Карданный вал: что это и для чего он нужен

Для чего нужна балансировка колёс и как она делается

Учебник

Команда Авто.ру

Комменты

Может показаться, что диски и шины автомобиля имеют правильную форму. На самом деле это не так. Любое производство допускает погрешности, поэтому диски никогда не бывают идеально круглыми. То же и с шиной — где-то она может быть толще, а где-то, наоборот, тоньше, хотя визуально это незаметно. Чтобы компенсировать погрешности, в сервисах и на шиномонтажах делают балансировку колёс. Мы разобрались, как балансировать колёса и почему вообще возникает дисбаланс.

Для чего нужна балансировка колёс автомобиля 

С дисбалансом вращающихся деталей сталкивался, наверное, каждый. Самый простой пример — стиральная машина. При стирке вес белья в ней может не распределиться равномерно по барабану. Поэтому, когда стартует режим отжима и барабан раскручивается до высоких скоростей, возникает дисбаланс. Вся стиральная машина начинает вибрировать, а то и буквально подпрыгивать, хотя барабан подвешен на пружинах и амортизаторах. Похожая ситуация и с колёсами автомобиля, если их не отбалансировать.

Причём на небольших скоростях это незаметно. Но как только скорости вырастают, несоответствие оси вращения и центра масс даёт о себе знать. Несмотря на общую массу колеса в 10, 15, а то и 20 килограммов, отклонения даже на считанные граммы и миллиметры приводят к появлению вибрации. На задней оси она менее заметна, а на передней может отдавать в руль, заставляя его дрожать. 

И проблема тут не только в дискомфорте. Дисбаланс колёс приводит к ускоренному износу подшипников, страдают управляемость и устойчивость автомобиля. Именно поэтому колёса обязательно надо балансировать. То есть балансировка колёс — это приведение центра вращающихся масс к оси вращения. 

Когда нужно делать балансировку колёс 

Есть несколько ситуаций, когда нужно балансировать колёса

  • при монтаже шин на диски;
  • при появлении биения руля;
  • после пробега 15 000 км;
  • после попадания колеса в глубокую яму или наезда на препятствие на большой скорости. 

Если с монтажом и биением всё понятно, то зачем балансировать колёса после определённого пробега? Всё просто: резина стирается, у зимней могут вылететь шипы, а диски иногда деформируются (это характерно, в первую очередь, для штампованных вариантов). Кроме того, могут банально отлететь грузы, которыми пользуются для балансировки. Так или иначе колёса нужно хотя бы проверить: если с ними всё в порядке, вам просто отдадут их обратно, а оплатить придётся только проверку. 

Ещё зимой и в межсезонье на внутренние поверхности дисков часто налипают снег и грязь. Это тоже может приводить к дисбалансу. Поэтому в эти сезоны прежде, чем ехать на сервис, сначала внимательно осмотрите диски. Налипание проще заметить на легкосплавных колёсах, а у штампованных такую проблему определить сложнее. Как правило, удалить грязь и снег можно на автомойке или воспользовавшись мойкой самообслуживания. Заодно стоит проверить, не застрял ли в протекторе крупный камень. 

Зачем нужна балансировка колёс, если сезонный комплект уже смонтирован и ждёт своего часа? По тем же причинам: резина могла износиться, а диски деформироваться. Если вы ездите немного, можно не выполнять балансировку в каждую «переобувку», но хотя бы раз в пару сезонов она рекомендована.  

Как делается балансировка колёс

Делают балансировку на специальном станке. У него есть вал, на него через конусную насадку крепится колёсо в сборе и прижимается адаптером. Затем станок раскручивает колёсо и по тому, как оно нагружает вал станка, определяет источники дисбаланса. Точнее, он подсказывает, куда установить балансировочные грузы и какими они должны быть. Дело в том, что для современного автомобиля важна равномерность распределения масс не только по окружности, но и по ширине колеса — поэтому грузики устанавливают как с наружной, так и с внутренней стороны диска.

Фото: Shutterstock

Грузы могут иметь вес от 5 до 60 грамм. Хотя порой их приходится устанавливать по несколько штук на одно колесо. На штампованных дисках грузики крепятся с помощью клипс, на легкосплавных — наклеиваются. Хороший шиномонтажник всегда ищет возможность использовать минимальное количество (и вес) грузов. Если дисбаланс слишком большой, можно попробовать провернуть шину на диске, чтобы дисбалансы каждой детали компенсировали друг друга. Уменьшить количество грузов стараются не в целях экономии: чем их больше (и чем они тяжелее), тем больше вероятность потерять их со временем. 

Иногда колёсо отбалансировать невозможно. Такое случается при установке бракованных шин или сильной деформации дисков. «Штамповки» можно «прокатать», чтобы восстановить их форму. Литые и тем более кованые колёса восстановить сложнее, а в запущенных случаях и вовсе невозможно.

Когда балансировка колеса выполнена, а нужные грузики закреплены, его ещё раз проверяют на станке. В идеале прибор должен выдать нулевые показания.

Есть ли разница, где делать балансировку

К сожалению, да. Мы уже привели пример, когда за счёт перемещения шины на диске удаётся уменьшить количество и вес грузов. Но когда колесо уже накачано и установлено на станок, не каждому шиномонтажнику захочется разбирать его. Поэтому в придорожных мастерских могут отказаться от «оптимизации» — особенно при пиковом спросе на шиномонтаж.

Ещё один важный момент: оборудование в шиномонтаже должно быть исправно и работать без погрешностей. Увы, чаще всего клиентов не подпускают к балансировочному станку, поэтому нет никакой возможности хотя бы визуально оценить оборудование и уж тем более проверить, насколько качественно проведена балансировка (показывает ли станок нули). Проблема в том, что небольшой дисбаланс на автомобиле почувствовать трудно — биение на руле обычно появляется, когда он достигает внушительных 60–80 грамм на одном колесе. Поэтому рекомендуем обращаться за балансировкой в проверенные, оснащённые современным оборудованием или хотя известные друзьям и знакомым мастерские.

Итак, совсем коротко

  • – Балансировать колёса нужно при каждом монтаже шин на диски, а также после пробега 15 000 км или при появлении вибрации.

  • – Сделать балансировку можно только в шиномонтажной мастерской или на сервисе.

  • – Дешёвые шины могут иметь настолько плохую геометрию и неравномерное распределение масс, что выполнить балансировку колеса не удастся.

  • – Если у вас два комплекта смонтированных колёс, лучше проверять их балансировку перед установкой.

Фото на обложке: Журнал Авто.ру (Автокомплекс М-Центр, Ставрополь)

Почитать ещё