Заряженные Audi и BMW, свежий Duster и другие: все российские новинки начала 2021 года

Очень специальное назначение: необычные машины для необычных задач
Подборки

Алексей Олефиренко

Что вы представляете, когда слышите фразу «автомобиль специаль­ного назна­чения»? Наверное, брониро­ванную машину спецназа, скорую помощь или автозак. Короче говоря, ничего интересного. Но что, если мы скажем, что в мире существуют авто­мобили специаль­ного назначения, от которых почти невоз­можно оторваться, и задачи которых могут слегка шокировать? Всё ещё не верите? Сейчас покажем!

Mack LR Electric

1/5

Многим знакома следующая ситуация: раннее утро, хочется поваляться ещё три минутки после будильника. Но тут под окна приезжает мусоровоз и устраивает дэт-метал концерт. Разве что отбойного молотка для полного счастья не хватает. Но компания Mack придумала простое решение по умень­шению шумности мусоровозов.

Они просто перевели их на электро­моторы! Именно фактор шумности сподвиг­нул Mack попробовать электриче­скую силовую установку, которая, как выяснилось, имеет ещё и ряд других преимуществ: она и мощная (545 лошадиных сил), и тяговитая (5493 Н·м, которые сразу доступны). Как ожидают в Mack, моделью должны заинтересо­ваться города с высокой плотностью населения, вроде Нью-Йорка и Сан-Франциско.

Хотя запас хода грузовика до сих пор не обнародован, заказ на восемь электри­ческих Mack LR был оформлен властями города Макунги (штат Пенсиль­вания). Машины должны доставить в конце нынешнего года. 

Хотели бы такие мусоровозы в своём городе?

MAN BAI Janus 4000 Bifronte

1/3

24 марта 1999 года в тоннеле под горой Монблан произошла трагедия: грузовик, пере­возивший маргарин и муку из Бельгии, загорелся. Из-за огня и отравления угарным газом погибли 39 человек. После инцидента системы безопас­ности в тоннеле были серьёзно пере­смотрены: по всей длине установили камеры, допол­нитель­ные вытяжки и системы пожаро­тушения, а также модифи­цировали вентиляцию. А главным «апдейтом» стало приобрете­ние особых пожарных машин, которые имеют необычную внешность и конструкцию.

Поскольку пространство в 12-кило­метровом тоннеле ограни­чено, а огонь, как показал печальный опыт, может распро­страняться очень быстро, Италия заказала у MAN три «двуликие» пожарные машины, у которых кабины водителя находятся с обеих сторон. Благодаря такой схеме пожарка может быстро менять направ­ление движения и оперативно реагировать на изменение обстановки в ограни­ченном простран­стве. Ей попросту не надо разворачиваться!

Помимо прочего, двуликий MAN может разгоняться до 180 километров в час (как в одну, так и в другую сторону), везти на борту 4000 литров воды и почти 1900 литров пены. Несколько подобных машин позже приобрёл и Китай.

Mercedes Citaro

1/4

Но если про функции двух предыдущих машин всё понятно } просто справ­ляются они с ними необычным образом, то в случае с этим Citaro всё сложнее. Удали с него наклейки — и можно подумать, что это обычный городской автобус с тониро­ванными окнами. А на самом деле перед вами самый большой автомобиль скорой помощи на планете! Это, кстати, подтверждено соответ­ствующей записью в книге рекордов Гиннесса.

В 2009 году 20-метрового гиганта построили по заказу дубайских властей (каких же ещё). По умолчанию автобус выполняет функцию транс­портиров­щика пострадавших с места чрезвычайных ситуаций (в таком случае Citaro способен перевозить до 123 человек), но может быть оперативно пере­оборудован в мобиль­ный госпиталь, изолиро­ванную камеру для пребывания на карантине, полноценный амбулаторий и даже пару операци­онных! Тот самый момент, когда ты на карантине не сидишь, а едешь.

Ghe-O

1/6

В мире немало интересных с виду спасательных машин. Вспомнить хотя бы отече­ственную «Синюю птицу», предназна­ченную для поиска и эвакуации приземлив­шихся экипажей космиче­ских кораблей. Но даже на её фоне румынская спасатель­ная машина Ghe-O выглядит необычно. Потому что Ghe-O куда больше похожа на мечту рыбака, а не МЧСника.

С виду Ghe-O напоминает багги для удалого внедорожного раздол­байства, но это ощущение улетучи­вается сразу же, когда осознаёшь её размеры: эта машина больше Hummer H1. В несколько раз! Внутри есть необходимое оборудо­вание для оказания первой помощи пострадавшим, включая носилки, баллон с кислородом и большую аптечку.

