Пока российский авторынок заполняется официальными китайскими новинками, частные брокеры наращивают темпы ввоза корейских, японских и европейских автомобилей из стран ближнего зарубежья. Главный минус таких машин — отсутствие официальной гарантии от автопроизводителя в нашей стране. Но способ сохранить её тем не менее есть. Мы разобрались, доступна ли всё-таки россиянам гарантия на машины из соседних стран и как ей воспользоваться.
Как работает официальная гарантия
Гарантия производителя привязана к VIN-номеру автомобиля, но ограничена регионом обслуживания. То есть компания не может обеспечить сохранение гарантии на территории страны, где нет её официального представительства. Но сама по себе гарантия есть, и в стране покупки будут обслуживать машину, а также устранять её заводские дефекты.
Если бренд присутствует в России, то он может поддерживать так называемую международную гарантию, но работает она избирательно, в соответствии с правилами конкретного производителя. Например, официальный дилер в России может отремонтировать автомобиль, приехавший с туристом из другой страны, но откажет в ремонте машины той же марки, которая была куплена новой за границей и поставлена на учёт в России.
Некоторые компании предоставляют ещё и возможность расширить гарантию на конкретный регион. Например, если новая машина куплена в Европе, можно расширить обязательства на Белоруссию, где есть офис марки, её дилеры и сервисы. Официальную гарантию также можно продлить на несколько лет. Но всё это — за доплату.
Как сохранить гарантию на машину из Белоруссии и Казахстана
Самый очевидный вариант — клиенты из России, которые купили автомобиль у белорусского дилера и хотят сохранить гарантию производителя, могут ездить на обслуживание в эту страну. Где зарегистрирован автомобиль — значения не имеет. Если клиент делал регламентные ТО у официального дилера, последний должен исполнить гарантийные обязательства в полном объёме.
Так же могут действовать, например, жители Оренбурга, Магнитогорска и Челябинска, которые купили автомобиль из Казахстана. Но в этом случае придётся потратить время на прохождение таможни (в отличие от Белоруссии, у РФ с Казахстаном есть погранпосты).
Правда, пока жителям России перегон машины в другую страну для обслуживания мало интересен, говорят опрошенные Журналом Авто.ру брокеры, которые привозят машины из Казахстана. Белорусские перегонщики и перекупщики тоже не сталкивались с подобными запросами, однако они знают, что некоторые клиенты, например, из Смоленска, уже давно ездят на обслуживание в Белоруссию.
Есть ли гарантия на машины с пробегом
Купить машину с гарантией производителя можно и на вторичном рынке. В Белоруссии много дилеров, которые занимаются продажей автомобилей с минимальными пробегами и действующей гарантией производителя, объяснили в минской компании «Байернкрафт»: «Например, у нас сейчас продаётся Audi Q7 от августа 2022 года. У машины пробег 2 тысячи километров, и она на гарантии до 2024 года. Это гарантия от официального дилера Audi, и всё техническое обслуживание осуществляет дилер. Гарантия привязана к VIN-номеру, машина была продана на территории Белоруссии гражданину этой страны».
Белорусские дилеры также предлагают клиентам машины, купленные у европейских компаний с европейской гарантией. Но для того, чтобы местный дилер её тоже поддерживал, зачастую приходится оформлять то самое расширение мировой гарантии на Белоруссию. Это стоит около тысячи евро. Причём в этом случае срок гарантийных обязательств может быть ещё больше. Так, белорусские дилеры часто предлагают привезти из ЕС модели 2021–2022 годов выпуска с гарантией производителя до 4 лет. Сохранить её можно, обслуживая автомобиль в Белоруссии.
Может ли дилер отказать россиянину в ремонте
Продавец машин из Казахстана и Кореи, автор телеграм-канала carintrade Павел Карин не видит причин для отказа в гарантийном обслуживании клиентам из России: «По идее, тут должна быть привязка к VIN, а не к гражданству и месту регистрации собственника. Дилер машину с этим VIN продал и готов её обслуживать и чинить — это логично. Конечно, надо внимательно изучать договор, но вряд ли там будет потеря гарантии из-за эксплуатации в другой стране. Моя машина: куда хочу, туда и еду. Там всегда есть привязка только к местам техобслуживания и ремонта».
Автоюрист Сергей Смирнов также уверен, что проблем с ремонтом по гарантии в соседней стране у россиян не будет. Более того, эксперт считает, что отказать в ремонте белорусский или казахстанский дилер не должен, даже если автомобиль обслуживали не у него, а в России. Главное, чтобы само обслуживание проводилось по фирменному регламенту — то есть у российского дилера. Однако юрист предупреждает, что если продавцу это не понравится, и он всё же ответит отказом, то разбираться с ним придётся в суде другой страны, что намного сложнее и затратнее.
«Дилер — это просто продавец товара. А товар не должен иметь производственных дефектов. Если поломка возникла по вине производителя, дилер, как его представитель, должен починить машину. Если же окажется, что поломка произошла из-за неправильной эксплуатации или ненадлежащего обслуживания, то в гарантии откажут. Но вряд ли регламент обслуживания в соседних странах имеет какие-то отличия», — уверен Смирнов.
В реальности всё зависит от правил, установленных конкретным представительством. Например, дилер Geely в Белоруссии заявил Журналу Авто.ру, что гарантия действует только внутри страны: «Обслуживать по гарантии купленную тут машину у официального дилера в России нельзя. Более того, по гарантии мы обслуживаем только автомобили на белорусском учёте и с белорусскими паспортами собственников. Такие правила компании для всех официальных дилеров Geely в стране».
А вот компания «Бавария Алматы», которая продаёт в Казахстане автомобили BMW, готова поддерживать мировую гарантию, заявил представитель дилерского центра: «Гарантия мировая, машину можно обслуживать везде, где есть официальное представительство бренда. Если будете пригонять автомобиль на российских номерах к нам в сервис, спокойно сможете обслуживаться у нас по гарантии. Также обслуживать по гарантии можно в других странах, где есть офисы BMW».
Что с гарантией на автомобиль от российского дилера марки
Автомобили, официально ввезённые и купленные в России у дилеров иностранных марок, имеют гарантию производителя, даже если сама марка заявляла о приостановке работы (но не об уходе с рынка). Поэтому гарантия будет действовать и на купленную сегодня машину из прошлогодних запасов, а обеспечат её оставшиеся дилеры бренда. Однако во многих случаях у них возникают сложности с запчастями, а сроки ремонта по гарантии сильно затягиваются.
Ситуация с автомобилями, которые дилеры завозят по параллельным каналам, иная. Например, продавцы пользуются услугами тех же перегонщиков, выкупая автомобили «своего» и других брендов, а потом выставляя их на продажу в своих шоу-румах. Фирменной гарантии на такую машину уже не будет, зато её можно купить с гарантией самого дилера или страховой компании, которая заключила с салоном договор.
Поддерживать фирменную гарантию по таким машинам дилерам смысла нет, так как расходы на ремонт, например, китайского седана VW Bora российское представительство Volkswagen дилеру не компенсирует, даже несмотря на то, что бренд не ушёл с рынка. А если «параллельный» автомобиль ввезён дилером из Белоруссии или Казахстана, то его точно так же можно возить на обслуживание и ремонт в соседнюю страну. Главное, узнать об этом при покупке.