Самая дешёвая иномарка в России: тест микровэна Chevrolet Damas по цене Гранты

Обзор Iran Khodro Tara — иранского седана по цене Lada Vesta
Тесты

Андрей Колтун

На прошедшей в августе столичной выставке автокомпонентов иранская компания Iran Khodro Company (IKCO) заявила о намерении не только продавать свои автомобили в России, но и наладить у нас их производство. В числе претендентов на российскую прописку значился в том числе компактный седан Tara. Мы обнаружили эту иномарку у одного из столичных дилеров и изучили её во всех подробностях. Оказалось, что мы с ней уже давно знакомы.

Иранские компании приходят в Россию не в первый, и даже не во второй раз. Чуть больше года назад ближневосточный автопроизводитель показал на выставке «Интеравто» несколько моделей и говорили о готовности вывести их на наш рынок для конкуренции с Ладой. Но именно сейчас ситуация для иранцев кажется наиболее благоприятной: дефицит! Правда, официально марка Iran Khodro в Россию пока так и не зашла, зато подсуетились дилеры, которые ввезли на пробу несколько машин по параллельным схемам из Армении. И быстро их распродали! Неужели он настолько хорош?! Мы попытались выяснить это после короткого первого знакомства.

Вообще-то, это клон французской машины

Чтобы понять родословную Iran Khodro Tara, придётся вспомнить о двух седанах-близнецах Peugeot 301 и Citroën C-Elysée испанской сборки, которые практически одновременно с европейскими аналогами появились в России в 2013 году. Бешеной популярностью они не пользовались, но были заметны на наших дорогах.

Примерно в те же годы Peugeot 301 планировали выпускать и в Тегеране, на совместном предприятии Iran Khodro Automobile Peugeot, но ужесточение западных санкций в отношении Ирана поставило крест на этом проекте. Французская сторона вышла из СП, однако в Иране осталась уже освоенная платформа PSA PF1, которую и использовали для постройки собственного седана Tara. Публичный дебют четырёхдверки состоялся в феврале 2020 года в резиденции самого президента республики Иран — настолько нерядовым событием оказалась для страны эта премьера.

1/6

Iran Khodro Tara

Силуэт, колёсная база (2652 мм) и габариты (4519х1953х1466 мм) — всё это идентично «французам». Хотя внешне Peugeot 301 и Iran Khodro Tara не кажутся родственными — разве что формой шестиугольной радиаторной решётки иранский автомобиль в чём-то напоминает французский исходник. Сзади, благодаря светящейся перекладине между фонарей, Tara стилистически подражает Kia Rio, а то и более престижной K5. А сбоку, из-за дверных панелей с ярко выраженными выштамповками, «иранца» вообще можно принять за отечественный Tagaz Vega. В целом складывается образ бюджетного азиатского седана десятилетней давности.

Мотор тоже французский, но не совсем

В отличие от седана Peugeot, который предлагал три двигателя на выбор, у Tara всего один силовой агрегат — бензиновая «четвёрка» 1.6 на 113 л.с. и 144 Нм. Формально иранский мотор имеет обозначение TU5 — такое же, как у семейства двигателей PSA конца 1980-х. В начале нулевых они отметились массовой проблемой повышенного расхода масла, но болезнь быстро устранили, и сегодня эти моторы и вовсе считаются одними из самых надёжных, поэтому очень часто встречаются на коммерческих фургончиках Citroën Berlingo и Peugeot Partner. 

Нюанс в том, что двигатели Iran Khodro имеют к французским агрегатам весьма опосредованное отношение. Во-первых, их собирают в Иране из собственных комплектующих. Во-вторых, конструктивно они несколько отличаются от оригинальных: иранцы освоили систему автоматического регулирования фаз газораспределения CVVT, которой не было на аутентичном TU5. Будет ли модифицированный агрегат столь же беспроблемным, пока неясно.

