10 самых популярных кроссоверов и внедорожников с пробегом в мае

Цикл замкнулся: история индивидуального кузовостроения. Часть третья: с 1980-х до наших дней
Подборки

Алексей Олефиренко

Совсем недавно мы уже выяснили, что после Второй мировой войны компаниям-коуч­билдерам пришлось нелегко: одни были вынуждены закрыться, другие радикально поменяли сферу деятель­ности, а третьи занялись налажи­ванием связи с массовыми произво­дителями. Однако неизбежно надвигались 1980-е — времена, которые для таких фирм можно назвать «эпохой возрож­дения». 

Чтобы сразу влиться в контекст, напомним, что 1980-е стали ещё и золотой эпохой авто­спорта. В ралли появилась безумная «Группа Б», а мощность моторов Формулы-1 стала совсем уж неистовой. В гонки потянулись большие деньги от табачных и алкогольных компаний, а заодно — от фирм с крайне сомни­тельным происхож­дением капитала.

И люди, которые давали деньги на гонки, тоже любили машины. Поэтому давали много. Ещё они хотели тратить свои деньги на то, чтобы их машины не были похожи на автомобили других людей — в общем, на улице коучбилдеров и касто­майзеров опять перевер­нулся грузовик с пряниками.

1/5
«Шестёрка» BMW в кузове Е24 от Gemballa – классический пример тюнинга 80-х годов

Тюнинг на грани коучбилдинга

Границы коучбилдинга начали размываться ещё после Второй мировой. Ну а к 1980-м понять, где заканчи­вается тюнинг и вновь начинается индивиду­альное кузово­строение, становилось всё труднее.

Взять хотя бы гамбургскую фирму Caro International. С начала 1980-х она изготав­ливала лиму­зины и броне­мобили по индивиду­альному заказу, но не брезговала и совсем безумными индивиду­альными проектами. В 1990 году фирма выпустила Mercedes 560 TEL — универсал на базе S-класса в 126-м кузове, на котором используются фонари от универсала Е-класса S124. Об этой машине немало говорили в мае 2020 года, когда Stuart Parr Collection выставил оригинальный универсал на продажу.

1/4
Caro International Mercedes 560 TEL

Похожую машину могла изготовить и компания Binz, ведущая свою историю с 1936 года. После войны фирма занялась выпуском спецмашин на базе немецких авто­мобилей (в основном – Мерсе­десов), чем зарабаты­вает на жизнь и поныне. Однако наравне с ката­фалками, машинами скорой помощи и много­дверными лиму­зинами для аэро­портов фирма выпускает роскошные лимузины VIP-класса, в том числе Геленде­вагены со сдвижными (!) дверями (листайте фотки).

1/6
Mercedes-Benz 300c Station Wagon c кузовом Binz, созданный по заказу Кэролайн Фоулк. 1956 год

Отжигали в те годы и итальянцы. Сальваторе Диоманте из студии Autocostruzione SD по заказу шейхов со Среднего Востока строил открытые четырёх­дверные Rolls-Royce. Потому что едва ли можно придумать что-то более броское, чем открытый Rolls-Royce Silver Spirit жёлтого цвета. В 1986 году такое удоволь­ствие стоило 200 тысяч фунтов стерлингов, что сегодня экви­валентно 470 тысячам фунтов (или 41,2 миллиона рублей).

1/4
Rolls-Royce Silver Spirit от Autocostruzione SD, 1986 год

В Германии промышляли ещё и тем, что всячески модифи­цировали спорт- и суперкары. Например, студия DP Motorsport превращала Porsche 944 в эффектные шутинг-брейки. Опционально произво­дилась и доработка силового агрегата.

