Названы 10 самых популярных автомобилей с пробегом в России в 2019 году

Цены уезжают в 2020-й: на сколько подорожают автомобили и почему
Про бизнес

Стоимость новых легковых автомобилей по итогам 2020 года может вырасти на 5–10%, считают опрошенные Авто.ру эксперты и участники рынка. Основным фактором стало повышение ставок утилизаци­онного сбора. Также на стоимость влияют инфляция, курсы валют и госполитика. Рост цен определяет и продажи новых машин, которые, по оценкам участников рынка, в 2020 году продолжат падать.

Едва потребители привыкли к прайсам на автомобили после повышения НДС в начале 2019 года, как их ждёт новый скачок цен в 2020 году. Помимо традици­онных факторов — вроде инфляции и обновления модельного года — на стоимость автомобилей в 2020 году окажет значительное влияние увеличение ставок утилизаци­онного сбора. Причём цены будут поднимать и локализо­ванные производители, которым уплата пошлин компенси­руется из бюджета. По итогам года автомобили могут подорожать на 3–10%, в зависи­мости от модели, прогнозируют аналитики Авто.ру.

Удорожания машин в 2020 году ожидают и другие участники рынка. По мнению директора группы стратеги­ческого и операци­онного консульти­рования КПМГ в России и СНГ Максима Малкова, в 2020 году рост цен на автомобили составит 5–7% и будет происходить постепенно, в течение года. Прогноз ассоциации «Российские автомобильные дилеры» близок к оценке КПМГ: плавное повышение на протяжении 2020 года на 5%.

Руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров отмечает, что рост цен в 2020 году будет не таким значи­тельным, как в прошлом году из-за повышения НДС, и составит 5–10%, в зависи­мости от бренда. Свою роль, по его словам, сыграет сегментация: массовые модели подорожают меньше, премиальные — больше. Повлияет и уровень локализации. Генеральный директор ГК «Нижегородец» (Нижегородская область) Валерий Володченко считает, что автомобили подорожают в среднем на 90–100 тыс. рублей. Повышение будет не одно­моментным, а пройдёт в 2–3 этапа, но в течение января-марта. «Ожидается, что основные игроки автомобильного рынка в среднем ценовом сегменте будут поднимать стоимость постепенно, на 2–3% в месяц, и общий рост составит примерно 7–8%», — добавляет он. По словам Володченко, повышение цен на новые модели уже к февралю-апрелю автоматически приведёт к росту стоимости автомобилей с пробегом.

В группе «Рольф» считают, что подорожание составит около 10%. С этой оценкой согласен и управляющий партнёр экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, уже в первом квартале цены могут вырасти на 4–6%. Операци­онный директор «СУЗУКИ МОТОР РУС» Ирина Зеленцова пред­полагает, что уровень повышения цен в 2020-м скорее всего превысит стандартный диапазон в 5–10% в связи с новыми сборами.

Как дорожали новые автомобили последние 5 лет

С 2013 по 2019 год средневзвешенная стоимость нового автомобиля, по оценке JATO Dynamics, выросла на 80%. «Это не просто компенси­ровало падение курса рубля, но и заметно превзошло его с учётом укрепления российской валюты в 2019 году по отношению к основным западным», — говорит аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов. Только за 2019 год рост составил 8%. В 2019 году ставка НДС поднялась с 18 до 20%, в результате чего большинство произво­дителей проиндекси­ровали цены ещё в начале года.

Опрошенные Авто.ру эксперты и участники рынка называют ключевой причиной роста цен на автомобили в 2020 году увеличение ставок утилизаци­онного сбора, который собирается со всех машин. Аналитик авторынка JATO Dynamics Сергей Баранов подтверждает, что решение правительства повысить утилизаци­онный сбор найдёт прямое отражение в прайс-листах, но нельзя сказать, что это будет очень критичный рост. Исходя из опыта 2018 года, когда было предыдущее изменение утильсбора, можно ожидать корректировки цен в пределах 2%, отмечает эксперт. Аналитики Авто.ру прогнозируют одномоментный рост до 5% только из-за утильсбора.

