10 новых премиальных автомобилей, которые чаще всего покупали россияне в 2020 году

Не отстану: известные и не очень «догонялки» для спецслужб, которые выпускались на ГАЗе
Подборки

Константин Новацкий

На лицо обычные, мощные внутри. Для особых заданий в особых гаражах особых ведомств с незапамятных времён имелись особые машины. На вид — совер­шенно тривиальные «Волги» и «Победы», но благодаря мощным моторам и доработанным шасси способные догнать всё, что плохо убегало от закона. Давайте вспомним, чем оснащались такие спец­машины и насколько сильно они отличались от стандартных моделей ГАЗ.

ГАЗ М-1

1/4

В колесивших по дорогам тридцатых чёрных газовских «эмках» было невоз­можно разглядеть предста­вителей тёмной силы. Но они были. Ещё в 1938 году НКВД заинтересо­вался установкой под капоты М-1 американских моторов Flathead V8. На контрасте со стандартной 50-сильной «четвёркой» заокеанский агрегат выглядел силачом: мощность составляла от 65 до 95 лошадиных сил, а динамика доработанной машины заметно превос­ходила заводские показатели. Мнения о том, сколько «эмок» с «восьмёрками» было изготов­лено для нужд комис­сариата, расходятся из-за засекре­ченных архивов. К тому же в военное время моторами пришлось срочно делиться с танками, вроде Т-60. Но на благо закона такие седаны тоже успели потрудиться.

ГАЗ-М-20Г

1/5

Скрытая мощь, незаметная самому зоркому глазу. Созданная в 1956 году особенная версия М-20Г как заправский шпион сливалась с общей массой конвейерных «Побед». Тот же цвет, та же внешность вплоть до элементов оформ­ления. И лишь килограммы дополни­тельной массы и чересчур резвое поведение на дороге могли стать зацепками. В отличие от гражданских «четвёрок», под капоты «Побед» с литерой «Г» (или ГАЗ М-26) бережно и максимально скрытно помещали 90-сильные двигатели от ЗиМа: шесть цилиндров, 90 лошадиных сил и 215 ньютон-метров максимальной тяги.

Стоило ли удивляться, что такой свап заметно преобразил динамику советского фастбека? До предельной для граждан­ской машины «сотни» шести­цилиндровые версии долетали за 30 секунд, а максимальными для них были 132 км/ч. По разным данным, «догонялок» выпустили около сотни. В гаражах КГБ такие «Победы» находились до 1963 года, когда комитет начал получать новенькие «Волги» с движками от «Чайки».

ГАЗ-23

1/3

Огромный 5,5-литровый V-образный мотор под не самым госте­приимным капотом «двадцать первой» «Волги» разместился каким-то чудом, хотя заслуга была чисто инженерной. Распознать в гражданском седане 195-сильный КГБ-шный спорткар не представ­лялось возможным: разница в сотню лошадиных сил и минус 18 секунд в разгоне до 100 км/ч не бросалась в глаза даже при взгляде в салон: та же приборка, тот же диван, та же торчащая из-за тонкого руля кочерга коробки передач. Правда, коробка на «догонялке» образца 1962 года была не волговской «механикой», а трёх­ступен­чатым «автоматом» от «Чайки», ГАЗ-13. Лишь так крутящий момент мотора V8 не выводил из строя трансмис­сионные внутренности.

За счёт масштабных переделок шасси и много­численных усилений кузова седан прибавил в весе 300 лишних кило. В багаж­нике находился уравно­вешивающий массу по осям балласт. При этом динамика всё равно казалась ураганом: 16 секунд до «сотни» и 170 километров в час, достигнутые в ходе испытаний, превос­ходили «чаечные». Ну кто в шести­десятых, находясь в здравом уме, мог рискнуть оторваться от такой машины?

ГАЗ-24-24

1/5

К 1973 году представители известного ведомства (прежде всего, 9-го управления КГБ СССР, предтечи ФСО) начали знакомиться с наследницей «двадцать третьей» модели. Быстро­ходный седан с припиской 24 к индексу продолжал идеи «Волги-догонялки». Под капот снова попала большая V-образная «восьмёрка», однако распо­лагалась она с заметным простором: ещё в ходе проектировки ГАЗ-24 была заложена возмож­ность установки крупно­габаритного мотора.

Дважды «двадцать четвёртая» модель — или «дубль» на жаргоне посвящённых — не была мощнее предше­ственницы (доработанный агрегат от «Чайки» по-прежнему развивал 195 сил), зато, в отличие от неё, была послушнее и живее на ходу. Модель получила стабили­затор поперечной устойчи­вости, гидро­усилители тормозов и руля и изогнутый напольный рычаг трёхступен­чатого «автомата», по которому можно было распознать «догонялку».

Изменились и другие цифры: если тираж особого ГАЗ-23 составил несколько машин, то КГБ-шных «двадцать четвёрок» выпустили больше тысячи. Одна из таких, с индексом 24-34, прямо сейчас продаётся на Авто.ру.

ГАЗ-31013

1/2

К моменту появления новой версии «спецмашины сопровож­дения» на базе модели 3102 советская элита уже вовсю смотрела на иномарки. Маски­ровать мощные «Волги» под обычные седаны рядовых граждан с наступ­лением 80-х становилось всё менее целесо­образной затеей, а сам седан начал быстро менять образ — от машины для чиновников и номен­клатуры к машине для предпринимателей.

Тем не менее, наследница «догонялок» всё же увидела свет. С 200-сильным 5,5-литровым мотором от ГАЗ-14 и его же трёхступен­чатой автомати­ческой коробкой седан разгонялся до «сотни» за 13 секунд и набирал 160 км/ч по паспорту и заметно больше по факту. По традиции, соблюдался и КГБ-шный этикет: за исключе­нием внешних антенн спецсвязи и сдвоенного выхлопа такие «Волги» были неотличимы от гражданских.

Эра горячих «Волг» подошла к концу к 1993 году. Часть разработок, вроде более лёгкой 160-сильной «догонялки» с 4,3-литровым мотором, так и не увидела свет. Однако кое-чему всё же повезло родиться. Например, роторной «Волге» для МВД и ГАИ с двух­секци­онным мотором и трансмиссией от «Жигулей».


Слышали про необычные быстроходные Волги?

Почитать ещё