Первый штраф: истории пользователей Авто.ру

Собачки, кубики и розочки: гид по украшениям автомобильных интерьеров
Подборки

Алексей Олефиренко

Автомобиль — это точный, продуманный до мелочей механизм, разработка которого ведётся годами. И хотя инженеры стараются преду­смотреть все удобства для водителя, создать в машине по-настоящему «домашний уют» может только сам владелец. В разные времена для этого что только ни использовали. Вспомнили 10 самых популярных украшательств и рассказываем историю их появления.

1900-е: шторки

1/7

Тканевые занавески на стёклах начали появляться в автомобилях одновременно с закрытыми кузовами, то есть в начале ХХ века. В этом не было ничего удиви­тельного: состоятельные люди всегда хотели сохранить свою приватность. Подобным образом поступали ещё во времена карет и конных повозок.

Поскольку позволить себе такую роскошь, как крытый автомобиль, могли только очень богатые люди, то и шторки изготавли­вались из самых благородных тканей, вроде бархата. И такие занавески мало чем отличались от тех, что висели в особняках тех же богачей.

Но шторки были не только на лимузинах. Примерно в то же время, в начале ХХ века, они стали появляться и в автобусах. Но делали их не из бархата, а из грубого брезента, и выполняли шторки непривычную для наших дней функцию. Первые крытые автобусы были лишены боковых стёкол, поэтому, когда начинался дождь, пассажиры быстро отцепляли шторы, закреплённые в районе стоек, и раскрывали их во всю площадь окон, чтобы влага не попадала в салон.

В Советском Союзе шторки на окнах отличали правитель­ственные автомобили — «Чайки» и ЗиЛ. А поскольку быть причастным к партийной элите хотели если не все, то многие, самодельные шторки появлялись на «Волгах», Жигулях и «Москвичах» пролетариев.

1950-е: статуэтка танцовщицы хула

1/3

Улыбающаяся смуглая девушка с цветком в волосах, венком на шее и юбкой из листьев стала символом Гавайских островов ещё в начале ХХ века. А уже в 1920-х был налажен выпуск коллекци­онных статуэток. Ну, знаете, — чтобы привезти с Гавайев сувенир, поставить на полку камина и вспоминать об отпуске долгими зимними вечерами.

Однако в качестве украшений в машинах такие фигурки появились гораздо позже. Первыми их стали использовать американские ветераны Второй мировой войны, у которых остались тёплые воспоми­нания о службе на Гавайях: местные жители радушно приняли военных и радовали их танцем хула.

Первые статуэтки танцовщиц появились на торпедо американских автомобилей в начале 50-х. Классическая статуэтка, именуемая Hula Girl Nodder, поделена на две части, которые соединяются спрятанной под юбкой пружинкой. Поэтому во время движения барышня покачивает бёдрами, словно исполняя танец. Поскольку в 1950-х торпедо большинства машин были металли­ческими, крепилась Hula Girl очень просто — с помощью магнита на подставке.

Фигурки стали настолько популярными, что права на их изготов­ление приобрели множество стран, в том числе и Япония. Остаются они в моде и сейчас: если вы познакомитесь с сёрфером или владельцем классической машины из Флориды и Калифорнии, то почти наверняка в его автомобиле будет такая статуэтка.

1950-е: игральные кости на зеркало

1/3

Игральные кости тоже появились в салонах машин с подачи ветеранов Второй мировой войны. По легенде, подвешивать игральные кости придумали американские лётчики. Перед боевыми вылетами они прицепляли пару костей в кабине самолётов таким образом, чтобы к пилоту были обращены семь точек — считалось, что такой оберег принесёт удачу. Вторая легенда немного отличается и говорит о том, что кости вешали без привязки к числам — мол, это просто был символ того, что профессия лётчиков очень рисковая и что не всем пилотам повезёт вернуться на базу.

Тем не менее, традиция украшать салон машины игральными костями однозначно пришла именно из авиации. Её подсмотрел Марк Шеперд-младший, бывший глава Texas Instruments, и в 1952 году создал классические кости с длиной ребра 8 санти­метров. Бизнесмен тоже надеялся, что такой символ принесёт ему (и компании Texas Instruments) удачу. Похоже, кости сработали — фирма существует и здравствует по сей день.

