Во сколько обходится содержание Lada 4х4: дневник трат

Незаконные поводы для отказа в техосмотре: к чему придираются и как доказать свою правоту

Разбор

Влад Зенин

Комменты

Техосмотр по новым правилам ещё не заработал в полную силу, а неприятные ситуации уже случаются: кому-то пригрозили отказом в диагно­стической карте из-за штатного обвеса, у кого-то придрались к отсут­ствующим передним брызговикам, а где-то свет фар начали проверять по... нарисо­ванной на стенке гаража линейке! Причин для возникно­вения таких ситуаций может быть много: от низкой квали­фикации эксперта до намерения заставить автомо­билиста приехать на пункт ещё раз — для повторной (и повторно оплаченной) проверки. Разбираемся, к чему могут придраться и как с этим бороться.

Из-за чего отказывают в техосмотре?

Одну из историй прислал наш читатель, который пытался пройти техосмотр в Туле. Эксперту-технику не понравился стандартный — заводской! — обвес машины. А именно — накладки на пороги и спойлер. Придрались диагносты и к заводской же тонировке стёкол, хотя их свето­пропускная способ­ность составляет 88%, что с большим запасом подходит под действующие в стране правила. При этом диагно­стическую карту по итогам ТО всё-таки выписали.

«Сказали, что на первый раз прощают и что изменения ещё не до конца вступили в силу, поэтому техники, мол, готовы закрыть на это глаза. Но пообещали, что в следующий раз техосмотр я не пройду!» — рассказал авто­мобилист, попросивший не раскрывать всех подроб­ностей происходив­шего на техосмотре.

Ещё один пример — бесконечные проблемы с фарами у другого читателя: «Три раза гоняли на регулировку фар — якобы правая фара светит немного выше, чем положено. В сервисе мастер смотрит в прибор и говорит, что всё нормально, а на ТО разгляды­вают световые пятна на воротах (!) и говорят, что так не пойдёт»

Подобное развитие событий предсказывали и эксперты. Коорди­натор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов ещё в начале реформы преду­преждал, что с первого раза никто не сможет получить диагно­стическую карту, потому что операторам техосмотра это невыгодно. 

«Им выгоднее завернуть автовладельца, потому что второй визит — тоже платный. А к чему придраться, они всегда найдут. Таким образом, они ставят авто­владельцев в ситуацию, когда выгоднее доплатить на месте, чем по несколько раз приезжать на пункт ТО», — предполагал Шкуматов.

Такие истории явно не прибавляют доверия к системе техосмотра, полагает общественник, а лишь показывают его ненужность.

Что и как на самом должны проверять эксперты-техники?

Требования к автомобилям довольно сложные. И эксперты-техники должны знать все право­устанавли­вающие документы. Во-первых, Технический регламент таможенного союза, законы о безопас­ности дорожного движения и о техосмотре, все подзаконные акты к последнему, основные положения по допуску транс­портных средств к эксплуатации, а также перечень неисправ­ностей и условий, при которых эксплуатация запрещена. Помимо этого, необходимо знать ещё и комплектации автомобилей.

Однако за десять лет «серой» торговли диагно­стическими картами професси­ональный состав экспертов-техников заметно сдал. Даже в Госавто­инспекции отмечают, что сейчас таких специ­алистов не хватает. А к тем, которые есть, остаётся много вопросов: ведь опыт осмотра авто­мобилей за это время многими либо растерян, либо ещё не приобретён.

По сути, эксперт на техосмотре должен проверять работо­способность систем, влияющих на безопас­ность, а также соответ­ствие конструкции транс­портного средства требованиям безопасности. Элементы, которые на безопас­ность не влияют, например, накладные пороги или штатные спойлеры, не выступающие за габариты автомобиля, к проверке не относятся. Они даже не указаны в диагно­стической карте, равно как и передние брызговики: если они не преду­смотрены конструкцией транспортного средства, значит, ставить их необязательно.

Так что делать с обвесом? Никто не заставит снимать его или оформлять как изменение кон­струкции транс­портного средства, если он и так преду­смотрен конструкцией. То же — и с допол­нительным оборудо­ванием, которое сертифи­цировано произво­дителем. Например, у УАЗ «Патриот» есть комплектация «Экспедиция». Для неё сертифи­цированы силовые бамперы, лебёдка, экспедиционный багажник. Так же УАЗ отдельно сертифи­цировал для некоторых вариантов своих машин газо­баллонное оборудо­вание. АвтоВАЗ тоже сертифи­цировал газобаллонное оборудо­вание для некоторых моделей. А значит, такое оборудо­вание не требует дополни­тель­ного внесения в ПТС или СТС.

