнении для такси ГАЗ-24 получил необычный яркий салатовый оттенок кузова, хотя таксомоторы на базе ГАЗ-21 прежде красили в монохромные оттенки.
Доподлинно неизвестно, реально ли буйство красок на дороге забеспокоило милицейских чиновников, однако в начале 1970-х модный в ту пору дизайнерский институт ВНИИТЭ получил заказ на ревизию цветографической схемы для спецтранспорта. Речь шла не только о милиции, но и пожарной охране, скорой помощи и службе газа.
ГАЗ-24 «Волга»
Была проделана масштабная работа, результатом которой стал основательный документ под названием «Транспортные средства оперативных служб. Окраска, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы. Технические требования».
Эксперты ВНИИТЭ согласились: жёлтый цвет оптимален для милицейских машин. Причём эталонным назвали не просто жёлтый, а лимонный оттенок. Но цветовую схему патрульных машин всё же решили немного изменить.
РАФ-22033
Никогда не обращали внимания, что на некоторых милицейских автомобилях синими сделаны не только боковые полосы, но и целые элементы, например, крышка багажника? Это неспроста.
Контрастные цветовые сочетания значительно повышают опознаваемость. Это хорошо. Вот только по мнению специалистов ВНИИТЭ излишек контраста — это плохо. Поскольку милицейские машины постоянно находятся в потоке, ведь они не только ездят на вызовы, но и патрулируют улицы, то крупные, контрастно окрашенные панели кузова могут утомляюще действовать на глаза участников движения. Поэтому, чтобы у водителей в буквальном смысле не рябило в глазах, синими на милицейских машинах решили оставить только полосы.
УАЗ-469 АДЧ
К слову, это правило распространялось только на ливреи автомобилей органов правопорядка. Зато машинам пожарных, скорой помощи и службы газа, напротив, добавили контраста. Причём под теорию подвели целую практическую базу.
УАЗ-452 АДЧ
Испытания спецтранспорта проводили прямо на улицах
Эксперты ВНИИТЭ устраивали спецтранспорту в разных цветовых сочетаниях уличные гонки. Пожарные машины должны были максимально быстро преодолеть заранее проложенный городской маршрут. Скорость прохождения дистанции, по мнению учёных, напрямую зависела от сигнальности окраски — того, насколько быстро водители, пешеходы и постовые-регулировщики замечали приближение спецтехники. В итоге пожарные машины красного цвета показали на 20% худшее время, нежели машины с контрастной красно-белой окраской. Последний и стал общепринятой нормалью.
В сентябре 1975 года документ, созданный специалистами ВНИИТЭ, получил высшее одобрение. Предложения по требованиям к окраске и оснащению транспортных средств оперативных служб превратились в ГОСТ — утверждённый государственный стандарт. Датой его вступления в силу стало 1 января 1977 года.
Кстати, советский ГОСТ, ещё 45 лет назад обеспечивший порядок и логику в окраске спецтранспорта, предлагали утвердить единым стандартом на территории стран СЭВ — Совета Экономической Взаимопомощи, куда входили Чехословакия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и Албания. Но до этого так и не дошло.
Порядок продлился недолго
С наступлением 1980-х экономика Советского Союза вошла в период тяжёлого и затяжного кризиса. В условиях всеобщего дефицита соблюдать стандарты, принятые в куда более сытые 1970-е, становилось всё тяжелее. Коснулось это и милицейских машин: банально не хватало жёлтой краски! Поэтому на службу в органы всё чаще попадали машины других цветов. Идеальный порядок очень быстро сменился хаосом.
Осенью 1988-го Вадим Бакатин, тогдашний министр внутренних дел, поставил окончательную точку в этой яркой истории. Дефицитную жёлтую окраску отправили в запас. Новой цветовой схемой советской милиции стал белый базовый кузов, дополненный синими полосками. Стандарт, который сохраняется и по сей день.
Ford Crown Victoria