Первый тест кроссовера Changan CS35 Plus, который изменился до неузнаваемости

Обзор Citroen SpaceTourer: все плюсы максимально практичного вэна. Подробный тест

Тесты

Михаил Цымбал, Юрий Урюков

Комменты

В почти забытом в России сегменте минивэнов существует два базовых подхода к созданию «идеального семейного автомобиля». Первый — это просторная и вместительная машина с почти легковой управляемостью, пышной мультимедийкой, широчайшими возможностями трансформации салона и кучей «практичных» фишек, вроде ниш и полочек для мелочёвки, а также поворотных кресел. Типичный представитель этой идеологии — Kia Carnival. Но есть и другая школа, описать постулаты которой можно примерно так: «Берём коммерческий фургон, ставим в него два-три ряда кресел — и получаем огромный вэн для большой семьи». И её последователи — это не только VW Multivan или Mercedes-Benz Vito/Viano, но и вся линейка микроавтобусов группы FCA: Opel Zafira Life, Peugeot Traveller и Citroen SpaceTourer.

Citroen SpaceTourer
3 989 900 — 4 459 900 ₽
Выбор редакции: версия Feel M 4x4 за 4 459 900 ₽
Оценка: 3,92 из 5
Плюсы
  • Простая конструкция
  • Экономичный двигатель
  • Практичный салон
Минусы
  • Бюджетная отделка салона
  • Автобусная эргономика
  • Простенькое шасси
Стоимость владения* в год при пробеге 17 500 км:
ОСАГО
21 457 ₽
КАСКО
121 300 ₽
ТО за год
26 212 ₽
Транспортный налог
5250 ₽
Топливо
81 292 ₽
Итого
255 511 ₽

* Стоимость полисов и налог рассчитаны для водителя старше 22 лет и со стажем более 4 лет, проживающего в Москве

Спорить о плюсах и минусах каждой из этих концепций можно долго. Вэны вроде Карнивала подкупают своим легковым имиджем: интересная внешность, классный интерьер с качественными материалами и далеко не грузовые силовые установки — мощные современные дизели или вообще V-образные «шестёрки» под капотом. На таком и на работу нестыдно приехать, и в дальнее путешествие отправиться можно с комфортом.  А при некоторых усилиях — с очень большим комфортом!

Среди достоинств вэнов-микроавтобусов — простая конструкция (что вроде как обещает экономию в процессе владения), незамысловатый, но очень просторный салон, который легко превращается в полноценный фургон для перевозки чего-нибудь большого. А среди минусов — шасси от коммерческого транспорта с соответствующими особенностями в плане комфорта, иногда ну слишком уж простой интерьер с минимумом современной электроники и общий имидж «грузовика». 

Разбираться в том, чего в таких автомобилей всё-таки больше — плюсов или минусов, — мы будем на примере Citroen SpaceTourer российской сборки, который всё ещё можно найти у официальных дилеров, несмотря на остановку производства и сопутствующие этому экономические сложности. 

Интерьер

Серое настроение — это про внутренний мир SpaceTourer. Мы привыкли, что ситроеновцы мастерски ломают стереотипы и регулярно удивляют, заново изобретая эргономику и дизайн интерьеров, но в минивэне калужской сборки мрачную обстановку чуть оживляют лишь блестящая вставка под металл во всю ширину передней панели да прикольные тумблеры раздельного климат-контроля (к слову, это базовое оснащение). В остальном же простенькие материалы и минимум украшательств настойчиво намекают на породу и происхождение автомобиля, как бы застрявшего на полпути от утилитарного развозного фургона к типичной современной легковушке. Сказался и солидный возраст — более шести лет с момента дебюта.

С другой стороны, SpaceTourer станет отдушиной для тех, кто уже потерял надежду найти аналоговые удобства в насквозь цифровизированном мире. Здесь даже мультимедийная система на кнопках и с монохромным экраном! Так и тянет применить эпитет «рабочее место», причём без негативного оттенка — просто в Ситроене водитель выполняет свою прямую функцию: ведёт машину, а не развлекается.

И для приятного управления французским минивэном у человека за рулём почти все возможности. Нескользкое тканевое кресло сносно распределяет нагрузку, руль регулируется по наклону и вылету, интерфейс передней панели элементарный, а посадка высокая настолько, что в городском потоке легко просчитываешь обстановку на два шага вперёд, смотря поверх крыш низкорослых кроссоверов. Хотя с обзорностью назад и по бокам не так гладко — внешние зеркала хотелось бы побольше размером. Отчасти выручает парктроник, но вообще при таком раскладе широкоугольная камера, ультразвуковые сенсоры по кругу и система контроля слепых зон, доступные для топовой версии Business Lounge, не выглядят излишествами.

