Volkswagen Caravelle с аварией в корпоративном прошлом: о чём не рассказывает продавец

Дефицит материалов и дорогие батареи: какие проблемы испытывает европейский автопром
Разбор

Екатерина Демишева

Кризис принёс проблемы не только в российский автопром — со сложностями уже столкнулись автомобильные компании и их поставщики по всему миру. Экономические ограничения и разрыв отношений между производителями компонентов ударили и по европейским брендам. Журнал Авто.ру поговорил с экспертами, чтобы оценить степень влияния санкций на мировую промышленность.

Почему встали европейские заводы Volkswagen и Stellantis

Несколько дней назад компания Volkswagen сообщила, что вынуждена приостановить два завода в Германии. Это вызвано недопоставками комплектующих из Украины. Речь идёт об отдельных деталях электрической проводки для автомобилей. Следом Skoda сообщила о сокращении производства на своих предприятиях. В частности, снижаются мощности по сборке электрического кроссовера Enyaq iV. Причина та же — отсутствие поставок комплектующих из Украины.

Кроме того, в Европе остановились заводы Porsche, BMW и MINI, которым не хватает металлов и химических компонентов, например никеля и неона. Неон, используемый в производстве электроники (этот газ требуется для работы установок по гравировке микросхем), в Европу поставляла в основном Украина, отметил в разговоре с Журналом Авто.ру независимый консультант Сергей Бургазлиев. А из России заводы получали палладий, который применяется в каталитических нейтрализаторах. По данным немецкой ассоциации VDA, доля России в поставках палладия в Германию достигает 20%. Наконец, автозаводы и производители комплектующих испытывают нехватку титана из России — он идёт в производство колёсных дисков.

Помимо палладия Россия поставляет никель для литий-ионных аккумуляторов. Из-за кризиса цены на никель и палладий практически удвоились, а стоимость батарей впервые за последние несколько лет начала расти. Из-за дефицита материалов Volkswagen приостановил производство электромобилей серии ID, а Audi пока не выпускает Q4 e-tron. Кроме того, по информации издания Automobilewoche, бренд заморозил приём заказов на все гибридные автомобили. Впрочем, проблемы коснулись даже моделей Audi с обычными ДВС, которые временно не выпускались из-за разрыва логистических цепочек.

Издание Autocar утверждает, что введённые санкции затронули и компанию Stellantis, которая планировала наладить экспорт лёгких коммерческих моделей Citroen, Opel и Peugeot из России в западноевропейские страны. 

Другие европейские предприятия тоже ощутили проблемы с поставками. Часть логистического трафика из Азии в Европу шла через Россию, а сейчас у перевозчиков возникли сложности, даже несмотря на то, что РЖД отчитывается о новых маршрутах перевозки контейнеров. Об этом в беседе с Авто.ру рассказал автомобильный эксперт и гендиректор компании «Автомаркетолог» Олег Мосеев. Он также напомнил, что у европейских производителей отмечается дефицит металла, потому что компания «Северсталь» перестала поставлять его в Европу из-за попадания в санкционные списки её владельца Алексея Мордашова.

«Если ситуация будет идти по тому же сценарию, что и сейчас, то европейские компании поменяют маршруты и получат более дорогие запчасти и комплектующие, более дорогую логистику. Но европейские лидеры заявили, что готовы платить за это. Просто им нужно время на то, чтобы перестроиться. Глобальную экономику ждут глобальные проблемы», — считает эксперт.

Санкционная война отразится не только на России, она ударит по всем, утверждает Мосеев. А платить за издержки будет потребитель. «Конечно, мы находимся под более серьёзным ударом, чем Европа. Но некоторые не знают, что часть трафика из Азии идёт через Россию. И проблема пары заводов Volkswagen, которые встали из-за недопоставок комплектующих, по сравнению с этим, небольшая. Гораздо важнее то, что перерубается коридор поставок из Азии в Европу через Россию», — поясняет собеседник.

По словам Мосеева, в Европе также есть проблемы с платиной, никелевыми сплавами, титаном и с цветными металлами. «Если Россия вдруг скажет, что не будет всё это поставлять, то настанет коллапс мировой экономики. Это не приведёт к обрушению, но для иностранных предприятий всё это тоже будет ощутимо. Европеец и американец, которые не знают, что такое кризис и инфляция, не станут терпеть», — уверен автоэксперт.

В Европе проблемы решат быстрее, чем в России

О разрыве логистических цепочек и остановках контейнерных перевозок в разговоре с Авто.ру упомянул и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако он не считает проблемы иностранных заводов нерешаемыми. Сейчас, по словам эксперта, закрываются все входы и выходы в Россию — как только запасы закончатся, российские заводы встанут на неопределённый срок.

«Для мирового автопрома Россия — капля в море. А найти замену поставщикам из России и Украины в рамках мирового автопрома — не проблема. У европейских автокомпаний есть запасы на складах, но временные сбои будут. Кто-то где-то подождёт машину дольше или поменяет модель либо комплектацию. А вот у нас ситуация сложнее. Зависимость нашего автопрома от общемирового колоссальная», — считает Целиков.

Заменить поставщика электропроводки заводы смогут быстро, утверждает Бургазлиев, — альтернативу можно подобрать в Турции, Словакии или Китае. А вот восполнить дефицит редкоземельных материалов будет сложнее, поэтому задержки с поставками моделей в Европе продолжатся. Эксперт предположил, что аналоги можно найти в Китае или Африке, но с более сложной и дорогой логистикой.

Если же ситуация стабилизируется, то всё будет зависеть от того, кто какие санкции снимет. Российский автопром в любом случае ждёт длительное восстановление, считает Целиков. По его прогнозам, в этом году авторынок России недополучит как минимум 500 тысяч машин.

«Даже если компания готова принять репутационные риски, физически она всё равно ничего получить и доставить не может. Поэтому в штаб-квартирах мировых брендов сейчас принято решение поставить Россию на паузу. И пока все просто ждут разрешения ситуации», — заключает Целиков. Однако рынок России большой, и терять его бизнесмены не хотят, добавляет он. Поэтому производители и импортёры в любом случае будут искать пути восстановления.


Что будет с машинами в России?

Почитать ещё