Парковки с тысячами машин, которые видно из космоса: что на них хранят

Советские машины в зарубежных рейтингах: провалы и внезапные взлёты
Подборки

Константин Новацкий

Если на минутку отбросить тёплые чувства к советскому автопрому и попытаться взглянуть на «Жигули», «Таврии» и УАЗы холодным взглядом стороннего наблюдателя, то колким эпитетам и провальным строчкам в мировых рейтингах найдётся вполне логичное объяснение: в сравнении с иномарками, доступные, простые и во многом устаревшие машины из СССР редко выходили победителями. Но как можно пройти мимо очередного «топ-10 самых-самых» автомобилей мира, в который снова угодили Лада или «Волга»? Интересно же! Пролистав свежий рейтинг канадского издания HotCars, мы решили вспомнить другие зарубежные хит-парады с участием автомобилей СССР: худших, лучших и просто особенных.

Канада: «ванна» и «капсула смерти»
1/6

ВАЗ-1111 «Ока»

Но для начала заглянем в свежий рейтинг канадского издания HotCars, в котором, помимо худших автомобилей, произведённых в Советском Союзе, нашлось место по-настоящему великим моделям. Если подниматься с нижних строчек опубликованного топа на самый верх, то первой, на ком оттоптались эксперты, оказалась компактная «Ока», ВАЗ-1111. Трёхдверной модели припомнили обидное прозвище «капсула смерти», пожурив за отвратительную пассивную безопасность и низкое качество сборки. 

Чуть лучше, по мнению канадцев, дела обстоят у советской инвалидки СМЗ С-1Л середины 1950-х, а также у полноприводного внедорожника ЛуАЗ-969. Первой досталось за «уродливую» внешность, слабый мотор и неустойчивость на ходу, а второму — за медлительность и отвратную управляемость, хотя внедорожные способности «луазика» составители рейтинга учли. 

Пятёрку худших замкнули две модели ЗАЗа: «горбатый» 965-й и более поздняя «Таврия» (обе — слишком дёшевы, опасны и недостаточно грамотно спроектированы), а вот в число лучших советских автомобилей, по мнению HotCars, угодили «Нива», «Волга» ГАЗ-21 и роскошный ЗИЛ-117 из 1970-х.


Снова Канада: «мусорный бак» и «опасный в управлении»
1/9

СМЗ С-3Д

А вот — более ранний рейтинг советских автомобилей, составленный всё тем же изданием HotCars. В 2020 году канадские журналисты определились с девятью самыми уродливыми моделями из соцлагеря, расположив их (очевидно) от ужасного до приемлемого. Вот только первой в позорном списке оказалась чехословацкая Tatra T603, которую сегодня уже не принято ругать за провальную внешность.

Следом за Татрой в списке идут уже упомянутые ЛуАЗ («…невероятно опасный в управлении») и «Таврия» (или Tavira, а также «безликий хэтчбек, созданный в духе Citroen BX»), а также более современная версия мотоколяски СМЗ — модель С-3Д («отвратительный со всех сторон мусорный бак») — и даже универсал-комби ИЖ-2125 («неуклюжий в сравнении с исходным седаном»). Но на этом антирейтинг из Северной Америки не кончается. Помимо ИЖа с «инвалидкой», свою порцию хейта получили ульяновская Буханка и тольяттинская Самара. Внедорожнику досталось буквально за всё, помимо проходимости, а хэтчбеку — за пресный дизайн. 

К слову, вне рейтинга HotCars в 2020-м проходил единственный красавец — представительский седан «Чайка» ГАЗ-13, превративший топ-9 в «десятку» и удостоившийся такого эпитета: «трудно поверить, что автомобиль разработан в России».


Британия: Lada и «бумеранг» качества
1/10

Lada Riva (ВАЗ-2107)

Автомобильными рейтингами, куда периодически попадают советские модели, славится и британский The Sunday Times. Как вам, например, сборник из десяти худших серийных автомобилей за всё время, опубликованный изданием в 2015 году? Зная заносчивость и остроту юмора жителей островного государства, можно не глядя предположить, что местечко для двух-трёх машин из СССР там припасено.