По словам Богдана Апреа, главы охранного агентства BGS и создателя Ghe-O, на постройку машины его вдохновил отец по имени Георг — отсюда и название Ghe-O. «Он был прекрасным, добрым человеком. И всегда любил внедорожники. Часто говорил, что с такими машинами весело, но что гораздо важнее, они могут спасать жизни», — объяснил Богдан появление Ghe-O.

Toe-Truck

1/3

Если посмотреть на Toe-Truck спереди, то очень сложно понять, зачем авто­мобиль сделали именно таким. Это что: подвижная реклама средства от грибка ногтей? Промо­автомобиль салона рыбьего педикюра? Ни то, ни другое! Toe-Truck — эвакуатор! И если вы владеете английским, то наверняка уже уловили причудливую омонимию.

Дело в том, что toe-truck (в переводе с англий­ского — «грузовик-палец ноги») звучит практи­чески так же, как tow-truck («эвакуатор»). Это совпадение и вдохно­вило частную компанию Lincoln’s из Сиэтла (штат Вашинг­тон) выпустить несколько необычных эвакуаторов, которые позабавили местных туристов. Как и знаменитые хотдожные Wienermobile, машины Toe-Truck насчиты­вают несколько поколений и стали визитной карточкой своего города, в данном случае Сиэтла. Часть из них утилизи­ровали, ещё часть — передали городским музеям, закусочным и шино­монтажкам в качестве экспонатов.

Ford Super Duty

Встретить на внедорожном маршруте Rubicon Trail подготов­ленный пикап, запутанный в сложном силовом каркасе, всё равно что увидеть колорад­ского жука на грядках с картошкой. Обычное дело! Но едва ли вы сразу догадаетесь, почему конкретно этот великан выходит на Рубикон-Трейл каждый день. На самом деле, ответ достаточно прост: лифто­ванный Ford Super Duty обслужи­вает туалеты, расстав­ленные вдоль трассы.

Подготовкой машины под необычные нужды занималась компания WFO Concepts. В ходе доработок был увеличен дорожный просвет, установ­лены внедорожные 41-дюймовые шины на 20-дюймовых дисках, заменены рулевой механизм и трансмиссия. А вот 6,8-литровый V10 остался без изменений — его мощности и крутящего момента достаточно, чтобы тащить 300-литровый бак с чистой водой и 1800-литровый бак с не очень чистой.

МАЗ-541

1/4

В отрыве от своей деятельности МАЗ-541 напоминает неприлично большой седан-дрэгстер на стероидах. И хотя мотор у этого исполина действи­тельно мощный — танковый V12 Д-12А, который с 38 литров рабочего объёма отдаёт более 400 сил и 2000 Н·м крутящего момента, — в гонках он никогда не участвовал.

МАЗ-541 проектировался в качестве аэро­дромного тягача. Потреб­ность в подобном авто­мо­биле длиной 8 метров и массой 28 тонн возникла после появления пассажир­ских реактивных самолётов с относи­тельно низким располо­жением фюзеляжа. Изначально планиро­валось создание 13 тягачей подобного типа, но из-за выявленных в ходе эксплу­атации недостатков (например, расход солярки достигал 45 литров в час) партия ограни­чилась тремя машинами, которые построили в 1956 году.

Mobile Lounge

1/6

Если в Советском Союзе «луноходами» называли автобусы ЛиАЗ-677, то в Соединённых Штатах — вот такие странные транс­портные средства, напоми­нающие люксовые кунги коммуналь­ных служб. На самом деле, перед вами полностью авто­номные шаттлы, достав­ляющие пассажиров из терминалов к летатель­ным аппаратам и обратно. И под «летатель­ными аппаратами» подразуме­ваются не только гражданские самолёты. Несколько этих шаттлов сделали для NASA.

Первые «мобильные лаунжи» были изготов­лены совместными усилиями Chrysler и Budd Company в середине 1980-х. К тому времени разно­образие самолётов и их высот стало слишком большим, и компании нашли такой вот оригиналь­ный способ доставлять пассажиров прямо на борт. Ведь отличитель­ной особен­ностью «мобиль­ного лаунжа» является регулиру­емая высота, благодаря которой пассажирам ни к чему выходить на взлётное поле.

В отличие от телетрапов и традиционных автобусов-шаттлов, идея мобильных лаунжей, способных перевозить около 130 пассажиров за раз, не особо прижилась. Однако и сейчас их можно встретить в аэро­портах Шарль де Голль (Париж), Монреаля, Мехико и Вашинг­тонском аэропорту имени Даллеса (Виргиния, США).


Встречали или хотя бы слышали об одной из этих машин?

Почитать ещё