Первые изображения футуристичного седана Audi A6 следующего поколения: наша версия

Что происходит с техосмотром: кому ещё нужны диагностические карты и где их получить
Разбор

Влад Зенин

Сразу две громкие новости на тему техосмотра прозвучали на прошедшей неделе. Депутаты приняли поправки в законы о безопас­ности дорожного движения и об ОСАГО, благодаря которым страховщики перестанут проверять наличие диагно­стической карты при покупке полиса. Пред­полагается, что этот закон вступит в силу 22 августа. Эксперты считают, что многие авто­мобилисты отложат прохождение ТО до 1 марта следующего года, когда вступит в силу штраф за отсутствие техосмотра.

Вторая новость прозвучала из уст начальника Госавтоинспекции МВД России Михаила Черникова. Он сообщил СМИ, что МВД уже подготовило проекты документов для правитель­ства, которые сделают добровольным прохож­дение техосмотра для владельцев легковых автомобилей. Предполагается, что обязательный техосмотр останется только для автобусов, такси, грузовиков, а также для тех легковушек, которые принад­лежат юрлицам. В результате почти 46 миллионов автомобилей из 60 освободят от этой обязан­ности. Рассказы­ваем, какие плюсы и какие минусы есть у этого предложения и кому всё-таки придётся проходить техосмотр несмотря ни на что.

Зачем это надо страховщикам

С момента начала реформы техосмотра количество пунктов ТО не прибавляется, а сокращается. Если бы сейчас все авто­мобилисты отправились проходить техосмотр по новым правилам, то на пунктах ТО выстроились бы много­дневные очереди. И многие авто­владельцы не смогли бы получить диагно­стическую карту, без которой пока нельзя купить полис ОСАГО. А без полиса ОСАГО ездить запрещено.

В результате дефицит диагностических карт напрямую ударил бы по бизнесу страховщиков: полисы ОСАГО перестали бы продаваться. Поэтому скорейшая отвязка диагно­стических карт от ОСАГО — непосред­ственный интерес страховых компаний.

Как сообщили в Российском союзе автостраховщиков, цель поправок — обеспечение доступ­ности ОСАГО. Согласно закону, полис ОСАГО — публичный договор, то есть страховщики обязаны в любом случае осуществить продажу полиса. Ранее, в целях обеспече­ния доступности ОСАГО, был запущен сервис е‑Гарант, позволяющий перерас­пределить наиболее убыточные сегменты рынка между всеми игроками. И един­ственным внешним ограничите­лем доступности услуги оставалась привязка к техосмотру. Также в РСА много раз отмечали, что подобная привязка не соответ­ствует мировой практике.

Зачем это надо МВД

С точки зрения ГИБДД, проблема с техосмотром до сих пор заключалась в том, что граждане платили за услугу, но по факту её не получали. Многие «покупали» диагностиче­ские карты только для того, чтобы иметь возможность заключить договор ОСАГО. Когда же началась реформа техосмотра (1 марта нынешнего года), стало очевидным, что существующих пунктов техосмотра на всех не хватит: за последний год их количество сократилось вдвое. Чтобы не допустить дефицита на рынке техосмотра, было принято решение продлить срок действия диагно­стических карт до осени 2021 года.

Однако, как показали следующие несколько месяцев, новые пункты техосмотра не появляются. Местные власти, в чью обязанность входит обеспечить доступность этой услуги для населения, с задачей не справились. Поэтому логичным решением стало усиление контроля за проведением осмотра того транспорта, для которого он действительно необходим: автобусов, такси и грузовиков. А за техническим состоянием личных легковушек вроде бы неплохо следят и их владельцы. Михаил Черников отметил, что ответ­ственные автолюбители заинтересо­ваны в исправности своего автомобиля, а потому должны проходить техосмотр добровольно.

Будут ли санкции за непройденный техосмотр

Отвязка диагностических карт от ОСАГО — уже свершившийся факт. Совет Федерации и президент наверняка подпишут этот закон. То есть с 22 августа наличие диагностической карты у владельцев легковушек, за исключением такси, никто проверять не будет до 1 марта следующего года — потому что такая проверка не предусмотрена никаким другим законом. И даже сотрудники ГИБДД при проверке документов не могут потребовать от водителя показать действующую диагностическую карту. 

Единственное исключение: если владелец легковушки, не прошедшей техосмотр, совершит ДТП по причине неисправности автомобиля, то страховщик, заплатив пострадавшим, почти наверняка выставит регресс в полном объёме своему клиенту. Но для этого необходимо будет доказать, что именно неисправность послужила причиной ДТП, а не была сопут­ствующим фактором. Например, ДТП произошло из‑за непредо­ставления преимущества, а у виновника была установлена нештатная оптика. Но эта неисправ­ность не стала причиной ДТП, а значит, автовладельцу регресс не грозит.

И лишь владельцам автобусов, такси и грузовиков проходить техосмотр всё равно придётся. Для них штрафы за отсутствие техосмотра действуют давно.

Что будет с пунктами техосмотра

До 1 марта 2022-го, когда вступит в силу штраф за отсутствие техосмотра (если его всё-таки не отменят благодаря инициативе МВД), операторам пунктов ТО придётся буквально выживать. Если пункт не аккредитован для проведения техосмотра грузовиков и автобусов, он, скорее всего, будет вынужден закрыться. Но даже у грузовых и «автобусных» пунктов дела идут не очень хорошо. Как рассказал Журналу Авто.ру генеральный директор оператора техосмотра «Автофорвард» Андрей Мозгин, сейчас транспортные компании открывают свои собственные пункты техосмотра для грузовиков и автобусов, поэтому конкуренция среди независимых операторов только растёт.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин согласен с тем, что в результате реформ количество пунктов техосмотра сократится. Их не хватает и сейчас, особенно в регионах, а после отвязки от ОСАГО, полагает эксперт, начнут закрываться и существующие. Это ударит и по транспортным перевозкам — в результате сокращения числа пунктов ТО автобусам, такси и грузовикам придётся ездить за тысячи километров, чтобы пройти техосмотр. А без него ни один автобус на линию не выйдет.

Как считает координатор движения «Синие ведёрки», глава рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов, техосмотр для тех, кто не участвует в коммерческих перевозках, необходимо сделать добровольным. «Уже 10 лет, как диагно­стические карты 85 процентов автомо­билистов покупали, не проходя ТО, и аварий­ность от этого резко не увели­чилась. Да, по статистике ГИБДД ежегодно незначительно растёт количество аварий с участием транспорта с неисправ­ностями. Но речь идёт не о ДТП по причине неисправ­ностей, а о тех авариях, где неисправность зафиксирована как сопутствующий фактор», — утверждает эксперт.

При этом Шкуматов не предлагает полностью отказаться от техосмотра. Речь идёт именно о его добровольности и возможной скидке на стоимость полиса ОСАГО для тех, кто подтвердил исправность машины. Также техосмотр может быть обязательным для тех, кто выезжает на своём транспорте за границу. «Необходимо преду­смотреть некий поощри­тельный набор, чтобы автовладельцы были сами заинтересо­ваны в прохождении ТО. Но в то же время необходимо усилить контроль на дорогах за технически неисправным транспортом», — добавляет Шкуматов.


Планируете добровольно проходить техосмотр?

Почитать ещё