Антиблокировочная система — это устройство активной безопасности, которое давно доказало свою эффективность и стало неотъемлемой частью конструкции современного автомобиля. Сегодня без ABS не выпускают даже самые доступные машины. Но всё ещё возникают споры о том, как работает АБС на автомобиле на самом деле, как правильно её использовать и может ли опытный человек действовать лучше электроники. Отвечаем на главные вопросы об AБС и развенчиваем мифы о популярном ассистенте водителя.
Что такое ABS
По-английски — Anti-lock braking system, по-немецки — Antiblockiersystem, а по-русски — антиблокировочная система, или просто АБС. Все эти обозначения подразумевают набор механических и электронных узлов, необходимый для исключения полной блокировки колёс при торможении автомобиля.
Зачем нужна АБС
Полная блокировка опасна тем, что колёса перестают катиться и начинают скользить по поверхности. Машина становится фактически неуправляемой: не реагирует на повороты руля, уходит в занос при малейшем воздействии (даже при боковом уклоне дороги или порыве ветра) или, наоборот, скользит прямо на препятствие.
Всё это может напугать водителя, особенно начинающего. И, если оперативно не отреагировать на ситуацию, автомобиль превратится в неуправляемый снаряд с хаотичной траекторией. На дороге общего пользования это значительно увеличивает риск тяжёлых аварий. Задача ABS — минимизировать подобные экстремальные случаи.
Фото: Sascha Bosshard (Unsplash)
Оснащённая антиблокировочной системой машина даже при аварийном замедлении на скользком или неоднородном покрытии сохраняет устойчивость и управляемость. Кроме того, в большинстве ситуаций ещё и тормозной путь оказывается короче. Причём происходит всё это автоматически, водителю нужно лишь давить на педаль с необходимым усилием. В общем, ABS — это система, серьёзно упрощающая процесс управления автомобилем.
Наконец, АБС продлевает ресурс шин, исключая стирание протектора. Ведь при полной блокировке резина работает как ластик, стачиваясь быстро и неравномерно.
Как работает АБС
В прошлом, когда машины были намного проще по конструкции, но сложнее в управлении, для эффективного замедления опытные водители применяли прерывистое или импульсное торможение. Почувствовав блокировку колёс, они слегка отпускали педаль, а потом снова нажимали сильнее. И так многократно. Чем точнее у человека получалось удерживать шины на грани срыва в скольжение, тем надёжнее автомобиль замедлялся. АБС в машине действует схожим образом.
Принцип работы антиблокировочной системы таков, что электроника постоянно следит за скоростью вращения колёс и регулирует давление в тормозной системе, не допуская их чрезмерной блокировки. Причём цикл увеличения и снижения давления повторяется десятки раз в секунду — современная АБС стремится выжать максимум из сцепления каждой покрышки с дорогой в конкретный момент времени, выдерживая так называемый коэффициент продольного скольжения на уровне 15–20 процентов.
Как устроена АБС
ABS — это неотъемлемая часть современной тормозной системы, в которой за предотвращение блокировки отвечает сложный комплекс узлов и деталей:
- Датчики скорости вращения колёс, фиксирующие переход от качения колеса к скольжению и наоборот. Они же порой используются для косвенной оценки давления в покрышках.
- Датчики давления в гидравлической системе, следящие за режимом торможения на каждом колесе, скоростью перемещения педали водителем и усилием нажатия на неё.
- Электронный блок управления (ЭБУ), который получает информацию с датчиков, обрабатывает её по заданным алгоритмам и отправляет команды исполнительным механизмам.
- Модулятор с быстродействующими клапанами, который по сигналу ЭБУ регулирует давление в гидравлических контурах, и тем самым управляет тормозным усилием на колёсах.
- Гидроаккумулятор, сглаживающий пульсации давления в системе и повышающий скорость отклика АБС.
- Насос, поддерживающий давление в системе при срабатывании АБС на затяжном торможении. Он же необходим современным вариантам ABS с функцией Brake Assist (BAS). В аварийных ситуациях она увеличивает давление в тормозной системе, тем самым сокращая тормозной путь автомобиля.
Фото: Shutterstock
Мифы об АБС
Поскольку устройство АБС довольно сложное, как и алгоритмы её работы, то среди водителей хватает и противников системы, и тех, кто слишком полагается на неё. Вот некоторые из их аргументов:
- Антиблокировочная система увеличивает тормозной путь. Такое действительно случалось на заре появления ABS, когда она работала по так называемому одноканальному принципу. То есть электроника регулировала давление во всех магистралях разом, как водители из прошлого, использовавшие прерывистое торможение. Но теперь на автомобили ставят четырёхканальные АБС с индивидуальным управлением замедлением каждого колеса и распределением усилий (функция EBD). Переиграть столь умного ассистента редко получается даже у профессиональных гонщиков.