Что такое утильсбор?

Утилизационный сбор как оплата затрат государства на переработку автомобиля после окончания срока его эксплуатации был введён 1 января 2012 года. Сначала сбор платили только импортеры, но с 2014 года его распро­странили на всех участников рынка. Однако локализованные автоконцерны получали компенсации утильсбора в виде промышленных субсидий.

15 ноября 2019 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о повышении утильсбора на машины с 1 января 2020 года. Ставки поднимутся в среднем на 110,7%. В самом популярном сегменте с двигателями от 1,0 до 2,0 л — на 112,4%, с двигателем от 3,5 л (внедорожники, премиальные седаны) — на 145%. Чтобы компенси­ровать возросшие ставки, Минпром­торг разработал новые условия получения компенсаций локальными производителями, которые будут действовать в период 2020–2028 гг. Механизм собираются привязать к фактическому уровню локализации автомобилей, писали «Ведомости».

Меньше всего изменение ставок утильсбора может повлиять на стоимость автомобилей с высокой степенью локализации. Это подтверждают слова главы Минпромторга Дениса Мантурова: 25 ноября он сообщил, что производимые в России автомобили не должны подорожать, так как соответствующим автозаводам государство оказывает поддержку. В стоимости импортных машин доля индексации утильсбора не превышает 5%, поэтому существенного роста цен и на эти модели в Минпромторге не ждут.

Тем не менее, о подорожании из-за утильсбора ряд иностранных производителей объявили ещё в конце 2019 года. Марка Volvo предупредила, что с января 2020 года рекомендованная розничная стоимость всех новых автомобилей в России вырастет на 30 000 — 110 000 рублей. В среднем на 5% подорожал модельный ряд Chery. BMW поднял цены на 2% — чтобы компенсировать повышение ставки утильсбора. На 3–6%, в зависимости от модели и комплектации, подорожают автомобили Subaru. Несмотря на высокую степень локализации, из-за экономических факторов примерно на 2% в начале года поднялись в цене машины отечественной марки Lada и модели Renault. По результатам мониторинга цен за первую половину января, проведённого экспертами сайта «Цена Авто», 18 из 52 брендов изменили цены на автомобили. Среди них и те, которые имеют полноценные сборочные предприятия на территории России — Hyundai, Skoda, Volkswagen.

«Повышение утилизационного сбора будет основным мотивом для роста цен в начале 2020 года, особенно в сегменте автомобилей с двигателем свыше 3,5 литров. У Kia только одна модель (седан К900) попадает в эту категорию», — подтверждает представитель Kia. В Nissan сообщили, что новые ставки утильсбора не должны оказать какого-то влияния на стоимость машин бренда, так как все продаваемые в стране модели производятся в России. В Suzuki заявили, что повышение цен на их автомобили будет зависеть «от общей ситуации на рынке и уровня спроса на продукцию бренда». Большинство же производителей не раскрывают заранее планов по повышению цен в 2020 году.

Помимо утильсбора на стоимость новых автомобилей влияют инфляция, курсовые разницы, затраты на производство и рабочую силу, государ­ственная политика, указывают эксперты. «Ещё один важный момент, который также будет стимулировать цены, — это переход от промсборки к СПИКам и связанные с этим повышенные требования к локализации производства», — считает Жарский. Зависимость отечественного автопрома от импортных комплектующих остаётся на высоком уровне, что в свою очередь влияет на себестоимость машины, отмечает эксперт. «Но производители не могут работать себе в убыток, поэтому рост стоимости импортных комплектующих и расходы, связанные с повышением уровня локализации, неминуемо будут и дальше толкать цены на авто вверх», — заключает Жарский.

