Дмитрий Савостьянчик
В первой половине 2022 года в России было куплено 37,4 тысячи новых автомобилей китайских марок. В сравнении с прошлым годом этот показатель на 19,5% хуже, однако спрос на них сократился заметно меньше, чем по рынку в целом (минус 57,5%). А в ряде регионов вообще зафиксирован рост.
Кроме того, на фоне приостановки бизнеса многими автопроизводителями из других стран бренды из КНР почти вдвое нарастили долю рынка: каждый десятый проданный легковой автомобиль — китайского производства.
Узнали, где в России, по данным о продажах от Ассоциации европейского бизнеса, в этом году чаще всего покупали машины китайских марок. В рейтинг попали 30 регионов с самыми высокими продажами новых машин в этом году.
Регион | Доля, % | Динамика, п.п. | Кол-во, шт. | Динамика, % |
---|---|---|---|---|
Иркутская обл. | 18,3 | 8,6 | 552 | -7,2 |
Новосибирская обл. | 15,2 | 8,1 | 852 | -1,4 |
Краснодарский край | 14,7 | 7,1 | 2453 | -21,8 |
Омская обл. | 12,7 | 5,4 | 315 | -25,4 |
Челябинская обл. | 12,6 | 5,1 | 1386 | -26,6 |
Нижегородская обл. | 12,4 | 8,3 | 1310 | 37,0 |
Кировская обл. | 12,0 | 7,0 | 327 | 9,0 |
Красноярский край | 12,0 | 2,1 | 498 | -49,9 |
Вологодская обл. | 11,7 | 2,5 | 297 | -47,1 |
Рязанская обл. | 11,5 | 5,3 | 346 | -25,9 |
Тульская обл. | 11,4 | 4,5 | 387 | -31,6 |
Санкт-Петербург | 11,1 | 5,6 | 3563 | -22,0 |
Кемеровская обл. | 10,9 | 6,4 | 587 | 8,5 |
Саратовская обл. | 10,7 | 4,5 | 424 | -33,3 |
Москва | 10,6 | 5,1 | 10 514 | -13,5 |
Тюменская обл. | 10,4 | 3,9 | 1034 | -29,4 |
Ярославская обл. | 9,7 | 3,9 | 311 | -26,1 |
Ростовская обл. | 9,6 | 5,2 | 928 | -1,6 |
Удмуртская Респ. | 9,3 | 5,1 | 353 | -11,1 |
Волгоградская обл. | 9,3 | 5,1 | 540 | -13,2 |
Ставропольский край | 9,3 | 4,5 | 605 | -24,6 |
Московская обл. | 9,2 | 6,9 | 437 | 91,7 |
Свердловская обл. | 9,2 | 4,4 | 979 | -27,5 |
Белгородская обл. | 9,0 | 4,1 | 281 | -23,6 |
Воронежская обл. | 8,2 | 4,4 | 587 | -8,6 |
Респ. Башкортостан | 8,0 | 4,1 | 702 | -24,1 |
Респ. Татарстан | 7,9 | 4,2 | 1076 | -17,2 |
Пермский край | 7,0 | 3,4 | 469 | -20,2 |
Самарская обл. | 5,8 | 1,4 | 851 | -37,9 |
Оренбургская обл. | 5,4 | 1,4 | 191 | -46,5 |
Максимальную долю рынка китайские автомобили захватили в Иркутской области — 18,3%, почти вдвое больше, чем год назад, и заметно больше, чем в целом по стране. Ещё эти машины любят в Новосибирской области и Краснодарском крае: здесь на них приходится около 15% рынка — двукратный рост. В этих трёх регионах, а также в Нижегородской (плюс 8,3 п.п., до 12,4%) и Кировской (плюс 7 п.п., до 12%) областях доля продаж выросла сильнее всего.
Не пользуются особой популярностью модели из Поднебесной в Самарской и Оренбургской областях. В общем объёме продаж на них приходится меньше 6%, а за год этот показатель прибавился на минимальные в рейтинге 1,4 п.п.
Количество купленных машин в четырёх регионах выросло вопреки общему негативному тренду, причём в Московской области — почти вдвое. Плюс 37% — динамика в Нижегородской области, в Кемеровской и Кировской областях дилеры продали на 9% больше машин, чем в прошлом году. Сильнее всего рынок просел в Красноярском крае: спрос упал вдвое. Чуть легче — минус 47% — в Вологодской и Оренбургской областях.
Достаточно неплохая (а в некоторых регионах — очень хорошая) динамика сложилась на фоне двух основных факторов. Во-первых, на статистике всё ещё сказывается эффект низкой базы: китайские бренды продолжают наращивать присутствие в России. Во-вторых, из-за санкций, резкого роста цен на автомобили и дефицита моделей большинства автоконцернов «китайцы» остаются почти единственным вариантом для тех, кто намерен купить новую машину.