Первый обзор космического минивэна Hyundai Staria: как Carnival, но с полным приводом!

Решились на покупку классического автомобиля? Сначала почитайте наш гид
Разбор

Михаил Медведев

Классические автомобили стремительно набирают популярность. Их стало намного больше — на улицах, в кино, в интернете. Везде. А ведь ещё в начале нулевых мысль о покупке автомобиля в возрасте от 30 лет и старше казалась либо абсурдом, либо очень странным капризом. Но сегодня модно иметь в гараже пусть и не слишком дорогой, но стильный янгтаймер.

Классические автомобили (давайте не будем употреблять эпитет «старые») перестают быть недостижимым атрибутом сытой заграничной действи­тель­ности. За рулём олдтаймера можно увидеть не только скучающего владельца фабрик, газет, пароходов, но и менеджеров, строителей и даже студентов — всех, для кого машина с историей превратилась в неотъемлемую часть стиля или просто в хобби. А некоторые считают классик-кары ещё и хорошим потенциалом для инвестиций

И если вы тоже подумываете о какой-нибудь интересной машине из прошлого, то обязательно почитайте наши советы: как выбрать подходящий автомобиль, не переплатить, получить максимум удоволь­ствия от владения и, быть может, даже заработать.

Какой автомобиль считается классическим?

Прозвучит странно, но догматического определения классического автомобиля не существует. Много­численные ассоциации в разных странах творчески подходят к трактовке понятия «классик-кар». Разно­чтения есть и по эпохам, и по моделям. Поэтому удобнее использовать простую, но вполне универсальную формулу: в большинстве случаев классическим принято считать автомобиль, достигший возраста 30 лет. Машины, которым уже исполнилось 20 лет, но ещё нет тридцати, принято называть янгтаймерами, молодой классикой. 

Другой вопрос: все ли машины среди подходящих по возрасту достойны звания классики? Единого мнения нет и в этом вопросе. Кто-то считает, что любой автомобиль, доживший до столь солидных лет, — это классика по определению. Другие пытаются очертить пул избранных моделей. Чёткого определения нет — только вкусы, личные симпатии и персональные заблуждения.

Конечно, некоторые общие тенденции можно очертить. Купе почти всегда ценится выше седана той же модельной серии. Прекрасный пример — Mercedes-Benz в 123‑м кузове. Двухдверки с индексом C123 — товар куда более редкий и дорогой, нежели четырёх­дверные седаны.

Mercedes-Benz C123

Седаны, впрочем, тоже бывают разные. Одно дело скучный Peugeot 305, который даже в Европе имеет минимальную историческую и дизайнерскую ценность. Совсем другой разговор – статный и благородный Mercedes-Benz W116 или BMW 7‑й серии в кузове E32. И конечно же, модели с более мощными моторами и в комплектациях побогаче всегда ценятся выше.

У российского рынка классики свои особенности, которые склады­ваются из предпочтений потенциальных покупателей. Высокий спрос на немецкую классику — в первую очередь, на модели Mercedes-Benz, BMW и Porsche — соответ­ствует международному тренду. А вот почти полный игнор французских и большинства итальянских и британских брендов — локальная особенность. Положение не выправляет даже необъяснимая порой любовь к маркам Alfa-Romeo и Jaguar: здесь наши соотече­ственники дадут фору коллегам из Европы и США.

Несколько переоценены у нас и американские автомобили. Речь идёт как о раскрученной классике вроде Мустангов, Камаро или Чарджеров, так и не особо популярных даже у себя на родине экзем­пляров. В силу свое­образного дизайна, солидных габаритов, но, в большей степени, из‑за малого пред­ложения на рынке и неосведом­лённости покупателей даже за унылые модели 1980‑х вроде Ford LTD и Buick LeSabre могут просить (а иногда и получать) неадекватные деньги.

Buick LeSabre

Впрочем, о ценах мы ещё поговорим. Пока же важно запомнить: идеальной формулы определения классики не существует. Ценятся далеко не все старые машины, и не вся классика обязательно дорожает со временем. Это, прежде всего, важно для тех, кто планирует покупку в качестве инвестиции. Но если вы ищете машину для себя, то самым важным критерием остаётся вечное «нравится/не нравится».