В реальности же действительно ужасной, по мнению составителей топа, оказалась лишь одна отечественная модель — ВАЗ-2105 или Lada Riva в экспортном наименовании. Автомобиль затесался в довольно пёструю компанию, в которой мелькали логотипы Lancia (Beta), Alfa Romeo (Arna), Skoda (Estelle), Ford (Escort) и Suzuki (X-90). 

Объясняя попадание «пятёрки» в антирейтинг, журналисты припомнили неудачный дебют модели Granta, когда в 2011 году Владимир Путин не смог запустить мотор новинки и осмотреть запертый багажник. «После всех старых Riva, которые страна отправляла в Великобританию в 1980-х и 1990-х, справедливо, что российский лидер должен испытать качество Lada на себе», — отметили авторы материала.


Снова Британия: Niva и «лучшая среди худших»
1/8

ВАЗ-2121 «Нива»

Организаторы фестиваля скорости в Гудвуде в ковидном 2020 году также составили персональный рейтинг особенных автомобилей. Правда, критерий для попадания в короткий список из всего восьми позиций был весьма странным: предлагалось выбрать самую лучшую модель от самого худшего мирового автобренда. Поскольку вы успели прочесть заголовок, то огласим: марка Lada вошла в шорт-лист с внедорожником Niva, который эксперты признали достойным уважения и сравнили с чем-то вроде Renault 5, построенного на шасси Land Rover. 

Кто ещё помимо «Нивы» оказался в гудвудском листе? Например, ситикар Daewoo Matiz, крошечное купе Daihatsu Copen, спорткар Vector W8 и культовая двухдверка Delorean DMC-12, заслужившая право считаться главной кинознаменитостью на колёсах.


Германия: неубиваемое трио
1/6

Lada Niva

В 2017 году немецкое издание Auto Motor und Sport отыскало сразу три советских автомобиля, достойных звания лучших. Правда, «лучших» не в абсолюте, а лишь в разрезе классических моделей родом из Восточной Европы. Традиционно такие машины не пользуются хорошей репутацией и в полной мере получают по заслугам от экспертов авторынка.

Советским автомобилем «нумер айнц» в немецком рейтинге ожидаемо стала «Нива» — тольяттинский внедорожник сравнили с G-классом и Land Rover Defender, а также похвалили за баланс проходимости и дешевизны. На втором месте оказалась «Волга», но не античный «двадцать первый» седан, а уже более поздняя модель ГАЗ-24. Самым ёмким из адресованных четырёхдверке комментариев был такой: «путь машины через десятилетия похож на течение одноимённой реки». Также легковому ГАЗу припомнили неспешность и неубиваемость, а мотор так и вовсе назвали бесшумным!

Третьим же восточноевропейским автомобилем-везунчиком стал классический внедорожник УАЗ-469. В Auto Motor und Sport не упустили возможности уколоть «Козлик» за полное отсутствие комфорта, но признали, что езда по пересечённой местности на нём может (и даже должна) быть натурально лихой и безбашенной. «Автомобиль даёт полную свободу передвижения. По крайней мере — в пределах границ бывшего соцлагеря», — дополнили вердикт журналисты.


США: «большая угроза» и «советский Ferrari»
1/5

СМЗ С-3Д

«В Советском Союзе были холод и странные тачки» — так американский портал Jalopnik в 2010 году начал свой материал о выдающихся машинах из СССР. Правда, целью журналистов было вовсе не набросить клише на вентилятор, а выделить из десятков знакомых им моделей несколько по-настоящему особенных. Прежде всего оказалось любопытным, что даже в Штатах знакомы с продукцией Серпуховского завода — инвалидка СМЗ С-3Д попала в «удивительный» топ-10 Jalopnik как социально значимая модель для людей с ограниченными возможностями. Тут обошлось без шуток.  

Рядом с мотоколяской очутились ещё две немолодых советских модели: горьковский ГАЗ-21 («седан-легенда, развивавший 70 л.с… в хороший день») и столичный ЗиЛ-117 («большой и угрожающий, с русской автомобильной магией»). Но ближе к вершине рейтинга, украшенной, естественно, внедорожником «Нива», можно встретить ещё один ЗиЛ — редкий спортивный снаряд 112С с 300-сильным мотором V8. Объясняя причину попадания в десятку, американцы помимо прочего отметили дизайн спорткара: «выглядит как Ferrari 250 TR, и это приятно». 


Согласны с мнением зарубежных экспертов?

Почитать ещё