Флагманы известных в России китайских марок, о которых вы не знали

«Москвич» с «автоматом»: история несостоявшегося конкурента «Волги»
Подборки

Михаил Медведев

Разработки советских автомобильных инженеров часто попадали в тупиковые ситуации. Либо модель была настолько передовой, что её освоение представлялось невозможным. Либо, что случалось гораздо чаще, процесс разработки шёл слишком долго и машина устаревала ещё на стадии прототипа. Удивительно, но «Москвич-3-5-6» — сегодняшняя звезда рубрики «Старые, но не бесполезные» — умудрился попасть в обе категории.

Это мог быть конкурент «Волги»

После того как в 1960-х АЗЛК освоил производство современных и передовых по тем временам моделей семейства 408/412, на заводе решили двигаться дальше. Точнее — наверх. Двигателю 412-й серии по заложенным технологическим возможностям вполне было по силам приводить в движение и более крупный автомобиль, ведь рабочий объём путём сравнительно несложной замены блока и гильз легко увеличивался до двух литров.

«Москвич» 412

Отличный повод создать большой «Москвич», не так ли? С увеличенной на 150 миллиметров колёсной базой, удлинённый (плюс 200 мм) и расширенный (плюс 100 мм), он задумывался шагом в сторону, скажем так, бизнес-класса. Правда, если по габаритам перспективный «Гранд Москвич» наступал на пятки «Волге», то внешность его осталась прежней.

Дизайн «Москвича»-412 просто решили масштабировать

Именно такое задание спустил подчинённым главный конструктор АЗЛК Александр Андронов. Он искренне полагал, что форма 412-го эталонна, и просил — а вернее требовал — ничего не менять.

Действительно, для второй половины 1960-х «Москвич»-412 выглядел стильно и необычно не только по советским меркам. Да и масштабирование в автомобильном дизайне — один из самых старых приёмов. Этого в те годы не стеснялся даже Mercedes-Benz.

Mercedes-Benz 190 1964 года

Всё равно приказ Андронова дизайнеры АЗЛК восприняли неоднозначно. Некоторые обиженные в лучших чувствах даже написали заявление об увольнении. Но незаменимых, как известно, не бывает. Оставшиеся художники-конструкторы точно выполнили просьбу начальника. Перспективные модели 3-5-2 и 3-5-3 в стилистическом плане копировали седан и универсал 412-й серии.

«Москвич» 3-5-2 (слева) и 3-5-3 (справа)

У перспективных «Москвичей» были необычные индексы

Согласитесь, названия перспективных моделей выглядят очень непривычно. Почему цифры в индексе пишутся через дефис? Что они означают? Хороший вопрос для викторины по автомобильной истории.

Дойти до решения этой задачи дедуктивным методом почти невозможно. Ведь на АЗЛК ещё в 1950-х, когда завод назывался МЗМА, придумали интересную систему обозначения опытных моделей. Первые две цифры указывали на планируемый год начала производства, оставшаяся часть индекса — порядковый номер разработки. Например, один из прототипов 408-го назывался «Москвич»-63С6.

«Москвич»-63С6 (408)

С «Гранд Москвичом» получилось ещё интереснее. Поскольку в конце 1960-х серийные перспективы модели выглядели довольно туманно, её обозначили как 3-5 — то есть автомобиль, который пойдёт в серию где-то в 1973–1975 годах. Последняя цифра всё ещё указывала на порядковый номер прототипа.

«Москвич» 3-5-4

Первые варианты были не очень впечатляющими

Дизайнеры, не согласившиеся с масштабированием 412-го, оказались правы. Большой седан и универсал получились некрасивыми. Когда же во время испытаний на Дмитровском автополигоне выяснилось, что и пассивная безопасность прототипов не отвечает актуальным на тот момент требованиям, машины отправили на переделку.

К тому моменту на АЗЛК очень кстати сменилось руководство. На место Андронова пришёл Игорь Чарноцкий, который развязал руки дизайнерам. 

1/3

«Москвич» 3-5-5

Работы над прототипом нового большого «Москвича» под индексом 3-5-5 начались в 1972-м. Было очевидно, что в производственное окно 1973–1975 годов модель не попадёт. Задача, впрочем, не менялась. Нужно было построить эталонный автомобиль — витрину достижений АЗЛК.

На заводе «Москвич-3-5-6» называли «Невестой»

Такое прозвище прототип 3-5-5, а в большей степени 3-5-6, получил неслучайно. Автомобиль воплотил всё лучшее, что на тот момент могли предложить инженеры, конструкторы и дизайнеры АЗЛК. 

Прототип получил, например, пружинную заднюю подвеску. «Три-пять-шестой» оснастили двигателем рабочим объёмом 1799 куб. см и двумя карбюраторами «Стромберг». Да что там карбюраторы: на московскую «шестёрку» установили «автомат» фирмы BorgWarner. Вот это приданое!

Совершенно по-иномарочному смотрелся и салон. Приятные и качественные материалы отделки, продуманная эргономика — очень качественная работа.

1/4

«Москвич» 3-5-6

Даже внешне «Москвич-3-5-6», пожалуй, впечатлял не столь сильно, как в интерьере. Для 1973 года, когда, собственно, и собрали ходовой прототип, он смотрелся современно. Вот только харизмы и характера в дизайне не наблюдалось. Впрочем, этим отечественный концепт не выделялся и на фоне десятков одноклассников из-за рубежа: от Ford Cortina до Hillman Avenger.

Советские покупатели легко бы простили большому «Москвичу» внешнюю невзрачность в обмен на мощный 103-сильный мотор, «автомат» и вместительный салон. Но проверить этот тезис не довелось.

На запуск модели пожалели средств

Теоретически «Москвич-3-5-6» был готов к серийному производству ещё в середине 1970-х. Вот только неприятность: новые цеха реконструированного АЗЛК к тому моменту работали буквально пару лет и оборудование ещё не успело себя окупить. Под освоение производства новой модели требовались новые инвестиции, на что у плановой экономики СССР был один ответ — не сейчас.

Но ждать «три-пять-шестой» не мог. Увлекшись дизайном, масштабированием и «автоматом», на АЗЛК забыли про главный тренд 1970-х — передний привод. «Гранд Москвич» создавали ещё по классической компоновке, с задними ведущими. Даже тормозные механизмы всех колёс были барабанными.

«Москвич» 3-5-6

Ожидание в такой ситуации было контрпродуктивным. В итоге АЗЛК переключился на проект переднеприводной модели, который в будущем назовут «Алеко». Наработки прототипа 3-5-6, в особенности по салону, легли в основу рестайлинга 412-й модели. Её мы хорошо знаем под именем АЗЛК-2140.

Ну а что же невеста? Её судьбе не позавидуешь. Когда-то свежая и юная красавица, выкрашенная металликом, доживает свой век под открытым небом так называемого автомобильного музея в Черноусово. Была невестой — стала старой девой.


Пригодилась бы в СССР ещё одна модель формата «Волги»?

Почитать ещё