Однако если изначально обвесы, силовые бамперы, лебёдки, экспедици­онные багажники, спойлеры и пороги, выступающие за габариты автомобиля, не были сертифи­цированы произво­дителем, то придётся узаконить внесение изменений в конструкцию само­стоятельно. Кстати, декоративные накладки на глушитель не относятся к области проверки во время техосмотра.

Что же касается претензий по поводу тонировки стекол, то тут всё просто: если при проверке светопропуска­емость лобового стекла не ниже 75%, а передних боковых — не ниже 70%, то не имеет значения факт наличия тонировки. Главное, что стёкла соответ­ствуют основным положениям по допуску.

Как понять, что оборудование соответствует требованиям безопасности?

Если вам предлагают установить дополнительное оборудо­вание при покупке авто­мобиля в автосалоне, вам должны предъявить на него сертификат соответ­ствия. И затем этот документ надо хранить. Плюс ко всему, неплохо бы перед покупкой авто­мобиля самостоятельно изучить, что является для него штатным оборудо­ванием, а что — нет. Потому что бывает и так, что дилер по собственной инициативе ставит на машину допоборудо­вание, которое может вызывать вопросы (кстати, вполне справедливые) у диагноста.

Так, например, сотрудники Журнала Авто.ру неоднократно видели в шоу-руме одного корейского бренда кроссоверы с противо­туманками от машин другого корейского бренда. Компании, конечно, родственные, но вряд ли они сертифи­цируют для своих машин полностью идентичные наборы оборудования. 

Если вы приобрели с рук автомобиль с обвесом, но документов на этот обвес нет, то необходимо ознакомится с одобре­нием типа транс­портного средства, где указаны сертификаты на разные элементы конструкции автомобиля. Его можно найти в интернете или запросить у официального дилера. Если обвес в этих документах преду­смотрен, вопросов быть не должно.

Если конструкцией автомобиля предусмотрен фаркоп, и он сертифи­цирован производителем, то допол­нительных документов на него тоже не требуется. И в ПТС, и в СТС он не должен быть внесён. В Госавто­инспекции отметили, что только привет­ствуют шаги автопроизво­дителей по серти­фикации дополни­тельного оборудования.

Как оспорить ошибочное заключение эксперта-техника?

Если вы всё-таки столкнулись с экспертом, который не допустил автомобиль к эксплуатации из-за штатного оборудования или, например, потребовал повесить передние брызговики, то на такого эксперта необходимо подать жалобу, считает адвокат Сергей Радько.

Для этого нужно получить на пункте ТО диагностиче­скую карту с указанием неисправ­ности, обратиться к независимому эксперту, который укажет, что данный элемент соответствует норме либо вообще не преду­смотрен конструкцией автомобиля. А после этого подать жалобу на оператора техосмотра. Подавать жалобу надо сразу в два места, считает Радько: в Российский союз авто­страховщиков и в ГИБДД. РСА отвечает за аккредитацию пункта ТО, а ГИБДД контролирует деятель­ность операторов.

«Налицо нарушение правил проведения техосмотра, а также требований к операторам. Когда пункты ТО, допускающие подобное обслужи­вание, лишат аккредитации, а эксперты будут дисквалифи­цированы, можно будет навести порядок в техосмотре», — утверждает правозащитник.

С этим мнением согласен и заместитель исполнитель­ного директора РСА Сергей Ефремов: «Квали­фикацию эксперты за десять лет без проведения диагно­стики растеряли. И если возникает подобная ситуация, то гражданам необходимо жаловаться в ГИБДД, ведь техосмотр проводят с нарушением правил».

В Госавтоинспекции с проблемой согласны и полагают, что в дальнейшем ситуацию удастся исправить. Следующим этапом будет обязательно подтверж­дение квали­фикации экспертов-техников, а также обязательно повышение их квалификации. Владельцы компаний-операторов, в свою очередь, предлагают обращаться напрямую к ним. Телефоны и электронная почта руководства всегда есть на пункте ТО, и любые недоразумения можно попытаться решить на месте.


Нужно ли проводить техосмотр для частных автомобилей или ответственность за состояние машины стоит переложить на владельца?

Почитать ещё