Что ждёт водителей в 2022 году: новые штрафы, медсправки и налог на роскошь

Машину повредили при эвакуации: как действовать владельцу
Разбор

Влад Зенин

Эвакуаторы вошли в нашу жизнь плотнее, чем хотелось бы, и инцидентов с ними стало много. Например, машину могли уронить при погрузке на эвакуатор, перевозчик сам попал в ДТП либо автомобиль эвакуировали на штрафстоянку, но вернули с повреждениями. Страшный сон любого автомобилиста!

Кто отвечает за сохранность машины при её транспортировке? И как обезопасить себя, чтобы не остаться у разбитого автомобиля без возможности компенсировать ущерб? Разобраться в этих вопросах Журналу Авто.ру помог адвокат Сергей Радько.

Кто отвечает за сохранность автомобиля при погрузке и перевозке

Автомобиль может попасть на эвакуатор по вызову владельца или без него — в случае, если автомобиль эвакуируют за нарушение правил. Но за безопасность при погрузке и перевозке в любом случае отвечает компания-перевозчик.

Если машину принудительно эвакуируют, то сохранность имущества обязан обеспечить заказчик эвакуации. Например, в столице это государственное предприятие Администратор московского парковочного пространства (АМПП), в Санкт-Петербурге — Управление по выявлению административных правонарушений (УВАП). При этом само нарушение может оформлять представитель Московской административной дорожной инспекции (МАДИ) или инспектор ГИБДД, но перемещением и хранением автомобиля занимается именно АМПП (либо региональная организация). И ответственность лежит только на нём.

Если же водитель вызвал эвакуатор сам, то за погрузку автомобиля, его транспортировку и разгрузку вновь отвечает перевозчик либо лично водитель эвакуатора, если перевозка заказывается у частника. Он должен быть обучен методам погрузки-разгрузки и уметь управлять эвакуатором — то есть профессионально оказывать услугу.

Как юридически оформляется ответственность перевозчика

При принудительной эвакуации (например, за нарушение правил стоянки) юридическим основанием перевозки служит договор о перемещении между местной администрацией и перевозчиком, а также официальный протокол. Сотрудник МАДИ или ГИБДД (либо уполномоченной региональной организации) оформляет протокол задержания. В нём указываются суть нарушения, основания для эвакуации и должностное лицо, которое занималось оформлением. Этого документа будет достаточно для суда, если впоследствии к перевозчику возникнут претензии за повреждения автомобиля.

В случае с частным перевозчиком водитель эвакуатора должен выдать чек, в котором будет указано, за что именно заплачены деньги. Но на практике бывает по-другому: приезжает какая-то частная машина, грузит автомобиль, отвозит, выгружает, а водитель получает наличные или перевод на карту безо всяких документов. И если что-то случится в процессе перевозки, то предъявить претензии будет некому — ведь доказать факт перевозки без документов почти невозможно.

Именно по этой причине необходимо заключать договор на перевозку! А перед погрузкой нужно оформить и акт приёма-передачи машины, в котором отображаются все имеющиеся повреждения. Без такого акта доказать, что повреждения появились именно в результате действий эвакуаторщика, будет невозможно.

Кто и как должен оформлять повреждения автомобиля

Повреждения автомобиля при эвакуации могут возникнуть по разным причинам. Если они произошли в дороге — то это ДТП и для оформления необходимо вызывать сотрудников ГИБДД. Если же повреждения были причинены при погрузке или разгрузке автомобиля, то вызывать нужно не дорожных, а обычных полицейских, так как авария не связана с дорожным движением.

Если машина была повреждена в отсутствие владельца (например, он обнаружил царапины при получении машины), то вызывать необходимо полицию. Сотрудники оформят происшествие, вынесут отказ в возбуждении уголовного дела и выдадут на руки официальные документы, подтверждающие полученные автомобилем повреждения с их описанием.

Кому предъявлять претензии

Все претензии по повреждению автомобиля лучше предъявлять именно компании, осуществлявшей перевозку. А в случае принудительной эвакуации это вообще единственный вариант.

Если же автовладелец сам заказывал эвакуацию, претензию всё равно стоит сначала направить организации, которая выполняла заказ, даже если сам эвакуатор был частным. Дело в том, что водитель может не находиться в трудовых отношениях с компанией, осуществляющей перевозку. Но, предъявив претензии водителю, который впоследствии способен скрыться, взыскать что-либо с компании уже не получится. А если претензия будет направлена компании сразу, то она либо займётся компенсацией, либо докажет, что водитель к ней отношения не имеет (например, он просто арендовал эвакуатор и работал на себя). Во втором случае вы получите данные водителя и сможете перенаправить претензию ему лично.

Что делать, если на штрафстоянке выдали повреждённую машину

Обычно при получении автомобиля на спецстоянке требуется подписать все бумаги, в том числе акт приёма-передачи автомобиля, и расписаться в том, что претензий нет. Однако торопиться не стоит! Первым делом надо осмотреть машину и только потом уже подписывать акт. Иначе есть риск получить автомобиль не только побитым, но и разукомплектованным. А если бумага о том, что претензий к эвакуаторщикам и спецстоянке нет, уже подписана, то доказать что-либо будет практически невозможно!

При обнаружении повреждений, которых ранее не было, необходимо сразу вызывать полицию. И уже с полицейскими разбираться, кто виноват в причинении вреда: тот, кто эвакуировал, хранил или оформлял машину перед погрузкой.


Были проблемы с эвакуаторами?

Почитать ещё