1/4
Porsche 944 от DP Motorsport

Заводской коучбилдинг

Естественно, поживиться нефтедолларами и просто долларами богачей хотели не только относи­тельно небольшие конторы, как та же DP Motorsport, но и сами авто­произво­дители. Поэтому фирмы вроде Ferrari и Rolls-Royce, чьи машины пользуются популяр­ностью у состоятель­ных клиентов, стали открывать специ­альные подраз­деления для индивиду­альных проектов.

Большинство из них появились в конце 1980-х, когда султан Брунея Хассанал Болкиах сполна осознал свою страсть к машинам и начал собирать самую много­численную, самую эксклю­зивную, самую дорогую и, возможно, самую странную коллекцию на планете. Именно его безмерные богат­ства стали причиной появления McLaren Special Operations (в 1993 году), программы индивиду­ализации авто­мобилей Ferrari, которая впослед­ствии пере­росла в Ferrari Special Projects, и ряда других «специальных» отделов.

Подобные проекты требовали привлечения посторонней помощи от специ­алистов с большим опытом в кузово­строении и дизайне. В случае с Ferrari это была студия Pininfarina, у Aston Martin – Pininfarina и Zagato… А Bentley и Rolls-Royce, чьё положение было не самым завидным в 1980–1990-х, сотруд­ничали чуть ли не со всеми студиями Западной Европы вперемешку.

Вот всего несколько необычных автомобилей, построенных по заказу Хассанала Болкиаха.

1/10
Ferrari F90 Speciale Pininfarina, 1988 год

Для Bentley именно заказы султана стали спасительной соло­минкой: компания могла требовать за внедорож­ники Dominator или купе Rapier астроно­мические суммы (более миллиона долларов за экзем­пляр) и султан их платил. А потом у него появлялись новые идеи, и он возвра­щался за новой порцией странных машин.

Позже в число заказчиков индивидуальных программ стали попадать и просто знаме­нитости, и коллекци­онеры. Именно благодаря им программы персона­лизации сохранились у многих марок и поныне.

Гоночные машины для обычных дорог

Когда в конце 1980-х стало понятно, что гоночные машины становятся слишком мощными и опасными, Федерация авто­спорта (FIA) вмешалась и серьёзно пере­кроила регламенты чемпи­онатов по ралли и гонок на вынос­ливость. Вчерашние покорители трасс отправи­лись в музеи и частные коллекции. Но экзем­пляров некоторых гоночных моделей оказалось так много, что им было сложно найти новое приме­нение, а пускать под пресс не хотелось. Тут-то и появились коуч­билдеры новой волны, представ­ленные в своём большин­стве вчерашними гонщиками. Они не придумали ничего лучше, как пере­оборудовать гоночные прото­типы для дорог общего пользования.

Наиболее интересен в этом смысле Porsche 962, который «опресняли» по меньшей мере пять фирм. И если конверсия от Switec или Dauer не сильно отлича­лась от гоночной машины, то 962-й от Koenig и Schuppan пере­пилили очень основательно.

1/5
Porsche Schuppan 962CR

Schuppan 962CR был создан австралийским гонщиком Верном Шуппаном — победителем «24 Часов Ле-Мана» 1983 года. Сборку машин осуще­ствляла фирма Modena Cars из Велико­британии.

По сути, 962CR представляет собой самый что ни на есть настоящий 962 с чумовым 600-сильным мотором. Только слегка окульту­ренный, что выра­жалось и в салоне с мини­мальными удоб­ствами, и в дизайне. Кстати, за этот самый дизайн, вдохнов­лённый Porsche 959, Шуппан получил от Porsche нагоняй и судебное пред­писание, запрещающее использо­вать на машине эмблемы бренда.

Продвинутый кастомайзинг

К 1990-м тюнинг стал превращаться в более массовое явление. За относи­тельно небольшие деньги можно было превратить простецкий Сивик в спорткар, способный ехать быстрее 200 кило­метров в час. Появилась культовая манга Initial D, начала зарождаться культура, воспетая в «Форсажах».

