Skoda Rapid 2020 против Hyundai Solaris 2020: кто кого?

#читайдома: восемь заблуждений о самом первом автомобиле в мире
Разбор

Михаил Медведев

Наступившая неделя в России объявлена нерабочей — для того, чтобы мы все побыли дома, снизив скорость распространения эпидемии коронавируса. И, кажется, нет ничего лучше, чем провести это время с пользой! Например, узнать что-то новое и заполнить некоторые пробелы в своих знаниях. Следующие две недели мы будем рассказывать вам неизвестные и просто интересные факты про машины — под тегом #читайдома. И начнём мы — конечно! — с самого первого автомобиля в мире.

Все материалы из этого цикла мы собираем под тэгом #читайдома

Все чаще слышится смелая фраза — что, мол, за последние 30 лет (некоторые предпо­читают указывать цифру 50, 70, а то и 100) конструкция авто­мобиля не претер­пела принципи­альных изме­нений. Что технический прогресс топчется на месте... Чтобы понять, насколько такие разговоры далеки от правды, достаточно поближе познакомиться с конструкцией первых автомо­билей в истории. Уверяем: тех, кто подойдёт к ветеранам с ожида­ниями и привычками сегодняшних автомо­билистов, ждёт большущий сюрприз!

Мы не утверждаем, что между самобеглыми экипажами конца XIX века и современными автомо­билями нет совсем ничего общего. Возьмём для примера Benz Motorwagen, который офици­ально считается первым автомо­билем в мире и который появился в 1886 году.

1/5

У него были окна, двери и ключ. Не-а!

С чего вообще начинается поездка в современной машине? С нажатия кнопки на брелоке, открытия двери, запуска двигателя. Что ж, никакого ключа и никаких дверей у Benz Motorwagen не было в принципе. И не только у него. Открытый ветрам и непогоде кузов «ранэбаут» — без окон и без крыши — самый привычный и самый массовый первых двух десяти­летий автомо­бильной эры. Ключи зажигания на автомо­билях станут привычны только в конце нулевых годов XX века, а массовый переход на закрытые кузова произойдёт не раньше 20-х — спустя почти 40 лет с момента появления Benz Motorwagen!

Что же мы видим? Колёса круглые (пусть и странные спицевые), шины резиновые (но ещё не пневмати­ческие), двигатель бензиновый четырёх­тактный (одноцилин­дровый — ну и пусть), шасси рамное (нас таким не удивить), а подвеска рессорная (привет, Toyota Hilux!). Но если от общего перейти к частно­стям, то картинка стремительно меняется.

1/2

Он заводился вращением ручки, как Жигули. Упс...

Нет. Двигатель «Моторвагена» мощностью в 0,75 л.с. даже заводился не так, как мы привыкли. У него не имелось стартера, а процесс запуска требовал физической силы: чтобы заставить двигатель работать, водителю нужно было очень энергично провернуть гори­зонтально располо­женное колесо-маховик, похожее на колесо швейной машинки. Требовалась и определённая ловкость: важно было вовремя убрать пальцы, чтобы они не попали в спицы запустив­шегося маховика. Увы, это удавалось далеко не всем и далеко не всегда...

1/3

У него был руль. Ах-ахах!

Ах, если бы! Взгромоздившись на высоко расположенное место водителя, первое, на что бы вы обратили внимание, — на то, что никакой «баранки» в привычном понимании тут нет. Вместо неё за направ­ление движения отвечает увеси­стая рукоятка, пристыко­ванная к вилке абсолютно неподрес­соренного переднего колеса. А ещё — первый авто­мобиль мира был трёхколёсным не просто так, а как раз потому, что Карл Бенц банально не знал о существо­вании уже изобре­тён­ной к тому времени рулевой трапеции. Представ­ляете, как плохо приходи­лось людям без интернета?!

Педалей было больше, чем сейчас. Не угадали!

М... Нет. Педалей у «Моторвагена» вообще не было. Ни одной! Регулировка подачи топлива, например, осуще­ствлялась с помощью ручного привода дрос­сельной заслонки. Другими словами, «газовать» приходилось ручками. А педали тормоза на Benz не было по причине... отсут­ствия привычных нам тормозов. Первый авто­мобиль мира оснащался так называемым ленточным тормозом, который воздей­ствовал не на колёса, а на приводные ремни простейшей трансмиссии. Только через два года после дебюта «Мотор­вагена» Карл Бенц добавит в конструкцию модели тормозную колодку — на манер тех, что знакомы нам по недорогим велосипедам. 

Что там ещё? Педаль сцепления? Её тоже не было. Почему? Потому что само сцепление тут отсутство­вало, а момент от двигателя пере­давался ремнями.

1/2

Он мог ездить назад. Ах если бы...

Ещё одно затруднение для владельца Benz Motorwagen — отсут­ствие задней передачи как таковой. Но в 1886 году это не каза­лось чем-то чересчур неудобным. В ту пору чудом счита­лось уже то, что автомобиль сам худо-бедно едет хотя бы вперёд. Да и коробки передач в привычном нам смысле у «Мотор­вагена» не имелось — потому что передача у него была только одна. А функции сцепления (его, в традици­онном понимании, тоже не наблюдалось) выполняла простая «вилка», с помощью которой водитель пере­водил ременную передачу с холостого шкива на рабочий.

Со временем Бенц добавит в конструкцию трансмиссии вторую передачу, чтобы облегчить движение в горку. Но случится это не раньше 1888-го...

1/3

Но у него же был бензобак... Или опять нет?!

Да. То есть, нет... В общем, сильнее всего шокирует факт, что у первого автомо­биля в мире топливный бак отсут­ство­вал в принципе. Весь объём топлива на борту — тот, что умещался в 4,5-литровом корпусе распыли­тельного карбюратора. Несложно пред­ставить, что даже при вполне гуманном расходе порядка 10 литров на 100 км для путеше­ствий «Мотор­ваген» подходил плохо. И вновь поняв и признав недоработку, Карл Бенц оснастит более поздние варианты своего автомо­биля дополни­тельным бензобаком. Но первые экзем­пляры модели действи­тельно обходились без него.

1/2

Он был прост как автомат Калашникова. Ноуп!

С одной стороны, да. Никакой электроники, сложных трансмисси­онных решений и так далее. Однако хлопот как во время поездки, так и при подготовке к ней было не в пример больше, чем у любого сегодняшнего автомо­билиста. Например, у первого автомо­биля не имелось общей системы смазки двигателя, поэтому водителю приходилось загодя проверять индивиду­альные маслёнки, предназна­ченные для каждого механизма. Современные водители ленятся вытащить масляный щуп раз в 1000 кило­метров, а во времена Карла Бенца поездка длиной в три-четыре улицы требовала чуть ли не космиче­ского уровня подготовки.

1/2

Он был такой слабый, что ему не требовалось охлаждение. Да, но нет

Опять же — никакой системы охлаждения в привычном понимании не было. Един­ственный цилиндр охлаждался с помощью кожуха-испарителя, который накрывал этот самый цилиндр. Вода в нём быстро выкипала, и, чтобы не пере­греть двигатель, её приходи­лось регулярно доливать. А полно­ценные сотовые радиаторы появятся на автомо­билях уже только в XX веке, да и то не сразу.

Ну и давайте не будем забывать про мелочи, вроде отсутствия освети­тельных приборов, даже прими­тивного набора датчиков и указателей, равно как поворотников, дворников и ремней безопас­ности. Чтобы там ни говорили, но за последние 130 лет технический прогресс отнюдь не стоял на месте.

Сколько фактов про первый автомобиль вы не знали?

Почитать ещё