От промсборки к СПИКам

С 2018 года автопроизводители в России начали заключать с государством специнвест­контракты (СПИК) в обмен на льготы. До этого они работали в режиме промсборки, который был признан невыгодным для государства, так как этот режим не предполагал углубления локализации и вложений в НИОКР. Самые первые соглашения о промсборке предполагали достаточно щадящие условия как по инвестициям, так и по производству. Теперь же заключение и выполнение условий СПИК является необходимым для получения господдержки, но конечные её объемы будут зависеть от степени локализации производства и ряда других факторов.

Рост цен на автомобили неизбежно скажется на динамике продаж, считают эксперты. Поэтому многие производители и дилеры ожидают очередного падения в 2020 году. «Основная причина — снижение доступности нового автомобиля. Цены продолжают расти, доходы населения снижаются, в итоге автомобиль становится в прямом смысле роскошью», — говорит Баранов из JATO. По мнению Жарского из Veta, продажи могут снизиться на 4–5% по отношению к 2019 году. Президент РОАД Олег Мосеев ранее прогнозировал, что в текущей экономической ситуации снижение рынка новых легковых автомобилей в 2020 году способно достигнуть 8%.

По прогнозу АвтоВАЗа, который автопроизводитель представил 12 января, за 2020 год в России может быть продано около 1,7 млн машин (–3,4% при продажах за 2019 год в 1,76 млн машин). В АЕБ считают, что отрицательная динамика на рынке продолжится, но падение будет чуть меньшим — на 2,1%, до 1,72 млн штук. Аналитики Авто.ру допускают снижение российского авторынка до 5% по итогам 2020 года.

Как падал рынок в 2019 году

По итогам 2018 года авторынок вырос на 12,8% — до 1,8 млн машин. Тогда в АЕБ прогнози­ровали, что в будущем году будет небольшое улучшение и удастся продать около 1,87 млн шт. Но уже в феврале 2019 года рынок начал падать, а после небольшого роста в марте продажи автомобилей стали равномерно сокращаться каждый месяц. В итоге, публикуя результаты сентября, АЕБ скорректиро­вала прогноз по году — объём рынка был заявлен на уровне 1,76 млн шт. По итогам 11 месяцев спад составил 2,8% (1,58 млн машин). При этом в интервью «Известиям» глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что снижение продаж за 2019 год не превысит 2,5–3%. В результате так и случилось: авторынок сократился на 2,3%, до 1,759 млн штук по итогам года.

В АЕБ традиционно говорят о необходимости активной поддержки спроса со стороны государства. Такого же мнения придерживается и большинство участников рынка. На 2020 год Минпромторг заложил в бюджет 5 милли­ардов рублей на поддержку спроса — речь идёт о программах льготного автокредито­вания «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Программы возобновились с 1 января 2020 года, но, в связи с ежегодным удорожанием автомобилей, этих мер будет недостаточно.

«2019 год продемонстрировал, что текущий объём финансирования госпрограмм субсиди­рования продаж недостаточен для бесперебойной работы, средства фонда были израсходо­ваны задолго до конца года. Поэтому мы поддерживаем идеи увеличения финансирования и включения большего числа моделей», — сообщил представитель Kia. В Nissan подтверждают, что поддержка государства в сегодняшних условиях крайне важна, причём речь идёт и о поддержке сбыта, и о поддержке производства и экспорта.

Директор по развитию ГК «Рольф» Владимир Мирошников добавляет, что остановить падение рынка можно запуском программ субсидирования в сегменте 1–2 млн рублей, где есть отложенный спрос. «Если новых программ не будет, то снижение на 8–10% по году выглядит реалистичным», — считает он. С коллегой соглашается и Захаров из «АвтоСпецЦентра»: «без комплексных и масштабных программ господдержки рынок вряд ли покажет рост».

При этом Малков из КПМГ считает, что господдержка может лишь частично улучшить ситуацию, в которой находятся автопроизводители в связи с негативным трендом на российском рынке. Но это будет кратко­временная мера. Основным драйвером спроса на данный момент является уровень дохода населения, заключает эксперт.


На сколько, по вашему мнению, подорожают новые машины в 2020 году?

Почитать ещё