В обширной биографии Mercedes-Benz найдётся под сотню моделей, достойных стать предметом искусства или основой для модной инсталляции. Среди них — грациозные купе, величественные седаны и пышное ретро на любой вкус. Но иногда для инсталляции или перформанса берут неотёсанного грубияна — G‑класс. И вот что из этого получается.
Пожалуй, самой знаменитой инсталляцией с участием G-класса остаётся 45-тонный кусок смолы, в котором в 2018 году был увековечен оригинальный австрийский внедорожник. Арт-объект готовился специально к Детройтскому автосалону и был приурочен к премьере «Гелика» нового поколения. Естественно, в монументе сразу рассмотрели множество смыслов. Киноманы видели в кубе отсылки к «Парку Юрского периода» и останкам древних организмов, а историки-любители обсуждали «законсервированную» эпоху честных машин, пока пользователи соцсетей без устали снимали машину в смоле.
В декабре 2021 года «Гелик», но уже последнего поколения, снова постарались упрятать в полупрозрачную упаковку. В Сан-Франциско перед театром Кастро, где прошла премьера четвёртой части «Матрицы», стояла огромная красная таблетка с внедорожником внутри. По сюжету картины, делая выбор между красной и синей пилюлями, главный герой принимал важнейшее решение в жизни. На это же намекало и содержимое огромной капсулы возле театра. Мол, правильный выбор — это 585-сильный Mercedes-AMG.
Если проекты выше не предусматривали доработок G-класса, то тюнинг-кар от ателье Mansory демонстрирует особый взгляд на термин «крутой Gelandewagen». Избавленные от скромности кастомайзеры превратили пятидверный Mercedes-Benz в купе. И, очевидно, посчитав свой манифест недостаточно убедительным, переделали дверные петли так, чтобы те открывались как в Rolls-Royce — против хода движения.
Впрочем, обширная работа по кузову — не всё, чем удивляет Gronos Coupe Evo S (именно так названа двухдверка). Тюнеры выкрасили автомобиль в наименее сдержанный цвет — Fludium Chrome Atmosphere, а также добавили широченный углепластиковый обвес с 24-дюймовыми колёсами. А под капотом Гроноса стоит 900-сильный четырёхлитровый V8, способный обеспечить 3,3 секунды до первой «сотни». Чем не арт-объект?
Мы уже знаем, во что может превратиться G-класс в руках автомобильных модников. Но что насчёт человека от мира искусства, не связанного с машинами напрямую? Каким культовый немецкий внедорожник видит, скажем, руководитель направления мужской одежды Louis Vuitton?
В сентябре 2020 года шеф-дизайнер Мерседеса Горден Вагенер и модельер Вирджил Абло показали «предмет современного искусства»: уникальный гоночный G-класс с белоснежными деталями кузова и салона. Рамник буквально прилип к земле, получил необычный обвес и особые пятилучевые колёса на «пухлой» резине, а от гражданских компонентов интерьера избавился почти целиком. Вместо кресел, панелей и отделки — голый белый металл, защитные сетки, пара спортивных «ковшей», каркас и необходимые органы управления.
Даже руль заменили гоночным «штурвалом» от гиперкара One. Однако для выездов на реальный асфальт (тем более гоночный) выставочный проект не готовили. Коллаборация Абло и Вагенера затевалась с целью расшевелить фантазию молодых художников и расшатать устоявшиеся стереотипы. Получилось, как минимум, внезапно.
Если вы думаете, что уже видели всё, то вы глубоко заблуждаетесь. Ведь настоящим разрушителем традиционного образа «Гелика» можно считать арт-кар, подготовленный в рамках промокампании модных курток. И это — G-класс с колёсами из пуховиков!
Соавтором проекта под названием Mondo G стал фэшн-бренд Moncler, а сам «автомобиль» показали в конце зимы. И это был стилизованный снегоболотоход с огромными, похожими на куртки шинами и «дутым» экспедиционным багажником на молнии. Внешность машины-куртки нарочно состарена, чтобы напоминать рабочие внедорожники семейства Professional. Плюс ко всему кузов дополнен защитой и шноркелем, а снизу автомобиль напоминает лодку. Как такой «Гелик» передвигается — непонятно. Вероятнее всего, никак.
К чему именно отнести воплощение очень странной задумки из России — к арт-объектам или вандализму — решать вам. В 2016 году на фестивале «Архстояние» в Калужской области под землю был зарыт внедорожник Mercedes-Benz. По идее, пришедшей в голову авторам, G-класс должен был стать особого рода убежищем, полностью скрытым под слоем грунта. Для того, чтобы попасть внутрь, предусматривалось небольшое бревенчатое окошко, совмещённое с люком машины. Забравшись в салон, посетитель мог устроиться за рулём, подумать о вечном, подкрепиться и даже попытаться завести мотор.
Чтобы похоронить внедорожник, у владельца ушло две недели работы. Вначале Mercedes-Benz опустили в яму, укреплённую деревянными щитами, а затем засыпали, создав, возможно, самый странный из известных миру бункеров. По мнению автора проекта «Убежище G-500», за рулём «Гелика» безопасность ощущается не только на дороге, но и под землёй.
Напоследок — не совсем реальный проект, который при должной сноровке и большом желании можно воплотить в металле и пластике. Раскрутившийся благодаря дружбе с тюнерами интернет-дизайнер Кызыл Салим (the_kyza) показал 3D-эскизы, в которых его нелюбимый внедорожник совмещён с любимым. На иллюстрациях позирует шоукар, похожий на G-класс, и гоночный Mitsubishi Pajero Evolution одновременно. Если вы ещё не поняли, то в этой паре фаворит Салима — «японец».
Под напором японского стиля Mercedes-Benz вышел куда менее квадратным и грубым. Спереди появились обтекаемые аэродинамические элементы, а сзади — узнаваемая «лавка» антикрыла боевого Паджеро. Сам проект Кызыл назвал развлечением ради эмоций. Кажется, задуманное удалось: вряд ли эта машина кого-то оставила равнодушным.