Дмитрий Савостьянчик
В первой половине 2022 года российские автодилеры продали 178,4 тысячи новых кроссоверов и внедорожников. Спрос на них упал на 54,9% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, что всё же чуть лучше, чем динамика по рынку в целом (минус 57,5%).
Тем не менее модели сегмента SUV — самые популярные в стране. На них приходится 48,6% от всего объёма продаж новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что это на 2,9 пункта больше, чем год назад.
Изучили данные о продажах от Ассоциации европейского бизнеса и выяснили, где в России вседорожники любят больше всего. В рейтинг попали 30 регионов с самыми высокими продажами новых машин в этом году.
Регион | Доля SUV, % | Динамика, п.п. | Кол-во, шт. | Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Иркутская обл. | 60,1 | 2,1 | 1817 | -49,3 |
Новосибирская обл. | 59,1 | 7,2 | 3321 | -47,9 |
Кемеровская обл. | 56,2 | 4,0 | 3026 | -51,3 |
Красноярский край | 53,8 | -0,3 | 2230 | -58,9 |
Тюменская обл. | 53,2 | 2,7 | 5311 | -53,6 |
Санкт-Петербург | 52,9 | 3,5 | 16 937 | -58,9 |
Омская обл. | 52,4 | 3,5 | 1306 | -53,9 |
Москва | 51,3 | 1,2 | 50 824 | -54,2 |
Краснодарский край | 50,8 | 5,1 | 8467 | -54,8 |
Вологодская обл. | 50,5 | 1,5 | 1277 | -57,3 |
Тульская обл. | 49,6 | 2,6 | 1684 | -56,6 |
Рязанская обл. | 49,4 | 4,3 | 1486 | -56,5 |
Свердловская обл. | 49,4 | 5,1 | 5277 | -57,8 |
Кировская обл. | 49,1 | 6,5 | 1339 | -47,7 |
Челябинская обл. | 49,1 | 4,3 | 5376 | -51,8 |
Нижегородская обл. | 48,5 | 4,6 | 5132 | -50,3 |
Респ. Татарстан | 46,9 | 4,1 | 6371 | -57,2 |
Респ. Башкортостан | 46,0 | 5,7 | 4051 | -58,5 |
Саратовская обл. | 45,7 | 2,8 | 1817 | -58,9 |
Ярославская обл. | 44,7 | 0,3 | 1431 | -55,6 |
Волгоградская обл. | 44,5 | 6,1 | 2586 | -54,6 |
Ростовская обл. | 44,4 | 2,9 | 4310 | -52,3 |
Пермский край | 43,5 | 3,3 | 2907 | -56,1 |
Оренбургская обл. | 42,4 | 1,8 | 1498 | -57,7 |
Белгородская обл. | 41,8 | 1,2 | 1309 | -56,8 |
Удмуртская Респ. | 41,4 | 1,2 | 1565 | -56,8 |
Воронежская обл. | 40,4 | 1,1 | 2883 | -56,9 |
Ставропольский край | 40,1 | 5,7 | 2606 | -55,0 |
Московская обл. | 38,7 | 3,0 | 1832 | -46,5 |
Самарская обл. | 34,6 | -1,4 | 5061 | -54,4 |
Активнее других вседорожники покупали в Сибири. В Иркутской области они заняли чуть больше 60% рынка, а в Новосибирской их популярность за год выросла на рекордные в рейтинге 7,2 пункта, до 59,1%. Однако в Красноярском крае доля моделей SUV немного снизилась — на 0,3 пункта, хотя это всё равно больше половины регионального рынка (53,8 процента).
В европейской части России сильнее всего интерес к вседорожникам вырос в Кировской (плюс 6,5 п.п., 49,1%) и Волгоградской (плюс 6,1 п.п., 44,5%) областях. Чуть меньше — по 5,7% — прибавили Ставропольский край (до 40,1%) и Республика Башкортостан (до 46%). Сильно сократился интерес в Самарской области: здесь такие машины занимают чуть больше трети рынка и это на 1,4 пункта меньше, чем по итогам первой половины 2021 года.
Что касается объёма продаж, то наименее негативной динамикой отметились дилеры Иркутской, Кировской, Московской и Новосибирской областей — здесь спрос упал менее чем на 50%. Худшая динамика — в Республике Башкортостан, Красноярском крае, Санкт-Петербурге и Саратовской области, где клиенты купили на 60% меньше кроссоверов и внедорожников, чем в январе–июне 2021 года.