- ABS бесполезна вне асфальта. Это тоже миф из прошлого, когда электроника не умела распознавать грунтовое или другое рыхлое покрытие. Теперь же при экстренном торможении на песке или в глубоком снегу АБС переходит на особый алгоритм, допускающий более интенсивную блокировку, чтобы шины «нагребали» перед собой грунт или снег, слегка закапываясь, но эффективнее замедляя автомобиль.
- АБС — это сложно. Она может сломаться, тогда останешься без тормозов. Во-первых, за много лет конструкция антиблокировочной системы отшлифована до мелочей, вероятность поломки минимальна — не более 0,2%. Во-вторых, ABS устроена так, что при её отказе тормоза продолжают работать — только уже без помощи электроники и, соответственно, допуская блокировку.
- ABS сделает всё сама. Да, антиблокировочная система помогает водителю, но не заменяет его. Решение всегда остаётся за человеком и именно он должен верно поставить электронике задачу. Распространённая проблема — новичок хочет экстренно остановиться, но пугается лёгкой вибрации и толчков на педали, которые возникают при работе АБС, и ослабляет нажатие. Так делать нельзя — для максимально эффективного замедления нужно давить на тормоз со всей силы. Отчасти эту ошибку может исправить дополнительная функция Brake Assist (BAS), которая распознаёт резкий, но слабый удар по педали, и сама «дожимает» её.
Что ломается в АБС
Конструкция антиблокировочной системы хорошо отработана и по механической или гидравлической части подводит редко. Конечно, если автомобиль должным образом обслуживается. Основная часть отказов ABS связана с электронными компонентами, которые в российских условиях подвергаются воздействию агрессивной внешней среды и противогололёдных реагентов.
Фото: Shutterstock
Поскольку антиблокировочная система напрямую влияет на безопасность движения, у неё есть и функция самодиагностики, которая проводится при каждом включении зажигания и в процессе работы. В случае ошибки машина обязательно проинформирует водителя контрольной лампой на панели приборов. Самое простое и верное решение в таком случае — спокойно доехать до грамотного сервиса, где по коду неисправности вычислят причину проблемы.
При желании первичный осмотр можно провести и в гараже. Проверьте предохранители и изучите провода на предмет повреждения изоляции. Модулятор, трубки и шланги не должны иметь следов подтекания рабочей жидкости. Обратите внимание на уязвимые колёсные датчики, первыми страдающие от налипшего снега и вредной химии. Не исключено, что проблему решит банальная чистка сенсоров.
Советы по использованию АБС
Водителю, пересевшему с машины устаревшей конструкции на современный автомобиль, потребуется некоторое привыкание к антиблокировочной системе. Лучше понять нюансы её работы заранее — тогда они не станут сюрпризом в критической дорожной ситуации, требующей быстрого и интенсивного торможения.
- В случае экстренного торможения давите на педаль что есть силы, словно хотите её сломать, — так ABS сработает наилучшим образом, а тормозной путь будет минимален.
- Следите за исправностью АБС — без антиблокировочной системы тормоза не откажут совсем, но потеряют в эффективности. А главное, машина с заблокированными колёсами может повести себя непредсказуемо.
- Регулярно проверяйте давление в шинах — оно должно соответствовать инструкции по эксплуатации. Это заметно влияет на длину тормозного пути.
- Следите за состоянием подвески: плотный контакт колёс с покрытием — обязательное условие грамотной помощи со стороны ABS.
Итак, совсем коротко
-
– Система ABS исключает полную блокировку колёс при торможении и тем самым сохраняет управляемость и устойчивость автомобиля.
-
– Современные четырёхканальные антиблокировочные системы регулируют давление индивидуально в контуре каждого колеса и умеют распознавать разные типы покрытия, поэтому машина не только сохраняет способность к маневрированию, но и останавливается быстрее.
-
– Пульсация давления в тормозных магистралях вызывает лёгкие толчки и вибрацию на педали — не нужно этого бояться и уменьшать силу нажатия на педаль тормоза.
-
– Большинство мифов об АБС сегодня несостоятельны и относятся к опыту применения примитивных систем начального уровня.
-
– АБС — неотъемлемая часть тормозной системы современного автомобиля, состоящая из гидравлических, механических и электронных компонентов. Последние в российских условиях требуют особого внимания.
-
– При сигнале о неисправности базовую диагностику системы можно провести в гараже, но разумнее обратиться к специалистам.
-
– АБС действительно повышает безопасность движения. В Европе антиблокировочная система обязательна к установке на все новые пассажирские автомобили с 2004 года.