#читайдома: как работает автомобильная коробка передач

#читайдома: 7 причин начать смотреть автогонки, когда всё это закончится
Разбор

Михаил Конончук

«Ой, да она гоночная, всё равно никто не прочитает и не посмотрит». Такие реплики регулярно звучат в нашей редакции, когда встаёт вопрос, рассказы­вать ли о какой-нибудь интересной машине, предназна­ченной только для соревно­ваний. Действительно, автоспорт интересует вас меньше, чем бюджетные кроссоверы, объявления о продаже советских капсул времени и новости про Тойоты всех мастей. Но именно сейчас можно всё изменить.

Все материалы из этого цикла мы собираем под тэгом #читайдома

Воспользовавшись карантином, мы решили объяснить, чем же так крут и интересен автоспорт. Гонщики, их команды и зрители сейчас сидят по домам точно так же, как и все мы, и даже при самом оптими­стичном сценарии никаких актив­ностей нам не видать раньше июля — и то при пустых трибунах. По крайней мере, именно так выглядят офици­альные планы Формулы-1, которые тоже ещё сто раз могут измениться в худшую сторону. Но когда воздух над трассами вновь содрогнётся от рёва моторов, вы будете знать, почему на это стоит посмотреть.

~

Причина первая: возможно, это самый разнообразный спорт на планете

Просто задумайтесь! Больше нигде не встретить такого количества принципи­ально разных дисциплин. Футбол — и в Африке футбол. В шахматы вы всегда играете на доске 8х8 и двигаете коня только по Г-образ­ной траектории. Конечно, встречаются и некоторые ответв­ления, а в случае лыжников, например, можно вспомнить и бегающих, и летающих, и стреляющих… Но это не идёт ни в какое сравнение с автомобильной эклектикой.

Гонка здесь может длиться считанные секунды, а может растяги­ваться на несколько суток и много тысяч километров. По асфальту, песку, льду, снегу, гравию — и даже по отвесным скалам. На хрупких и сверх­быстрых «формулах» с открытыми колёсами, на спорт­прототипах, внедорожниках, грузовиках, багги — а ещё на машинах, очень похожих на те, которые вы можете пойти и купить у дилера. Но даже они будут радикально отличаться друг от друга, ведь общего между раллийным и кольцевым автомобилем — по сути только дизайн.

Даже очевидный, казалось бы, принцип «приди к финишу первым» — не догма. Дрифтеры, подобно фигуристам, соревну­ются в технике и красоте исполнения, а на джиперских трофи-рейдах нужно фото­графироваться, касаясь одной рукой машины, а другой — какого-нибудь дерева в непролазной чаще. Ещё есть ралли третьей категории, где побеждает тот, кто проходит маршрут ближе всего к заданному времени (был слишком быстр — проиграл!), не говоря уже о demolition derby, фестивалях разрушения, где един­ственная задача... правильно — выжить. Машине, разумеется.

1/6
Британский кузовной чемпионат BTCC

В общем, гонки — это примерно, как если бы футбол, баскетбол, гольф, боулинг, бильярд, теннис и ещё несколько десятков видов спорта кто-то решил объединить под общей вывеской «игры с круглыми предметами». Настолько тут всё разнообразно.

~

Причина вторая: это легендарно

Фильмов про автогонки снято, может, и поменьше, чем про баскетбол или хоккей, но это весьма популярная разно­видность спортивной драмы. А всё потому, что здесь очень легко сфокуси­роваться на главных героях — человеке и его машине. Половина дела сделана! Прописываем симметричную пару антагонистов, устраиваем классическое противо­стояние, добавляем по вкусу романти­ческие и детективные линии — блокбастер готов. А самая прелесть в том, что тут даже придумывать ничего не надо: всё это уже произошло в реальной жизни. И не раз.

Голливудскую «Гонку» (The Rush) вы наверняка помните: фильм мощно прогремел по кинотеатрам, собрав и кассу, и позитивную критику. Так вот, история борьбы Ники Лауды и Джеймса Ханта там рассказана практически без искажений — не документалка, но объём вмешательств ровно такой, какой требовался для адаптации.

Гонка Подпишись на новые русские трейлеры http://goo.gl/hXRG7 Рассказ о противостоянии двух непримиримых соперников из мира «Формулы-1», Ники Лауда и Джеймса Ханта. В 1976 году их схватка на Гран-При Германии едва не привела к гибели Лауды, попавшего в аварию, лишь по провидению судьбы не унесшую его жизнь. Производство: США Жанр: спортивный, драма В кино с 12.09.2013 Режиссер: Рон Ховард В ролях: Крис Хемсворт, Даниэль Брюль, Оливия Уайлд, Александра Мария Лара, Пьерфранческо Фавино, Кристиан МакКей, Элистер Петри . JOIN QUIZGROUP PARTNER PROGRAM: http://join.quizgroup.com/ .

Исключение? О, нет. Прошлогодний «Форд против Феррари» тоже вполне достоверно воспроизводит реальные события, и успех этого фильма даёт надежду, что жанр гоночного байопика дальше будет набирать обороты. Сенна и Прост, Феттель и Уэббер, Шумахер и Хаккинен, Мэнселл и Пике — в одной лишь Формуле-1 хватает готовых сюжетов для экранизаций.

В КИНО С 14 НОЯБРЯ Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые трейлеры: http://goo.gl/6GDgLR Обладатели премии «Оскар» Мэтт Дэймон и Кристиан Бэйл в реальной истории двух мечтателей, которые объединили усилия и потрясли мир. Фильм Джеймса Мэнголда рассказывает о взаимоотношениях американского автомобильного конструктора Кэрролла Шелби и отважного британского гонщика Кена Майлза, которые вместе бросили вызов корпорациям и собственным демонам, чтобы создать абсолютно новый спорткар, который смог конкурировать с Ferrari на чемпионате мира, прошедшем во Франции в середине 1960-х. Официальный сайт компании "Двадцатый Век Фокс СНГ":http://www.foxrussia.com/ Подписывайтесь на обновления "Двадцатый Век Фокс СНГ" в социальных сетях: Facebook - https://www.facebook.com/foxrussia Vkontakte - https://vk.com/foxrussia Twitter - https://twitter.com/foxrussia Odnoklassniki - http://ok.ru/foxrussia Instagram - https://www.instagram.com/foxmovies_ru

И ведь это только начало! Просто необходимо снять драму (без хэппи-энда) о том, как Toyota много лет гналась за победой в Ле-Мане и упустила её на последнем круге. Просится на экраны история крохотного Mini, одолевшего больших ребят в ралли Монте-Карло. А ещё есть заготовка для триллера с политиче­ским привкусом! Как в 1935 году итальянец Тацио Нуволари на слабой и устаревшей Alfa Romeo вырвал победу у могучих заводских команд Mercedes-Benz и Auto Union. В Германии. На глазах у 300 тысяч немецких болельщиков и лично Адольфа Гитлера. Неужели вы не посмотрели бы такое?

~

Причина третья: в машинах сидят настоящие атлеты

Со стороны работа гонщика практически незаметна, потому что видим мы всё-таки только то, как автомобили несутся по трассе. Казалось бы, чего сложного: жми педали, крути руль, делай это лучше и точнее прочих — и забирай награду. Но в высших эшелонах автоспорта необходима подготовка, сравнимая разве что с той, которую получают космонавты и военные лётчики.

Вот лишь пара занимательных цифр. За одну гонку пилот Формулы-1 теряет до четырёх килограммов массы, а на торможении и в поворотах действующие на него перегрузки зачастую превышают 5g. И пусть тело гонщика намертво пристёгнуто к автомобилю, голова вместо обычного веса примерно в пять кило­граммов оказывается тяжелее, чем баклажка с водой для кулера. И эта «баклажка» болтается во все стороны ежесекундно, каким-то образом ещё умудряясь соображать, куда ехать. Представ­ляете, какая для этого нужна силища в мышцах шеи? Сидящие на карантине гонщики уже жалуются: нагрузку, которую дают реальные машины, не скомпен­сировать никакими тренировками, и есть риск, что отложенный старт сезона выдержат не все.

1/3

Но и без этого требования к «физухе» очень серьёзные: професси­ональные пилоты трени­руются по несколько часов в день по специально разрабо­танным программам, находятся в постоянном контакте с физио­терапевтами, диетологами и даже спортивными психологами. Иначе не выжить, и в каждой дисциплине причины свои.

Температура в кокпитах машин с закрытыми кузовами — например, DTM — зачастую превышает 50 градусов. Ударные нагрузки в ралли-рейдах просто разрушают тело, приводя даже к компрес­сионным переломам позвоночника: в истории команды «КамАЗ-Мастер», год за годом громящей «Дакар», немало побед, добытых такой ценой. Михаил Алёшин, первый русский в американ­ской серии Indycar, может многое рассказать о том, во что превраща­ются руки после двухчасовой гонки по ухабистой трассе на машине без усилителя руля. Ну и заодно почитайте наше интервью с Романом Русиновым о том, как проехать 24-часовую гонку и не сойти с ума.

~

Причина четвёртая: там есть, за кого поболеть

Раз уж мы затронули тему наших команд и пилотов, давайте вспомним того же Русинова и Сергея Злобина в первой половине двух­тысячных: сенсация, русские за рулём Формулы-1! Пусть это просто неофици­альные тесты, пусть даже за команды-аутсайдеры, но сам факт! А в Формуле-3000, например, катался Виктор Маслов — без успехов, зато свой, ещё и в цветах «Лукойла»… Сейчас всё это, конечно, выглядит просто наивно. Но как раз потому, что за последние 10 лет российский автоспорт сделал себе имя на мировой арене.

1/4
Роман Русинов

Гордиться теперь можно не только грозными пустынными «КамАЗами»: наши гоняются практически везде и делают это успешно. Виталий Петров пробил дорогу в Формулу-1 и добыл первый подиум, ещё два привёз Даниил Квят — и хоть его карьера пока складывается непросто, можно смело сказать, что у 26-летнего уфимца всё впереди.

Очень не повезло Сергею Сироткину, который провёл всего год в составе некогда великой, но покатившейся на дно Williams, — надежд на возвращение почти нет, но сам Серёжа объективно молодец. Наконец, есть Роберт Шварцман — чемпион Формулы-3, участник юниорской программы Ferrari и едва ли не самый перспективный молодой пилот планеты прямо сейчас. Ему остаётся буквально шаг до самого престижного в мире класса, где выступают всего 20 человек.

1/4
Виталий Петров

А дальше можно просто перечислять регалии. Михаил Алёшин выиграл Формулу Renault 3.5 именно в ту эпоху, когда она считалась последней ступенькой перед Формулой-1. Роман Русинов — чемпион мира по гонкам на вынос­ливость. Российская команда SMP Racing заняла третье место в абсолютном зачёте «24 часов Ле-Мана», уступив только заводским Тойотам. Алексей Лукьянюк — чемпион Европы по ралли. Тимур Тимерзянов — обладатель Кубка мира по ралли-кроссу. Совсем молодой Николай Грязин недавно начал успешно выступать в WRC2 — младшем дивизионе раллийного Чемпи­оната мира. А Георгий Чивчян второй год подряд кошмарит лучших дрифтеров планеты, в том числе леген­дарных японцев, придумавших сам этот спорт.

1/7
Михаил Алёшин

Расскажи кому такое 10 лет назад — подняли бы на смех. А сейчас любой россиянин может выбрать себе серию по вкусу, и там почти наверняка можно будет поболеть за наших.

~

Причина пятая: без гонок обычные машины были бы другими

Недавно мы рассказывали, как было изобретено зеркало заднего вида — благодарить за него стоит Рэя Хэрроуна, решившего для гонки Indy 500 облегчить свою машину путём замены штурмана на маленькую стекляшку. И это только один из множества примеров, как чисто спортивные изобретения со временем превращались в обыденность.

Мотор с двумя распределительными валами сегодня можно найти даже под капотом УАЗа, но впервые появился он в 1912 году на гоночном Peugeot, с ходу выигравшем Гран-при Франции. Дисковые тормоза доказали эффектив­ность и начали стремительно распро­страняться по миру после того, как оснащённый такими механизмами Jaguar C-Type выиграл «24 часа Ле-Мана» в 1952 году. Трансмиссия с двумя сцеплениями, которая трудится под капотом вашего Тигуана, ведёт родо­словную от гоночной коробки, почти 40 лет назад разработанной для ле-мановского же прототипа Porsche 962.