Почему важна аутентичность классического автомобиля?

Иногда за громким именем в документах прячутся ржавые руины, не пред­ставляющие никакой ценности: ни исторической, ни эстетиче­ской, ни финансовой. Это понятно. Но важна не только сохранность машины, но и её максимальная приближен­ность к оригиналу. Ведь Mustang 1965 года теряет как минимум половину своей привлекатель­ности и ценности, если под капотом у него установлен чужой мотор — будь это хоть рядная «четвёрка» от «Волги» ГАЗ‑21, хоть легендарный в кругах тюнеров 2JZ от Toyota.

Настоящая классика не терпит отсебятины. Перекрас кузова в цвет, не соответ­ствующий заводскому обозначению, перешив салона материалами, отличными от изначальной комплектации, занижение подвески — всё это уменьшает ценность олдтаймера в глазах ценителей и покупателей.

Да, никто не в силах запретить владельцу делать со своим автомобилем всё, что ему вздумается. Но факт остаётся фактом: настоящий классик-кар любит аутентич­ность, а не полёт фантазии своего хозяина. Особенно если вы рассматриваете автомобиль как инвестицию.

BMW 5 серии (E39)

Здесь нужно стремиться к максимально заводской комплектации, а тюнинговые вольности обходятся по самой высокой цене. Конечно, стороннему наблюдателю нет дела до того, что на условной дорестай­линговой BMW 5‑й серии в кузове E39 стоят «ангельские глазки», появившиеся только после рестайлинга. Зато экспертам и ценителям такой сомнительный улучшай­зинг сразу бросится в глаза. И вряд ли кто-то из будущих покупателей оценит эти творческие порывы.

Где покупать и обслуживать классический автомобиль?

Российский рынок классических автомобилей, в отличие от европейского и американ­ского, пока находится в процессе формирования. Поэтому универсаль­ного совета у нас тоже нет. За классикой можно отправиться в автосалоны, которые специали­зируются на продаже олдтаймеров, — такие уже начинают появляться в стране. Здесь ниже риски купить откровенный хлам (хотя он всё равно существует), но и цены в таких салонах обычно высокие. 

Другой вариант — искать машины по объявлениям. На Авто.ру, если запастись терпением, регулярно попадаются достойные экзем­пляры, нужно просто уметь искать и ждать. Интересный вариант может появиться неожиданно, и не факт, что именно тогда, когда вы решите прикупить себе классический автомобиль.

Ещё один перспективный вариант — мониторить профильные форумы и сообщества любителей классики в социальных сетях. Здесь можно встретить объявления о продаже так называемых «клубных машин», которые обычно отличаются хорошим состоянием, аутентич­ностью и подтверждённой историей владения. В любом случае будьте готовы к долгим поискам. Хорошие машины на российском рынке, практически не подпиты­вающимся извне, продаются нечасто.

Не стоит и надеяться на чудо, рассчитывая наткнуться в старом деревенском гараже где-то в глубинке на давно позабытый раритет стоимостью в десятки, а то и в сотни тысяч евро. Так называемые «барн-файнды» — машины, найденные в сарае, — теперь стали редкостью даже в Европе и США. А ведь масштаб автомобильной культуры СССР и России не идёт с ними ни в какое сравнение.

Действительно редкие и ценные автомобили в наших сараях почти не встречались. Ну а те, что были, давно иммигри­ровали обратно в Европу и США. Как, например, знаменитый Mercedes-Benz 540 румынского короля.

Mercedes-Benz 540

И последнее. При выборе машины старайтесь найти экземпляр в максимально живом состоянии. Какой бы привлекатель­ной ни казалась идея купить за три копейки ржавую развалину и привести её в божеский вид, поверьте — реанимация отнимет уйму средств и времени. Восстанов­ление (если оно вообще возможно) в подавляющем большин­стве случаев обойдётся значительно дороже суммы, за которую машину впослед­ствии удастся продать.

Чем заняться после покупки классической машины?

