Мотоэкипировка: как собрать комплект для начинающих

Как оформить европротокол при ДТП
Учебник

Команда Авто.ру

Мы уже писали о том, как действовать после ДТП и как правильно оформлять разные повреждения, нанесённые авто­мобилю. В последние годы государ­ство и страховщики стараются максимально упростить процесс реги­страции аварий, однако у автомо­­билиста не должно склады­­ваться ложного впечат­ления, что оформ­ление ДТП без участия сотрудников ГИБДД, по так называемому европро­токолу, — это палочка-выруча­­лочка, применимая к любому происше­­ствию на дороге. Давайте разберёмся, как заполнять европротокол в 2022 году.

Материал обновлён 30.11.2022 г.

Когда можно воспользоваться европротоколом

Сейчас по упрощённой схеме можно оформить только аварию, обстоятель­­ства которой удовлет­­воряют нескольким условиям. Напомним их.

Участниками ДТП стали только два транспортных средства. Если кроме пары автомо­билей в ДТП оказались вовлечены пешеходы, животные или третье лицо, то оформлять по европро­токолу аварию нельзя. Не получится восполь­зо­ваться упрощённой схемой и тогда, когда при ДТП пострадали элементы дорожной инфра­­структуры. Причём неважно, сколько было участников. Даже если один автомо­биль въехал в столб — нужно вызывать ГИБДД. Как и в том случае, когда при столкно­­вении двух машин была хоть немного повреждена (например, отлетевшим обломком) третья, просто припарко­­ванная рядом.

Никто из людей не пострадал. Нужно быть абсолютно уверенным, что ни у одного из участников инцидента нет ни ушибов, ни ссадин. В противном случае — никакого европро­токола. Постра­дав­шие в салоне машины домашние животные не в счёт, они по закону приравнены к имуществу.

У обоих водителей есть действующие полисы ОСАГО. Проверьте, чтобы ваше понимание слова «действу­­ющий» совпало с тем, что подразуме­вает закон. Неважно, бумажный или электронный полис, требования едины:

  • Полис должен быть подлинным, иначе все следующие пункты не имеют значения. Проверить данные полиса можно онлайн в специальном разделе сайта РСА.
  • Полис должен быть оформлен именно на ту машину, которая попала в ДТП. Марка и модель, а также VIN и регистраци­­онные знаки авто­мобиля обязаны совпадать с указанными в страховке.
  • Число водителей, допущенных к управлению, в полисе либо не ограни­чено, либо водитель-участник ДТП внесён в список допущенных.
  • В момент аварии полис ОСАГО уже начал действовать, но ещё не закончил: сроки действия полиса — это не то же самое, что даты заключения договора страхо­вания и его окончания. Договор почти всегда заключа­­ется сроком на год, однако действие страховки может быть ограничено конкретным периодом. И они не всегда совпадают; можно купить полис, действующий на протяжении нескольких недель или месяцев в году.

В бланке полиса срок действия указывается вторым пунктом — как период использования транспортного средства, на который распространяется действие страхования. Если авария произошла вне пределов этого периода, выходит, она случилась вне зоны действия страхового покрытия по ОСАГО. Это автоматически означает, что в момент ДТП машина одного из участников не была должным образом застрахована, поэтому европротокол использовать нельзя.

У участников ДТП нет разногласий, либо ущерб не превышает 100 000 ₽. Хорошо, когда оба водителя согласны, кто из них виновен в ДТП, и оба трактуют обстоятельства аварии одинаково. В этом случае пострадавший сможет претендовать на максимальные 400 000 рублей, положенные в качестве возмещения ущерба по ОСАГО. Если каждый участник видит ситуацию по-своему, но у машин лёгкие повреждения, возмещение которых обойдётся в сумму до 100 000 рублей, они тоже могут составить европротокол. В остальных случаях оформление аварии придётся отложить до приезда инспектора.

Оформление европротокола при ДТП 2022, порядок действий

Мы уже писали, что нужно сделать после ДТП, и в какой последовательности. Теперь разберёмся с самим европротоколом и тем, как он заполняется. Итак, вы с водителем второго транспортного средства (это может быть автомобиль или мотоцикл) проверили все условия и договорились оформить аварию без сотрудников ГИБДД. Но прежде чем заполнять бумаги, позвоните в страховую компанию, чтобы зарегистрировать страховой случай, обозначив его место и время. Лишь после этого начинайте составлять документ.

Бланк извещения. К каждому бумажному полису ОСАГО страховая компания выдаёт два бланка извещения о ДТП. Это стандартизированный документ, но не бланк строгой отчётности. Поэтому форму можно просто распечатать, предварительно скачав с сайта PCA. Составление извещения — это, по сути, европротокол, или упрощённое оформление ДТП.

