Сколько времени россияне тратят на дорогу на дачу: опрос Авто.ру

Авария со спецтехникой: как оформить ДТП с лошадью или БТР
Разбор

Влад Зенин

Попасть в ДТП всегда неприятно, но столкнуться со спец­транспортом — неприятно вдвойне. Помимо привычных «мигалок», на дорогах могут оказаться ремонтная техника, лошади или военный транспорт. И столкно­вение с ними, даже при полной невиновности водителя, способно обернуться проблемами. В чём сложности таких аварий и на что следует обратить внимание при их оформлении?

ДТП с полицией, скорой помощью или пожарными

Машины спецслужб часто оказываются участниками ДТП — и это понятно: по сравнению с другой необычной техникой, на дорогах они встречаются постоянно. И от правил такие машины отступают тоже нередко. Но это такая же техника для дорог общего пользования, поэтому оформление аварии с ней ничем не отличается от оформления любого другого ДТП.

При согласии сторон и небольших повреждениях можно даже оформить её по Евро­протоколу — с мая 2019 года разрешается не вызывать сотрудников ГИБДД даже в том случае, если машина принад­лежит юридиче­скому лицу. Но это в теории. А на практике водитель полицейской машины наверняка откажется от Европротокола, так как ему потом придётся писать рапорт об аварии, который нужно будет подкрепить соответ­ствующими документами.

Важный нюанс: включенные спецсигналы дают спец­транспорту преимуще­ственное право проезда, но это не значит, что машина с «мигалкой» не может быть виновником ДТП. Согласно пункту 3.1 ПДД, для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. А воспользо­ваться приоритетом вправе только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Поэтому, как советует адвокат Лев Воропаев, при оформлении такого ДТП необходимо внимательно смотреть за корректностью составления схемы, правиль­ностью размеров и точностью расположения транспортных средств. А заодно рекомендует изложить в объяснении все обстоятель­ства происшествия, из которых станет ясно, мог ли водитель предотвратить ДТП.

Авария с коммунальной и дорожной техникой

Аварии с коммунальной техникой происходят где угодно — от двора в доме до левого ряда скоростной магистрали. Трактор может задеть машину на парковке, уборочная машина — зацепить автомобиль ковшом в узком проезде. Но чаще такие ДТП случаются на дороге, и наиболее распро­странённая ситуация — попутные столкно­вения с медленно едущей уборочной техникой. 

В случае попутного столкновения всегда будет виноват тот, кто ехал сзади. Даже если уборочный автомобиль двигается со скоростью менее 30 км/ч на скоростной магистрали, он выполняет свою работу и не нарушает правил. А тот, кто быстро едет мимо стоящей или медленно едущей техники, нарушает пункт 10.1 правил, который требует выбирать скорость исходя из возможности постоянного контроля за движением. Иными словами, увидел дорожную технику — притормози. И то же самое касается стоящих в правом ряду катка или фрезерной машины!

Чтобы оформить аварию с уборщиком или катком, придётся вызывать ГИБДД — ничего нового тут не придумать. И не играет роли — есть у техники регистраци­онный знак или нет. После прибытия инспектора водителю нужно описать все обстоятельства, включая то, как именно была расположена техника и как она была обозначена. Не исключено, что эти сведения помогут в суде, если авария действительно произошла по вине дорожников или коммунальщиков.

ДТП с военной техникой

В случае аварии с военной техникой оформить её по Европротоколу точно не получится — такой транспорт по ОСАГО не страхуется. Но оформление происшествия не отличается от любого другого ДТП, произошло оно с армейским уазиком, БТР или танком. И вызывать нужно именно сотрудников ГИБДД, а не Военной автоинспекции.

Для начала полицейские выяснят правомочность движения по дороге общего пользования той или иной техники. Например, командирский УАЗ или брониро­ванный «Тигр» с чёрными регистраци­онными знаками имеют на это полное право. А вот сугубо военный БТР на дорогах общего пользо­вания без сопровождения появляться не должен. Ещё меньше оснований для выезда на асфальт у БМП и танков. Если техника пере­двигается незаконно — она уже нарушает правила дорожного движения. А если законно и с сопровожде­нием, то лучше ей не мешать — помните историю в Курске, когда сразу несколько легковушек влезли в колонну БТР и оказались зажаты между двумя машинами?

Но если вина военного водителя в аварии будет очевидной, шанс возместить ущерб есть. Правда, для этого придётся собрать документы и подать в суд на ту военную часть, которой принадлежит техника. Практика показывает, что при положитель­ном решении военные с выплатами не тянут.

Авария с лошадью или конной полицией

Авария на дороге может произойти и с лошадью, и с гужевой повозкой! И если лошадь повредит автомобиль, это тоже будет считаться дорожно-транспортным происшествием. Однако стоит помнить о том, что лошадей на асфальтовых дорогах быть не должно: согласно пункту 25.6 правил дорожного движения, «водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается вести животных по дороге с асфальто- и цементо­бетонным покрытием при наличии иных путей». А согласно пункту 25.2, верховые животные и гужевые повозки должны двигаться как можно правее либо по обочине, если это не создаёт помех пешеходам.

А как же конная полиция? Как поясняет адвокат Лев Воропаев, полицейский на лошади тоже является погонщиком и точно так же должен соблюдать соответ­ствующие правила дорожного движения. Кроме того, у конного полицейского нет спецсигналов, поэтому никаких преимуществ на дороге он не имеет даже в теории. И если ДТП с конным полицейским всё-таки произойдёт, то это в большинстве случаев станет следствием его нарушения.

Что делать? Всё то же: вызывать ГИБДД, оформлять бумаги и предъявлять претензии организации-владельцу лошади либо частнику в гражданском порядке (если на лошади был её непосред­ственный владелец). Другого способа получить возмещение ущерба у нас нет!

Попадали в ДТП со спецтранспортом?

Почитать ещё