В 1959-м Эд Санберг и Льюп Завала создали в Калифорнии предприятие Deccofelt Corp., которое наладило выпуск мягких поли­уретановых костей с тканевыми точками на них. Позднее тканью начали обшивать всю поверх­ность кубиков. Ну а позже их набивка стала более лёгкой и мягкой на ощупь.

Но в штате Невада, например, такой декор интерьера запрещён на законо­дательном уровне. Считается, что кости своим покачи­ванием отвлекают внимание водителя. Хотя исследование 1993 года опровергло это утверждение.

1950-е: чехлы из овчины

1/4

Если хорошенько разобраться, то именно это изобретение является самым древним из представленных здесь: использование шерсти овец в качестве подушек на повозках датируется ещё бронзовым веком. А это 3200–600 год до нашей эры! Но автомобильных сидений тогда, по понятным причинам, ещё не было.

Точно не установлено, кто и когда стал шить чехлы из овчины для кресел машин. Известно лишь, что в северных странах Европы чехлы стали популярны в начале 50-х, а в Соединённых Штатах — в середине 70-х. Особенно такие чехлы нравились хиппи, потому что шерсть овец добывалась без убийства животных.

Популярность овчины была вызвана тем, что она не давала замёрзнуть в холодную погоду, обеспечивала хорошую термо­регуляцию в жару и была гипоаллергенной. Именно поэтому чехлы из овчины можно встретить у некоторых автолюби­телей даже сегодня.

1952 год: ёлочка-пахучка

1/3

В 1990-х знаменитая «ёлочка» висела чуть ли не на всех автомо­бильных зеркалах пост­советского простран­ства, однако сейчас её популярность заметно упала. Может, надоела, а может, её вытеснили более современные аромати­заторы, выбор которых велик как никогда...

Пахучее деревце на самом деле называется Wunder-Baum. Согласно истории компании-производителя, пахучая ёлочка, которую вешали на зеркало заднего вида, была изобретена в 1952 году Джулиусом Сэманном в Уотертауне (штат Нью-Йорк). Перед тем, как создать уни­версальный аромати­затор, Джулиус провёл в канадской глуши 5 лет, смешивая ароматические масла разных деревьев и трав. Как много аромати­ческих масел в современных «Вундер-Баумах» — вопрос открытый.

Сейчас ёлочка может пахнуть не только хвоей, но и кожей, цветами, цитрусами, лимонадом и даже фруктовой жвачкой. 

1964 год: оплётка на руль

1/3

На гоночных автомобилях тканевая оплётка появилась ещё на заре автоспорта и выполняла три функции. Во-первых, не позволяла рулю скользить в руках пилотов в затяжных поворотах или при быстром вращении. Во-вторых, худо-бедно гасила вибрации и удары, а в-третьих — оберегала руки гонщиков от ожогов. В те годы рули чаще всего были металли­ческими, поэтому от высокой температуры двигателя и трансмиссии баранка раскалялась до сума­сшедших температур. Позднее оплётку заменили деревянные накладки на обод, которые отлично изолировали жар металла.

Что касается гражданских оплёток, то здесь одним из перво­проходцев стал Карл Майер и его компания Kamei. Та самая фирма, которая в 80-е годы запомнилась сумасшедшими обвесами для автомобилей Volkswagen. Майер, будучи бывшим инженером VW, всегда искал способ сделать процесс управления автомобилем максимально комфортным и безопасным. Поэтому в 1964 году он представил Avus – запатенто­ванную оплётку с 972 отверстиями, которая делала ободы рулей более толстыми и более цепкими. Изобретение взорвало рынок: уже к середине 80-х было продано более 20 миллионов «Афусов», а в наши дни общий тираж достиг 100 миллионов штук.

В Советском Союзе оплётки появились гораздо позже — в начале 80-х годов. Их изготавливали из проволоки текстильные предприятия, вроде Орловского завода. Поскольку рули советских автомобилей были похожими, оплётки были универсальными. Бывали и кожаные варианты, но они встречались не так часто.