Владение классикой — самая приятная часть. Классические автомобили должны ездить, а не томиться в частных коллекциях и музеях. И в подтверж­дение этому всё больше владельцев тех же янгтаймеров используют свои машины для повседневных поездок.

Этому способствуют и близкий к современным машинам уровень комфорта, и удобство управления, и относи­тельно современные технические решения — впрысковый двигатель, усилитель руля, а часто даже кондици­онер. Плюс сравнитель­ная простота обслужи­вания: большинство расходников для янгтаймеров доступны в каталогах.

Если вы не хотите гонять свой драгоценный олдтаймер в режиме 24/7, тогда ищите мероприятия для классических авто­мобилей. Даже в России проводятся десятки ивентов на любой вкус: от фестивалей и слётов любителей разных брендов до штурманских ралли, где главное — не скорость прохождения дистанции, а чёткое следование легенде. Заодно, конечно, общение с единомыш­ленниками, лайки в соцсетях и искренний интерес обывателей. Владельцам классических автомобилей все эти радости доступны как никому другому.

Где искать интересные автомобили и интересных людей:

С чего начать путешествие в классику?

Не стоит пускаться во все тяжкие и сразу нацеливаться на высший свет авто­мобильной классики. Конечно, мечта увидеть в собственном гараже классическую «Пагоду» от Mercedes-Benz, американский масл-кар второй половины 1960‑х или благородно-монументаль­ный Bentley Turbo R способна лишить покоя и сна. Но эти машины редки, востребованы и дороги.

Bentley Turbo R

Для начала имеет смысл пройтись по низу рынка и начать с недорогих как по цене, так и по обслужи­ванию моделей. Пригласитель­ным билетом в мир классики могут стать BMW 5‑й серии в кузовах Е28 и Е34, Mercedes-Benz W123 и даже отече­ственные модели. Особенно ценятся ранние версии вазовских «трёшек», универсалы ВАЗ-2102 и дорестай­линговые ГАЗ‑24. Даже эксперты отмечают у советской классики высокий потенциал для инвестици­онного роста.

Говорить о том, сколько денег надо приготовить начинающему фанату классических автомобилей, мы не будем — ведь всё зависит от того, какую машину и зачем он решит приобрести. За 200–300 тысяч рублей реально найти неплохую советскую «классику» (хотя цена некоторых экземпляров может доходить до нескольких миллионов рублей). Янгтаймеры в хорошем состоянии — это уже миллион и больше. Ну а дальше разброс цен ограничен только бюджетом будущего покупателя! 

А главное: через год сегодняшние цены, скорее всего, станут совершенно неактуальными. Так что открывайте Авто.ру и выбирайте!

Популярные классические автомобили и янгтаймеры на Авто.ру

Итак, кратко

  • – Классикой принято считать автомобили в возрасте от 30 лет. Машины, перемахнувшие порог в 20 лет, называются янгтаймерами.

  • – Далеко не каждый 30-летний автомобиль — обязательно классика. По крайней мере, классика востребованная. Огромное значение имеют бренд, тип кузова, страна изготовления, оснащение, состояние. Сомневаетесь в выборе — спросите совета у знающих людей.

  • – Самое важное слагаемое ценности классического автомобиля — его состояние, максимально близкое к оригиналу. Неоригинальный тюнинг и доработки на вкус владельца резко снижают стоимость и ценность экземпляра.

  • – Найти в России старый автомобиль, который продавец считает классикой, несложно. Найти действительно хороший экземпляр — очень трудно. По сходной цене — почти невозможно.

  • – Схема покупки «убитой» машины с последующей реставрацией и выгодной перепродажей хороша только на бумаге. В реальности это почти утопия.

  • – Отечественный рынок классических автомобилей находится в стадии формирования. У нас мало хороших интересных машин, а ещё меньше порядочных продавцов. Учитывая, что рынок почти не подпитывается новыми экземплярами извне (очень высоки таможенные пошлины), в такой полупозиции он может пребывать ещё очень долго. Пока классика в России остаётся в большей мере интересным увлечением и хобби, нежели бизнесом с хорошим инвестиционным потенциалом.

Задумывались о покупке классического автомобиля?

Почитать ещё