1/7

Фары — с обычными галогенными лампами. А вот полоски дневных ходовых огней светодиодные

С коробками передач тоже не всё просто. Механическая — 5-ступенчатая, аналогичная французской. А вот собственной или лицензионной АКП у IKCO нет, поэтому иранцы используют китайский 6-ступенчатый «автомат», который выпускается по лицензии Aisin. Сколько он прослужит, предсказать трудно, но иранцы утверждают, что используют эти автоматические коробки на разных моделях уже не первый год. И нареканий по ним нет. Пока придётся поверить на слово.

Оснащение зависит от коробки передач

Салон Tara — ещё одна калька с упомянутых французских седанов. От них «иранец» отличается лишь модернизированным рулевым колесом и несимметричной формой вентиляционных дефлекторов в центре передней панели. А наполнение интерьера опциями зависит от типа трансмиссии.

Машины с «механикой» чуть беднее. В списке оборудования есть пара фронтальных подушек безопасности, AБС, ESP, климатическая установка, круиз-контроль, мультимедийная система с 7-дюймовым сенсорным экраном, 4 электрических стеклоподъёмника, обогрев наружных зеркал, задние датчики парковки и шины размерностью 185/65 R15 на штампованных дисках.

1/13

Отделка салона без явных огрехов. Дизайн во многом подражает французским оригиналам. В целом интерьер выглядит совсем непритязательно

Седанам с АКП дополнительно положены литые диски размерностью 195/55 R16, две боковые подушки безопасности, датчики света и дождя, камера заднего вида, электрический люк, сервоприводы водительского кресла и комбинированная обивка из кожзама с центральными тканевыми вставками. Но из-за обилия в отделке твёрдого серого пластика даже оформление «богатого» варианта выглядит не очень притязательно. И подогрева сидений нет. Прямо как в Evolute i-PRO.

Пассажирам удобно, водителю не очень

Эргономика иранского интерьера тоже не впечатляет. Подушка водительского кресла коротковата, а отсутствие регулировки руля по вылету заставляет высокого седока сильно придвигаться вперёд, неудобно сгибая ноги в коленях. Расположенные у селектора коробки кнопочки стеклоподъёмников и джойстик регулировки зеркал в слепой зоне слева от рулевой колонки — изюминки со знаком «минус». Зато управление «климатом» и навигация по англоязычному меню медиасистемы организованы удобно, и проблем в обращении с ними нет.

Пассажирам, ожидаемо, развлечь себя нечем, но на втором ряду, по крайней мере, порядок с пространством. Запас над головой есть даже для высоких пассажиров, но его немного. А вот коленям просторно.

1/8

Места для ног на заднем ряду достаточно. Но по высоте и ширине — не густо

Для чемоданов и сумок места тоже хватает — багажник очень вместительный. Хотя заявленный объём в 640 литров вызывает определённые сомнения (ведь у оригинальных «французов» было 506 литров), но отсек в любом случае больше, чем у Hyundai Solaris или Kia Rio. 

Он не так уж и дёшев

Официальных дилеров Iran Khodro в России как не было, так и нет. Седан Tara мы нашли в шоу-руме одного из бывших продавцов Renault. Эти машины пока завозят к нам частным порядком, не предоставляя на них никакой послепродажной гарантии. Автомобиль с «автоматом» продавался за 1 770 000 рублей — то есть примерно за столько же, сколько просят за стоящие у дилеров Lada Vesta c вариатором. 

Ирония в том, что примерно за те же деньги в России можно купить новый гарантийный Kia Rio в приличной комплектации. А есть соразмерные машины ещё дешевле — например, Chevrolet Cobalt из Узбекистана, за который просят почти на полмиллиона меньше. Тем не менее все экземпляры из завезённой на пробу партии к моменту выхода публикации были распроданы. Выходит, что в текущей ситуации эта цена показалась покупателям адекватной. Но для более массовых продаж цены точно должны стать ниже.

Не исключено, что при прямом импорте именно так и будет. А уж после локализации цена может стать ещё привлекательнее. Вот только непонятно, когда всё это случится.

Благодарим компанию Петровский RENAULT за предоставленный автомобиль.

Стоит ли брать седан из Ирана?


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё