Выгодная Hyundai Creta, которой проломило крышу и оторвало колесо: о чём не рассказывает продавец

Накрученный пробег: кто, как и для чего завышает показания одометра
Разбор

Команда Авто.ру

Махинации с одометром — классика вторичного рынка. И обычно километраж корректируют в меньшую сторону, стараясь «омолодить» машину. Однако встречаются и обратные сценарии, когда цифры на счётчике искусственно накручивают. Рассказываем, какая от этого выгода продавцу и в чём может быть подвох для покупателя.

Получайте новые интересные статьи на почту
Подписываясь, я соглашаюсь на получение новостных/рекламных сообщений на условиях Пользовательского соглашения

Кто, как и зачем наматывает пробеги

Может показаться, что ускоренное старение автомобиля, пусть даже и искусственное, лишено всякого смысла — ведь дороже машина от этой процедуры явно не станет. Но суть операции в другом: создать видимость больших пробегов для завхозов, завгаров, бухгалтерии и снабженцев. Поэтому накрутку одометров практикуют водители корпоративных автопарков, в которых не используют телематику для контроля передвижений машины или привыкли ориентироваться на статистику и бумажные отчёты. А то и вовсе просто закрывают глаза на работу сотрудников.

Суть хитрости в следующем. Чем больше километров пройдёт машина, тем больше топлива, масла и запчастей ей якобы потребуется. И тем чаще нужно заезжать в сервисный центр на техобслуживание и ремонт. Компания выделяет средства на содержание транспорта по нормативам, а излишки оседают в карманах водителей, которые предоставляют фиктивные отчёты и поддельные кассовые чеки.

Кроме того, автомобиль с израсходованным по бумаге ресурсом можно выгодно выкупить у фирмы по мизерной остаточной стоимости, а потом использовать самому. Либо перепродать, подкрутив пробег в обратную сторону.

Впрочем, махинации не всегда делают из корыстных побуждений. Порой накрутка счётчика — единственный способ подружить теорию с практикой. К примеру, если предприятие использует для расчёта затрат на топливо паспортные показатели расхода без поправочных коэффициентов. Ведь чем хуже условия эксплуатации автомобиля (мороз, пробки, бездорожье, полная нагрузка), тем разница между табличным и реальным расходом больше. Её и приходится компенсировать корректировкой одометра на увеличение.

Как именно накручивают одометр

В большинстве случаев для этого обращаются к умельцам-электронщикам, которые прибавляют показания на панели приборов теми же инструментами, которыми и обнуляют счётчики. Аналогично исправляют записи в нужных блоках управления и затем устраняют следы вмешательства. После этих манипуляций служебный автомобиль возвращается на дорогу «изрядно поездившим».

В Сети хватает предложений и о продаже портативных приборов (так называемых «крутилок» и «моталок»), способных на скорую руку изменить цифры одометра через диагностический разъём. Стоят подобные устройства около 3000 рублей и, судя по всему, пользуются спросом. Ведь их ассортимент широк и охватывает машины едва ли не всех популярных в России марок. 

Правда, никто не гарантирует, что такие приборы корректно изменят показания и не оставят следов. Опытный диагност с нормальным оборудованием скорее всего увидит следы подобного вмешательства.

На сколько могут накрутить пробег

Корректировка счётчиков в большую сторону не носит повального характера, а продавцы таких машин, как правило, предпочитают перед продажей вернуть пробег к адекватному значению, словно никаких манипуляций не было. Но так делают не все: в некоторых объявлениях не стесняются указывать причину рекордных цифр на одометре.

Для примера — вариант из Кирова. Продаётся ухоженный Skoda Kodiaq в комплектации Ambition Plus с 1,4-литровым бензиновым мотором (150 л.с.), роботизированной коробкой DSG и полным приводом по гуманной цене 1 600 000 рублей. При этом с конца 2017 года чешский кроссовер формально успел преодолеть аж 999 999 км! Но продавец в описании объявления не скрывает: «Пробег наматывался. Увидите по состоянию».

Правда, пытаться оценить реальное состояние «намотанной» машины по её внешнему виду можно не всегда. Другой пример — московская Volvo S60 первого поколения за 315 000 рублей. Кузов машины перекрашен, и лак уже кое-где потрескался, сиденья рваные, руль облез — несложно поверить, что с 2002 года шведский седан действительно преодолел 978 000 км. Однако и в данном случае продавец не скрывает, что автомобиль пережил непривычные манипуляции с одометром, потому что седан принадлежал юридическому лицу.

И в случае со шведским седаном мы лично убедились в честности продавца: именно этот S60 был героем рубрики «Осторожно — окрашено», удивив родным силовым агрегатом и пусть битым, но ещё крепким кузовом. 

В чём подвох намотанного пробега

Важно запомнить простое правило: любые махинации с одометром, даже непривычные, — это повод насторожиться и проверить автомобиль с особой тщательностью. Не исключено, что заявление о «накрутке» — просто уловка, чтобы скрыть реальный пробег автомобиля.

Открываем Отчёт Авто.ру по Skoda Kodiaq за 1,6 миллиона из Кирова. И видим, что юридическому лицу этот кроссовер никогда не принадлежал, в лизинговых сделках не появлялся, но с конца августа 2022 года почему-то не числится на учёте в ГИБДД. До прошлого января, судя по регулярным визитам на техобслуживание, пробег интенсивно, но постепенно рос до 346 000 км, затем резко упал до 85 000 км и в 2023-м снова прыгнул вверх — сразу до миллиона километров.

Мы позвонили продавцу, и, по его словам, Kodiaq принадлежал директору фирмы, который почему-то не стал оформлять машину на юридическое лицо. С учёта кроссовер снят, потому что «сейчас не используется». А насчёт реального пробега нам ответили так: «Сколько хотите, столько и назову. Автомобиль выбирают по состоянию».

Поэтому под видом машины со специально накрученным пробегом вам могут предлагать действительно поездивший или просто проблемный экземпляр. Но даже если это не так и легенда о коррекции одометра «по служебной необходимости» подтвердится, стоит подумать и о других последствиях.

Во-первых, когда автомобиль относительно свежий, намотка километража приблизит прекращение гарантии. Во-вторых, реальную периодичность обслуживания и остаточный ресурс важных агрегатов получится вычислить только приблизительно. И не стоит забывать о том, что когда-то этот автомобиль с сомнительной историей придётся продавать и вам.

Насколько законна корректировка пробега

С юридической точки зрения покупатель машины с изменённым одометром ответственности не несёт. Более того, обычно в случае разбирательств он считается потерпевшим. А вот продавец рискует дважды.

Во-первых, за манипуляции с пробегом предусмотрен штраф по статье 14.7 КоАП РФ за «введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара». Сумма наказания составляет от 3 до 5 тысяч рублей для граждан, от 12 до 20 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 500 тысяч рублей для организаций.

Во-вторых, обманутый клиент имеет право обратиться в суд, требуя возмещения убытков или расторжения сделки и возврата денег. С автосалона могут взыскать в пользу покупателя ещё и штраф по закону «О защите прав потребителей» — 50% от суммы удовлетворённых требований. 

«В данном случае административная ответственность не отменяет гражданскую, и наоборот. Продавец может быть привлечён и к административной ответственности, и, одновременно, к гражданской», — считает юрист Юлия Цветкова. 

Итак, совсем коротко

  • – Пробеги действительно наматывают. Чаще всего — на корпоративных машинах, чтобы списывать больше топлива.

  • – Обычно перед продажей километраж снова корректируют — уже в минус. Но иногда открыто сообщают в объявлении, что данные изменены специально.

  • – Бывает, что накруткой пробега мошенники маскируют «уставший» или проблемный экземпляр.

  • – В любом случае подозрения на манипуляции с одометром — весомый повод для углублённой проверки.

  • – С точки зрения закона покупатель ничем не рискует, а вот продавец может получить штраф. И даже не один.

Готовы рассмотреть вариант с накрученным пробегом?

Почитать ещё