1/7
Гоночный Peugeot 1912 года

Или вот, например, турбонаддув. Он был инженерной причудой из мира авиации — игрушкой, делавшей редкие дорожные машины скорее взбалмошными, чем стреми­тельными. А потом появились тысяче­сильные Porsche для серии Can-Am, в Формуле-1 наступила турбоэра — и уже в восьми­десятых «улитки» начали массово обживаться под капотами серийных автомобилей. То же самое с полным приводом: был рабочим инструментом для водителей внедорожников и пикапов, а после триумфального шествия Audi Quattro по раллийным трассам стал популяр­нейшей опцией для легковушек, спорткаров, а затем и современных кроссоверов.

Да что мы всё о мелочах! Без гонок не появился бы целый пласт истории под названием «STI против Evolution». Не возникла бы культура масл-каров, выросших из дрэг-рейсинга и ранних шагов NASCAR. Не существо­вало бы Ferrari, а следовательно, и Lamborghini — а какая, спрашивается, история спортивных авто­мобилей без этих двух марок? Какая вообще автомобильная история без этого вечного стремления придумать что-то, что позволит опередить соперников? И какой, вместе с тем, автоспорт без армий преданных болельщиков? Получается, каждый из нас немного влияет на мир, в котором мы живём.

~

Причина шестая: это завораживающе опасно

На каждом, абсолютно каждом билете на гонки пишут: автоспорт может быть опасен. За сто с лишним лет человечество проделало огромную работу над тем, чтобы защитить пилотов и зрителей, но стопроцентной гарантии не будет никогда. Причём многие гонщики убеждены, что это и не требуется! Мол, так можно навредить самой сути того, чему они посвящают жизнь, — ведь на постоянном риске работает тот самый генератор адреналина, который привлекает и спортсменов, и публику.

Как ни печально, автоспорт до сих пор забирает жизни каждый год, но страшно даже представить, что было бы без титани­ческого прогресса в области безопасности. И это подводит нас к ещё одной простой мысли, которой не нужно стесняться: да, мы смотрим гонки ещё и из-за аварий. От многих из них мурашки по коже, сердце бьётся через раз, но они — давайте говорить откровенно — завораживают. Как вот эти, произошедшие в прошлом сезоне. И да, все герои этой подборки остались живы.

~

Причина седьмая: сейчас автоспортом заняться может каждый

Речь не о картинге и дальнейшем профессиональном пути — это, во-первых, не сейчас, а после карантина. И по-прежнему очень дорого. Но виртуальные симуляторы уже достигли той степени достовер­ности, когда их больше нельзя называть просто компьютерными игрушками. Конечно, всё ещё можно запустить Need For Speed и просто кататься — только зачем, если есть Gran Turismo, RFactor, Dirt Rally, Assetto Corsa, RaceRoom, iRacing и другие?

Физика поведения машин там уже действительно близка к реальной жизни, а приставка или компьютер в комплекте с нормальным рулём обойдутся во вполне адекватную сумму. И если задуматься, то это чуть ли не един­ственный вид спорта, в котором, сидя перед экраном, вам нужно делать те же действия, что и в жизни. Работа с педалями и рулём, конечно, не совсем идентична реальной — но попробуйте научиться играть в футбол по FIFA! А примеры перехода симрейсеров в настоящие гонки уже есть, причём они вовсе не единичны и весьма успешны.

1/4

Ну, а самое любопытное — это обратный процесс: сидящие на самоизоляции профес­сиональные пилоты стекаются в виртуальные турниры, и это действи­тельно интересно смотреть! Серия Indycar держит в постоянном напряжении, в электри­ческой Формуле-Е участвует полный состав гонщиков нынешнего сезона, свои офици­альные турниры есть у NASCAR, WTCR и даже Российской серии кольцевых гонок (РСКГ).

А чтобы понять, что всё действительно всерьёз, посмотрите нарезку виртуального Гран-при Бразилии. Сидящие по домам Шарль Леклер на Ferrari и Алекс Элбон на Red Bull устроили настолько эпичное сражение, что его впору записывать в топ-5 лучших дуэлей во всей истории Формулы-1. И всё, чего остаётся пожелать, — чтобы после карантина автоспорт не изменил своей сути. А чем он крут, вы теперь знаете.


Смотрите автогонки?

Почитать ещё