Правильное заполнение форм. Вносить данные в формуляр нужно от руки, ручкой. Всего надо заполнить два бланка — для обоих участников ДТП. Однако это не точные копии. Лишь лицевая сторона двух извещений заполняется одинаково, а вот на обратной стороне каждый водитель пишет своё описание и именно этот экземпляр оставляет себе. Все поля документа пронумерованы, а писать в них нужно точно, без помарок.

Европротокол при ДТП, пример

Заполнение лицевой стороны бланка. Оформление извещения начинается с указания места и времени ДТП, а также данных свидетелей происшествия, если они есть и если водители считают их показания важными (поля 1–3).

Дальше документ разделяется на две части — правую, для водителя А, левую, для водителя В. Неважно, кто какую из них будет заполнять — виновник или потерпевший. Главное — соблюсти то же распределение сторон на втором экземпляре.

В графы с 4 по 7 каждый водитель вносит информацию о себе, своём транспортном средстве, его владельце, а также о страховом полисе ОСАГО. В пункте 8 нужно указать стрелкой направление, в котором на автомобиль (или мотоцикл) пришёлся удар при аварии.

Обратите внимание на пункт 9. В нём следует подробно перечислить все повреждения, которые получило транспортное средство. Опишите все вмятины, трещины, царапины, разбитые стёкла и пластик, не пропуская даже самые мелкие и те, что скрыты от глаз. Места в этой графе не очень много, если его не хватает, сделайте пометку, что продолжение описания будет на оборотной стороне извещения, и пишите дальше на ней.

Наконец, на правой и левой стороне бланка есть графа 10 – «Замечания». В ней каждому водителю нужно указать, кто по его мнению виноват в ДТП, а кто, соответственно, пострадавшая сторона.

Обстоятельства. У лицевой стороны извещения есть ещё центральная колонка, где описываются обстоятельства ДТП. В графе 11 нужно отметить галочками, что делал каждый водитель непосредственно перед столкновением. На выбор предлагается 21 стандартное действие (стоял неподвижно, поворачивал направо, выезжал на перекрёсток, двигался задним ходом и так далее). Свои манёвры можно описать самому, если их нет среди перечисленных.

Галочек разрешается поставить несколько, и не все они должны совпадать у обеих сторон. Например, если машина врезалась в неподвижный автомобиль, то один участник, очевидно, укажет, что ехал, а второй — что стоял. В конце графы 11 есть окошки, куда нужно вписать количество отмеченных галочками пунктов.

Графа 12 — «Схема ДТП». Тут надо сделать эскиз места аварии – дороги, перекрёстка, проезда или парковки, с разметкой, знаками и светофорами, если они там были. Написать название улицы или места, где всё случилось. Обозначить расположение автомобилей на момент ДТП и после него, указать, в каком направлении они двигались. Изобразить всё это в маленьком окошке бланка достаточно сложно, поэтому у участников ДТП есть возможность сделать пометку, а также нарисовать большую схему на отдельном листке. Важно, чтобы все эти приложения обязательно были подписаны обоими водителями.

Оборотная сторона бланка. После того, как водители сделали на лицевой стороне пометку об отсутствии или наличии разногласий в оценке происшествия и поставили свои подписи в пункте 13 на лицевой стороне, каждый из них заполняет в своём экземпляре оборот извещения (пункты 14–18).

Европротокол, образец

Там можно в свободной форме подробно рассказать об обстоятельствах ДТП (пункт 15), а также о разногласиях со вторым участником, если они есть (пункт 18). Опять же, если места не хватает — объяснения можно записать на отдельном листе. Только не забудьте поставить галочку в графу «С приложением», если вам есть что предъявить кроме самого бланка.

Важно! Не оставляйте на бланках свободного места — попросите второго участника так не делать. Если в бланке остались свободные строчки — зачеркните их по диагонали или поставьте крупный росчерк Z.

Фото. При бумажном оформлении фотографии места аварии и повреждений делать не обязательно — по сути, их заменяют словесное описание обстоятельств и схема происшествия. Тем не менее страховая компания может попросить снимки, если решит сравнить состояние повреждений машины во время аварии и в момент осмотра. Поэтому фотографии лучше делать, побольше и с разных сторон.

Как оформить европротокол при ДТП через приложение

В 2019 году для упрощённого оформления стало возможно не замора­­чиваться с бумагами, а сообщать о ДТП онлайн. До осени 2020 года это было лишь экспериментом в Республике Татарстан, Москве, Санкт-Петербурге и их областях, но уже с 1 ноября 2020 года онлайн-оформ­ление легализо­вано на всей территории РФ. Если нет времени самостоятельно разбираться с функционалом, у нас есть пошаговая инструкция.

Установить приложение. Онлайн-оформление в 2022 году можно провести с помощью трёх разных программ — «Помощник ОСАГО», «ДТП.Европро­токол», «Госуслуги Авто». Функци­онально программы похожи, но «Помощник ОСАГО» предпочти­тельнее, поскольку разработан Банком России и Российским союзом автостраховщиков. Приложение есть для iOS, и для Android.