1965 год: собачки с покачивающими головами

1/3

Если вы прочтёте повесть «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, то убедитесь, что миниатюрные фигурки животных с покачивающими головами существовали ещё в далёком 1841 году. Тогда, правда, их носили на полах шляп. А в автомобилях они поселились намного позже.

Собачек для установки на переднюю панель начали выпускать в 1965 году в ФРГ. Назывались они Wackeldackel, что переводится как «покачивающаяся такса» — потому что прототипом для первой партии послужила именно эта порода. Изначально спрос на кивающих пёсиков, придуманных Вольфгангом Будвеллом, был катастрофически низким: первую партию еле-еле продали к началу 1970-х, после чего собачек выпускали очень маленькими тиражами.

Однако в конце 1990-х харизматичная такса снялась в рекламе заправочной сети Aral, и к псам пришёл долгожданный успех. Только за первые восемь месяцев 1999 года компания Coburg Heinze & Co. продала более 800 тысяч Wackeldackel. Правда, эта компания решила выпускать пёсиков без согласия Будвелла, поэтому изобретатель подал на корпорацию в суд. И выиграл его.

Какое-то время собачки с кивающими головами были популярны и на постсоветском пространстве. Однако благодаря им у вас есть шанс выиграть iPad Pro 11! Придумайте уникальный дизайн для сувенирной собачки, и мы не только подарим вам крутой планшет, но и выпустим партию фигурок с вашим дизайном. Дерзайте! 

Участвуй в конкурсе Собачимся за iPad — голосуй и создавай свои варианты!

1980-е: массажная подкладка из дерева

1/3

Изначально накладка, состоящая из множества скреплённых между собой деревянных роликов, применялась в домашних условиях — на креслах-качалках, диванах и так далее. В автомо­билях она появилась примерно в начале 1980-х. Американцы приписывают данное изобретение тайванцам: мол, экспериментальная медицина, жаркий климат и постоянно затекающие спины таксистов произвели на свет такой аксессуар. С другой стороны, похожие накидки примерно в то же время были замечены и в африканских странах.

Научных доказательств того, что этот массажёр положительным образом воздей­ствует на спину, нет. А вот циркуляции воздуха он действительно помогает, так что в жаркую погоду у водителя меньше шансов прилипнуть к спинке сидения.

1980-е: набалдашники на ручку КПП из оргстекла

1/4

В начале 80-х советские граждане искали возможность хоть как-то индивиду­ализировать свои машины. Вариантов было не так много, поэтому неназванный гений решил изготовить уникальный набалдашник КПП. Всё, что для этого было нужно — несколько кусков оргстекла, дихлорэтан, токарный станок, свёрла, полиро­вальный круг и прямые руки. На выходе получился самый узнаваемый незаводской элемент советских машин — тот самый набалдашник с розочкой, скорпионом, пауком… У кого на что хватало фантазии.

Растущий спрос на такой незатейливый тюнинг привёл к тому, что производство красивых ручек поставили на поток. Ходят слухи, что набалдаш­ники изготавливали в том числе и заключённые тюрем. Наконец, такое украша­тельство — чисто советский эксклюзив. За границей этот элемент интерьера тоже кастомизировали, но другими методами.

1980-е: танцующий цветок

1/3

Пластиковый цветок, который постоянно шевелит своими листьями, вы могли видеть в автобусах или грузовиках. Забавная игрушка, которая кажется воплощением идеи вечного двигателя.

На самом деле в работе флип-флапа (а именно так называется эта конструкция) нет никакого волшебства: устройство действует от электрического заряда, который создаёт маленькая солнечная батарея. Именно поэтому цветок может шевелить лепестками весь день, если его поставить под стекло.

Игрушку изобрели в Японии в конце 80-х, а уже в 1990 году она была запатентована на терри­тории большинства стран. Авторство флип-флапа приписывают известной японской фирме TAKARA TOMY, основанной в 1955 году. В наше время флип-флап может быть не только цветком, но и, например, ангелочком, у которого машут крылья. Или той же танцовщицей хулу, которая продолжает свой танец даже во время стоянки.


Украшаете салон своего автомобиля?

Почитать ещё