1/13

От строгого интерьера SpaceTourer не стоит ждать чудес дизайна и премиальной отделки — здесь всё просто, утилитарно и тотально практично. Зато и привыкания такая незатейливая архитектура не требует: интерфейс предельно понятный, даже сенсорных экранов нет

Впрочем, кое в чём стремление ситроеновцев к разумной организации пространства обернулось против водителя. Вроде бы грамотная идея — упразднить центральную консоль, чтобы для прохода в пассажирский салон не нужно было пробегать через улицу. Но для этого пришлось перенести боксы, полки и прочие подстаканники на переднюю панель. И теперь за напитками приходится тянуться аж к ветровому стеклу. А если вместо стакана использовать термос или бутылку, то они вдобавок частично перекроют видимость дороги в районе стоек кузова.

Опять же в целях экономии места традиционный рычаг автоматической коробки заменили на поворотную шайбу. И странность заключается в том, что усилия переключения в режимы D и P отличаются — «паркинг» более тугой. Вроде бы это позволяет при спешных манёврах в тесном пространстве не промахнуться мимо задней передачи. Но если забыть о таком нюансе при выходе из машины с работающим мотором и не глядя крутануть селектор, есть риск увидеть, как SpaceTourer покидает стоянку самостоятельно, без водителя. Так что не теряйте бдительность, пользуйтесь «ручником» и проверяйте селектор.

Практичность

Пассажирские и грузовые возможности SpaceTourer сильно зависят от того, какую модификацию выбрать. Во-первых, минивэн предлагают в двух размерах по длине — М и XL. Последний при той же колёсной базе 3275 мм выделяется увеличенным на 35 сантиметров задним свесом. Во-вторых, топовая версия Business Lounge имеет оригинальную компоновку салона на семь мест — с раздельными креслами среднего ряда.

В нашем распоряжении оказался вроде бы самый невыгодный в плане перевозок вариант — короткий и восьмиместный, с громоздкими трёхместными лавками задних сидений. Но даже такой Citroen впечатляет практичностью: не минивэн, квартира на колёсах! А когда нужно — ещё и грузовой фургон.

1/8

По умолчанию средний ряд сидений Ситроена вмещает трёх человек, но топовая модификация Business Lounge предлагает раздельные «капитанские» кресла. И на каждом есть Isofix!

Начнём с того, что оба пассажирских ряда кресел здесь полноценные, никто не ущемлён в свободе. Ощущение заботы создают откидные столики, ленточные фиксаторы для газет, смартфонов или планшетов. А также развитая система микроклимата — вдоль потолка протянули короб вентиляции с индивидуальными дефлекторами на манер самолётных. Кроме того, французы предусмотрели сзади отдельное управление температурой и скоростью обдува. Есть розетка на 12 вольт, солнцезащитные шторки на окнах. В общем, грамотная обстановка — ещё бы USB-разъёмов на всех добавить, было бы совсем круто.

SpaceTourer, как любой порядочный минивэн, подчёркнуто многофункционален. Вариантов трансформации интерьера не сосчитать: двигать, складывать, наклонять, переставлять и разворачивать сиденья можно до посинения. А когда надоест — демонтировать оба ряда и вынуть их из салона. Что важно — без применения инструмента. Правда, людям со слабой физподготовкой за это дело лучше в одиночку не браться — лавки громоздкие и увесистые.

Зато тех, кто справился, ждёт награда — преображение автобуса в грузовик. Неслучайно у SpaceTourer есть аналог-фургон под названием Jumpy — внутренняя форма кузова продумана так, что Citroen с удалёнными сиденьями готов принять на борт аж до четырёх кубов поклажи!

Техника и надёжность

Невероятно, но факт: внушительный пятиметровый SpaceTourer построен на той же модульной легковой архитектуре EMP2 концерна PSA, что и, к примеру, в меру компактный хэтч Peugeot 308. Поэтому по технике обошлось без сюрпризов: несущий кузов с поперечно установленным силовым агрегатом, подвески независимые (задняя — усиленная, на косых рычагах), в базе — передний привод.