Зарегистрироваться на портале Госуслуг. Чтобы войти в приложение «Помощник ОСАГО» и внести данные о ДТП, нужно предвари­тельно авторизо­ваться на портале Госуслуг. Программа использует данные из подтверждённого профиля, а затем направляет в личные кабинеты участников аварии часть информации. Поэтому регистрация на Госуслугах должна быть у обоих водителей, попавших в аварию.

Сфотографировать место ДТП. Фото обязательны при электронном оформ­лении. Делать и отсылать фото­­графии нужно прямо из приложения «Помощник ОСАГО». Дальше они уйдут в базу АИС ОСАГО и станут доступны страховой компании.

Как работать с «Помощником ОСАГО»

Если не считать того, что оформление проходит на экране смартфона, схема работы с извещением в приложении схожа с описанной нами выше. Правда, совсем без бумаги и ручки всё равно не обойтись. Здесь стоит знать, что:

  • Приложение не нужно обоим водителям — оно может быть только у одного из участников. После входа программа предложит заполнить извещение и покажет пошаговую инструкцию, как это сделать. Информация о водителях и их автомо­­билях будет взята из профилей на Госуслугах. Извещение нужно заполнять на одном смартфоне.
  • После внесения данных участников ДТП тот, кто оформляет аварию, получит QR-код; его нужно показать второму водителю, чтобы он считал камерой своего смартфона. После этого второй водитель получит личное извещение в кабинете на Госуслугах и сможет его проверить.
  • Программа автоматически определит геоданные места ДТП — останется только их подтвердить.
  • Затем нужно нарисовать схему ДТП на листе бумаги, сделать её фото, а ещё сфото­графировать повреж­дения машин и общий вид аварии.
  • Если второй участник прочёл описание в своём личном кабинете на Госуслугах и согласен со всеми данными, ему нужно нажать кнопку «Подписать».

Через некоторое время в приложении появится сообщение о присвоении ДТП регистраци­­онного номера. Обязательно дождитесь его получения — номер подтверж­дает, что данные занесены в базу, и в будущем потребуется для страховой компании.

Что делать после оформления европротокола

Заполнив и подписав бланки извещения, участникам ДТП можно разъезжаться. Дальше все действия такие же, как при традици­­онном оформ­ле­нии ДТП инспектором ГИБДД. Если вы — пострадавший, то в течение пяти дней нужно обратиться в страховую компанию с заявле­­нием о возмещении ущерба и предо­­ставить автомобиль на осмотр. Помните, что в случае с европро­токолом действует прямое возмещение — обращаться нужно к своим страховщикам.

Правила извещения для виновника такие же: он в течение пяти дней обязан уведомить свою страховую компанию о ДТП, передав свой экзем­пляр извещения. Это можно сделать лично, через пред­ставителя или по почте, но лучше — с извещением о доставке. В страховой должны в ответ выдать виновнику подтверж­­дение, что он уведомил компанию: с фамилией виновника, печатью и датой получения. Подтверждение станет доказа­тель­­ством добро­­совест­­ности виновника, если бумаги в его страховой вдруг потеряются. Впрочем, если случится задержка с оповеще­нием, последствий для виновника ДТП не будет: соответ­­ствующий пункт статьи 14 Закона об ОСАГО отменили поправкой от 1 мая 2019 года.

А вот ещё одно требование страховщиков надо выполнять строго. Закон запрещает виновнику ДТП начинать ремонт своего авто­­мобиля или утилизи­­ровать его раньше, чем через 15 дней после аварии. Также нужно быть готовым в течение этого срока предо­ставить машину на осмотр в страховую компанию или незави­симую экспертизу. В противном случае страховщики могут выставить нерадивому водителю регрессное требо­вание по оплате ущерба пострадавшему.

Итак, совсем коротко

  • – Европротокол составляется, если столкнулись только две машины, повреждены только они, никто из пассажиров не пострадал, у обоих водителей оформлено ОСАГО.

  • – Когда водители не согласны, кто именно из них виновен, оформить протокол без участия сотрудников ГИБДД тоже можно, но в этом случае возмещение ограничат суммой 100 000 рублей. Если же сразу договориться, кто виноват, то выплата будет до максимальных 400 000 рублей.

  • – ДТП оформляется на бумажном бланке, его легко скачать с сайта РСА или получить бесплатно в страховой. Второй вариант — оформление с помощью приложения для смартфона.

  • – Приложение можно использовать по всей России — для этого нужно лишь иметь аккаунт на Госуслугах. Система будет брать из профиля информацию о машине и водителе, а также присылать данные о ДТП в личный кабинет на портале.

  • – После оформления европротокола нужно приехать в свою СК для заявления о страховом случае. Виновник ДТП также должен уведомить свою страховую об аварии.

Почитать ещё