Поскольку тюнинг перестал быть синонимом состоятель­ности, появились компании, способные дать чуточку больше, чем новые бампера и диски. Полно­ценными коуч­билдерами их тяжело назвать, но всё же иногда они выстрели­вают очень радикальными машинами.

VeilSide Mazda RX-7 Fortune

В середине 90-х открывает свою студию Чип Фуз, который большин­ству известен созданием хот-родов на базе американ­ской классики. Однако в портфолио Фуза есть не только радикально тюнинго­ванные Плимуты и Форды, но и машины, чьи кузова были изготовлены с нуля.

1/5
Foose Hemisfear, 2006 год

Основанная в 1993 году компания West Coast Customs, прославив­шаяся благодаря шоу «Тачка на прокачку» тоже умеет больше, чем устанав­ливать мониторы в каждую свободную кузовную панель.

1/7
DeLorean DMC-12 от West Coast Customs, созданный по заказу исполнителя Will.i.am

Едва ли можно назвать простым тюнингом некоторые обвесы японской компании VeilSide, которые полностью пере­краивают очертания авто­мобилей. Помните RX-7 Хана из «Токийского дрифта»? Ну так вот это именно VeilSide.

1/6
VeilSide Mazda RX-7 Fortune (FD)

Это ли не лучшее доказательство, что именно в конце ХХ века грань между коучбилдингом и  тюнингом стёрлась окончательно.

Коучбилдинг сегодня

В наши дни коучбилдинг переживает ренес­санс. Отход от просто продви­нутого тюнинга, при котором менялись лишь кузовные панели, к глубоким структурным изме­нениям возвраща­ется в моду, пусть и не носит массового характера.

На волне роста популярности индивиду­альных кузовов воскресла студия Touring Superleggera, о которой мы рассказы­вали в предыдущих статьях. С 2006 года она занимается как созданием кузовов по спецзаказу, так и консуль­тацией автопроиз­водителей, а также помощью в воссоз­дании исторических моделей.

1/10
Aston Martin DB4 GT Continuation, выпущенный в 2017 году. Трубчатый каркас Superleggera был усилен в соответствии с требованиями безопасности

Независимые студии с историей, вроде Pininfarina и Zagato, всё чаще создают машины по индивиду­альному заказу клиентов. Хотя, конечно, главным источником прибыли остаются автопроиз­водители, которые хотят привить своим авто­мобилям исконно итальянского шарма.

1/6
Aston Martin Virage Shooting Brake, кузов Zagato. 2014 год

Более того, дела у Pininfarina нынче идут настолько здорово, что компания вот-вот начнёт выпуск собственного электро­кара Battista. Будет иронично, если какой-то покупатель электро­суперкара обратится в Zagato с просьбой пере­кроить его на новый лад.

Полной жизнью живут и специальные программы индивиду­ализации от автопроиз­водителей. Ferrari чуть ли не каждые полгода выкатывает новую модель, созданную по заказу очередного коллекци­онера. То же самое делают в Lamborghini, Bugatti, McLaren и так далее.

1/9
Ferrari SP12 EC, которая обошась Эрику Клэптону в 4,75 миллиона долларов. 2012 год

Одной из основных точек притяжения коучбилдинга XXI века стала Япония. В стране, которая в принципе дала кастом-культуре очень многое, появились такие компании, как Rauh Welt Begriff Акиры Накаи и Liberty Walk. Вы, вероятно, видели супер­широкие Porsche и Lamborghini с крыльями на клёпках и гигантскими анти­крыльями. Так вот — это всё они.

1/15
Porsche Rauh Welt Begriff

Учитывая, что коучбилдинг ведёт свою историю ещё с бронзового века, это тонкое и прекрасное ремесло вполне можно считать одним из старейших на Земле. Именно благодаря ему автомобили вокруг никогда не будут одинаковыми. По крайней мере, нам очень хочется в это верить.


Есть ли будущее у коучбилдинга?

Почитать ещё