Все без исключения SpaceTourer для России оснащают турбодизелем 2.0 HDi отдачей 150 л.с. и 370 Нм. Мотор серии DW10 FD имеет чугунный блок, алюминиевую головку с 16 клапанами, впрыск типа Common Rail и просит регулярного обновления раствора мочевины в бачке для снижения токсичности выхлопа. Звучит сложно, но по факту двигатель радует надёжностью, особенно по современным меркам — серьёзных проблем с рядной «четвёркой» механики не отмечают. При должном уходе ресурс агрегата доходит до полумиллиона километров! Со временем внимания могут потребовать разве что свечи накаливания и комбинированный привод ГРМ, где регулярно (через каждые 90–120 тысяч километров) необходимо менять ремень и натяжной ролик цепи.

Коробки передач для SpaceTourer доступны только шестиступенчатые — «механика» и «автомат» японской фирмы Aisin. Обе — не из разряда проблемных, бегают по 250–300 тысяч километров без серьёзных поломок. Однако гидротрансформаторный вариант боится перегрева, поэтому долго буксовать на французском минивэне не стоит, да и за чистотой масла надо следить. О чрезмерном загрязнении скажут ощутимые толчки при переключениях.

Особняком стоит полноприводная модификация SpaceTourer — с 2019 года её собирали на калужском конвейере, но авторство конструкции принадлежит сторонней французской фирме Dangel. Трансмиссия с вискомуфтой в заднем редукторе сочетается только с механической коробкой, зато бонусом покупатель получает увеличенный с 175 до 200 мм клиренс и усиленную защиту днища. Пользователи отмечают некоторую задумчивость в работе подобной схемы 4х4, однако хвалят Citroen со всеми ведущими за проходимость и выносливость. В общем, брать можно.

1/3

Специально для России клиренс SpaceTourer увеличили до 175 мм у моноприводного варианта и до 200 мм — у версии 4х4

Езда

И вот тут озвученный в начале текста недостаток в виде «коммерческих» корней в шасси микроавтобусов вроде нашего Ситроена должен заметно померкнуть — ведь платформа тут, по сути, легковая, пусть и доработанная для того, чтобы носить на себе все эти кубометры полезного пространства. В общем, в случае со SpaceTourer этот пункт можно смело зачислять в плюсы: едет французский вэн приятно. Да, не совсем по-легковому легко: сказываются и солидные габариты, и высокий кузов, и явно подросшая в сравнении с каким-нибудь Peugeot 308 масса. Но и водителем грузовика за рулём Ситроена себя не чувствуешь. 

Можно даже говорить о комфорте — с неровностями SpaceTourer справляется на удивление неплохо, особенно когда в нём есть пассажиры и какой-никакой багаж, и о динамике — 150-сильный турбодизель не то чтобы впечатывает пассажиров на разгоне, но в городском потоке ущербным себя не чувствуешь. А на трассе можно поддерживать легковой темп с комфортными обгонами грузовиков без нервотрёпки и потных ладоней. 

В этом контексте можно сразу рассказать и про расход топлива: он тут совсем не пугающий. В городе можно уложиться в 8–9 литров, а на шоссе, если ехать со скоростью 90–110 километров в час, можно увидеть цифры в районе 7 с небольшим литров на сто километров пробега. Если кажется, что это не слишком-то и мало, просто вспомните про аэродинамику однообъёмного вэна-фургона, и все вопросы сразу пропадут.

Шумоизоляция? Едва ли стоит высказывать серьёзные претензии к пассажирскому фургону — понятно, что тут не так тихо, как в условном Kia Carnival. Сказываются и больший объём кузова, и огромная площадь остекления, и более простые материалы отделки (твёрдый пластик справляется с вибрациями явно хуже, чем мягкий и дорогой). И с учётом всего этого внутри SpaceTourer — нормально. 

В городе вообще всё хорошо, а на трассе аэродинамические шумы становятся заметными на скорости за 100 километров в час. На 130 (а в России есть дороги, где такая скорость разрешена!) общаться с сидящими сзади приходится на повышенных тонах, но такая скорость вообще не слишком комфортна для Ситроена: обгоны даются уже не так легко, расход топлива пытается вылезти за 9 литров на сотню, а удерживать на прямой высокий автомобиль пустоватым рулём становится сложнее. Особенно при обгоне фур в ветреную погоду. В общем, тягаться в максималке с легковушками и даже кроссоверами на трассе не стоит.

Наконец, пассажирам в SpaceTourer комфортно почти всегда и в любой точке салона: места вокруг полно и на втором, и на третьем рядах, посадка удобная, «автобусная» (в том же Карнивале пассажирские кресла установлены заметно ниже), входить-выходить или перемещаться по салону тоже удобно. Так что в дальние поездки на Ситроене отправляться не только можно, но и нужно!

