Константин Новацкий
Автомобильный рынок изменчив и нестабилен, особенно последние пару лет. И к этому все вроде бы привыкли, но новости о том, что в России перестала продаваться очередная модель, всё равно заставляют грустить. А за последние несколько месяцев таких новостей было достаточно. Итак, какие модели (и автомобильные марки) больше нельзя купить в РФ.
В конце августа с российского рынка отчалила китайская марка Foton. Продажи новых автомобилей были остановлены, поставки дилерам прекращены, а салоны переключились на сервисное обслуживание. Повод для ухода оказался веским: марка долго существовала при почти нулевом интересе со стороны покупателей, а единственная легковая модель бренда — рамный внедорожник Sauvana — находила лишь по паре новых владельцев в месяц.
Сейчас на сайте Фотона представлены исключительно модели коммерческой линейки (мало-, средне- и крупнотоннажные грузовики), а среди автомобилей в наличии нет ни одной легковушки. Напомним, что ушедший Foton Sauvana предлагался в России с двухлитровым мотором в двух вариантах мощности (на 201 или 217 л.с.) и двумя вариантами трансмиссий — с пятиступенчатой «механикой» или шестидиапазонным «автоматом».
Базовая версия оценивалась в 1 639 900 рублей.
Среди недавних потерь рынка — компактный кроссовер CX‑30, который компания Mazda привезла в Россию совсем недавно, в январе. Соперник Nissan Qashqai и Toyota C‑HR, а также фактический преемник хэтчбека Mazda3 продержался у нас всего восемь месяцев, и за всё время разошёлся тиражом в две с небольшим тысячи единиц. В ближайшее время модель выведут из локальной линейки Мазды, а информация о ней должна исчезнуть с российского сайта.
Уход CX-30 прямо связывают с кризисом электронных компонентов, который неизбежно коснулся предприятия Mazda-Sollers во Владивостоке. Комплекты, из которых у нас собирали локализованные автомобили, больше не поступают на завод из‑за сокращения объёма производства. Однако шанс на возвращение кроссовера остаётся. Вопрос лишь в том, насколько быстро удастся решить проблему нехватки микроэлектроники.
Mazda CX-30 была доступна в России с одним 150-сильным атмосферным мотором, но предлагалась с передним и полным приводом.
Сентябрьские цены на кроссовер начинались с 1 730 000 рублей.
В июле бренд Haval объявил о выводе из российской линейки рамного внедорожника H5, который впервые попал на наш рынок в 2005 году (под именем Great Wall Hover), а позже — встал на отечественный конвейер. Причиной отказа от дальнейшего выпуска во многом стали низкие продажи модели, которая стоила минимум 1 429 000 рублей. Особенно сильно это заметно в сравнении с главным конкурентом — УАЗ Патриот: в 2020 году ульяновский завод реализовал более 16,5 тысячи внедорожников, тогда как Haval передал клиентам немногим больше 2,3 тысячи «эйч-пятых».
Но для устранения H5 имелась вторая, не менее веская причина. Выводя с рынка устаревший внедорожник, китайский бренд освобождал производственные площади для запуска важной новинки — компактного кроссовера Jolion. Об этом новичке мы в подробностях рассказали здесь.
Месяцем ранее в нашей стране завершились продажи недорогого кроссовера S5 от JAC Motors: дилеры китайской марки распродали складские запасы. Модель S5 заходила на наш рынок дважды — сначала в 2014 году, как частично отечественная (сборкой кроссовера занималось черкесское предприятие «Дервейс»), а затем — в 2018‑м, с машинами из Казахстана. Покупателям были доступны двухлитровый мотор на 136 лошадиных сил, передний привод и пятиступенчатая механическая трансмиссия, которую заменяла роботизированная на версиях подороже.
Цены стартовали с 1 миллиона и 139 тысяч рублей.
Ещё раньше, в апреле, из России ушёл «младший» седан компании Jaguar. Модель XE, которая поставлялась в нашу страну с тремя моторами на выбор, никогда не считалась популярной. Но в 2021 году выбирать её будто бы перестали вовсе: счёт проданным автомобилям шёл на единицы.
С уходом XE единственным седаном в гамме английского производителя в России остаётся среднеразмерный XF, который привозят под заказ. Цены на эту модель начинаются с 4 451 000 рублей за 199-сильную дизельную версию с приводом на задние колёса.
Самым доступным кроссовером марки считается E‑Pace, минимальный ценник которого на данный момент — 4 121 000 рублей.
В случае с маленьким «паркетником» от компании Chery уместнее говорить не об уходе, а скорее о сорванном выводе на рынок. Тем не менее этот момент необходимо зафиксировать, ведь российский дебют новинки (которая в Китае продаётся с 2020 года) сначала был намечен на июнь 2021 года, а затем перенесён на позднюю осень, без конкретных дат.
Отказ компании от лонча был логичен: согласно летним прогнозам, к октябрю ситуация на российском рынке должна была стабилизироваться, что дало бы возможность органично «вплести» запуск новинки в цепочку логистических процессов компании Chery, которые усложнились на фоне оживления рынка.
Tiggo 2 Pro, сертификация которого уже завершилась, должен стать китайским соперником Lada Xray и Hyundai Creta. Под капотом новинки, согласно ОТТС, окажутся два мотора (на выбор): атмосферный 102-сильный 1.5 или турбированная литровая «тройка» той же мощности.