Оснащение

Несмотря на то что цены на новые автомобили меняются каждый день, мы продолжаем указывать официальную стоимость машин на момент публикации — для того, чтобы уточнить их позиционирование в сегменте, а также на фоне конкурентов.

Линейка Citroen SpaceTourer состоит всего из двух комплектаций. Стартовая называется Feel и в варианте с передним приводом, механической коробкой и коротким кузовом оценивается в 3 989 900 рублей.

В базовом списке оснащения — противотуманки с подсветкой поворотов, задний парктроник, круиз-контроль с ограничителем скорости, раздельный климат-контроль с отдельным блоком управления для задних пассажиров, подогрев передних сидений, солнцезащитные шторки, съёмные трансформируемые диваны, четыре подушки безопасности, магнитола с восемью динамиками, тонировка, многослойное акустическое ветровое стекло с подогревом зоны «дворников», автономный подогреватель Webasto и подготовка под установку фаркопа.

Из опций — окраска «металлик» за 40 000 рублей и легкосплавные 17-дюймовые диски за 30 000 рублей. Причём последние доступны только для минивэнов с автоматической коробкой — такие стоят от 4 139 900 рублей. Прайс на полноприводные SpaceTourer начинается от 4 459 900 рублей. Доплата за удлинённый кузов во всех случаях — ровно 50 000 рублей.

Топовое исполнение SpaceTourer называется Business Lounge. Такие Ситроены доступны исключительно в размере XL с «автоматом», передним приводом и семиместным салоном. Цена — 4 789 900 рублей, однако наполнение при этом куда более щедрое. Флагманский минивэн получает ксеноновые фары с автоматом переключения света, электропривод складывания боковых зеркал, камеру заднего вида, парктроники по кругу, мониторинг слепых зон, датчики света и дождя, адаптивный круиз-контроль с функцией экстренного торможения, контроль полосы движения, проекционный дисплей, бесключевой доступ, электроприводы боковых дверей, дополнительную шумоизоляцию, кожаные сиденья с сервоприводами настроек, розетку на 220 вольт, боковые шторки безопасности, мультимедиа с семидюймовым тачскрином, 17-дюймовые литые диски, систему управления тягой Grip Control и автономный подогреватель с дистанционным управлением.

Опций, как и в случае с базовым уровнем Feel, только две — краска «металлик» и складной передвижной столик в центральной части салона. Обе позиции конфигуратора стоят одинаково — 40 000 рублей. А вот полный привод в комбинации с бизнес-исполнением не получить ни за какие деньги. Поэтому придётся делать нелёгкий выбор: роскошь либо приспособленность к плохим дорогам. Для частника в России, вероятно, второе важнее.

Конкуренты

1/6
Kia Carnival

Практичный семейный минивэн, который старается мимикрировать под модный кроссовер. При этом у корейской модели стильный и современный интерьер, вместительный салон, богатое оснащение и неплохие ездовые задатки. Привод только передний, коробка — исключительно автоматическая на восемь передач, а вот мотор можно выбрать: турбодизель 2,2 л (199 л.с.) или 3,5-литровый бензиновый V6 (249 л.с.). В России за Carnival просят от 4 144 900 до 5 324 900 рублей

Вывод

Чтобы понять, ваш ли это автомобиль, придётся выбрать, что важнее: легковые эмоции за рулём и дизайн либо удобство, практичность и универсальность. Если второе — то присмотреться к Citroen SpaceTourer однозначно нужно. Да, он незамысловато выглядит снаружи и внутри, прост технически и не удивит роскошными материалами отделки, электроприводами всего и вся, большими экранами мультимедийки и атмосферной подсветкой салона. Его задача — с достойным уровнем комфорта перевозить большую семью со всем её багажом и при необходимости превращаться в полноценный грузовой фургон.

Но если последнее вам не нужно — то обязательно прокатитесь и на чём-то вроде Kia Carnival или Hyundai Staria. Ведь в чисто семейных задачах они ничуть не хуже, а выглядят и едут поинтереснее. 


Citroen SpaceTourer или другой минивэн?

Характеристики Citroen SpaceTourer I
  • Комплектация

    2.0d MT (150 л.с.) 4WD
  • Двигатель

    2.0 / 150 л.с / дизель
  • Коробка передач

    Механическая
  • Привод

    Полный
  • Кузов

    Минивэн M
  • Расход топлива

    6.2
  • Разгон до 100 км/ч

    12.3

Citroen SpaceTourer на Авто.ру


Фото: Вячеслав Крылов

Почитать ещё