Объём предложений автомобилей на вторичном рынке растёт пятый месяц подряд: исследование

Рынок восстанавливается? Продажи новых машин упали на 62% — это лучший за полгода показатель
Про бизнес

Дмитрий Савостьянчик

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в августе 2022 года продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей достигли отметки в 41 698 единиц. Это на 62,4% меньше, чем год назад, но на 29% больше, чем в июле 2022 года.

За 8 месяцев дилеры продали 368 850 машин — на 60,5% меньше по сравнению с этим же периодом 2021 года. Российский авторынок остаётся в минусе уже на протяжении 14 месяцев.

Про бренды

Продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России за август 2022/2021 гг. и январь-август 2022/2021 гг. Знаком * отмечены бренды, в чьих результатах учтены суммарные продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей

Продажи автомобилей Lada в августе приблизились к докризисному уровню: дилеры реализовали 18 тысяч машин, что на 7% меньше, чем год назад, зато на 75% больше, чем в июле. В основном такая динамика связана со слабыми продажами Лады в прошлом году, когда производство несколько раз приостанавливалось из-за сложностей с комплектующими, а также с текущим дефицитом автомобилей других марок. В августе на долю Lada пришлось больше 43% от всех проданных за месяц машин — это примерно вдвое больше показателя за прошлый год (21%).

Кроме того, машины Lada в августе покупали в 4,5 раза чаще, чем Kia, — второе место в рейтинге продаж (минус 77%). В топ-3 также оказались Haval: их продано 3 тысячи штук — на 26% больше, чем год назад (лучшая динамика среди наиболее продаваемых машин), и на 3% больше, чем, например, Hyundai (минус 79%). 

Ещё Haval уверенно опередил конкурентов из Китая: Geely купили вдвое меньше клиентов (минус 8%), Changan оказался далеко позади них (только полтысячи проданных машин), спрос сократился на 20%. Но в отчёте АЕБ не отражены результаты продаж автомобилей Chery (в том числе и Exeed) — главного конкурента Haval.

Лучшей динамикой в рейтинге месяца отметился Dongfeng — почти трёхкратный рост на фоне низкой базы. С начала года машин бренда было куплено в 7 раз больше, чем с января по август 2021-го. Достаточно неплохо в августе чувствует себя УАЗ с долей реализации в 2,5 тысячи штук — на 8% меньше, чем год назад. Но многие хорошо продаваемые в прошлом марки остаются далеко от группы лидеров — из-за того, что машины у дилеров попросту заканчиваются.

Про модели

25 самых продаваемых новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в России за август 2022/2021 гг. и январь-август 2022/2021 гг.

Семейство Lada Granta в августе разошлось тиражом в 11,6 тысячи штук — как в обычный месяц до кризиса. Относительно прошлого августа — это в 2,3 раза больше (летом-2021 были трудности с производством модели), относительно июля-2022 — больше на 77%. Для сравнения, остальных машин в топ-10 суммарно продано только на 27 штук больше, чем автомобилей лидера рынка.

В топ-3 с близкими результатами оказались Lada Niva (минус 32,3%), которые сейчас выпускаются и продаются в «антикризисном» варианте, и Vesta (минус 67,7%). Kia Rio (минус 83,6%), который обычно попадал в тройку, остался сильно позади, пропустив Haval Jolion (плюс 177%) и Geely Coolray (плюс 36%): «китайцы» заняли места в топ-5 вместе с Ладами. 

Лучшая динамика в рейтинге месяца — за Geely Tugella (плюс 226%), однако в абсолютных показателях продажи не очень велики: 407 штук. Антирекорд установил Renault Duster (минус 90%). Плохо обстоят дела также у Volkswagen Polo и Hyundai Creta, которые растеряли по 85% аудитории, а одна из самых популярных моделей рынка — Hyundai Solaris — вообще не попала в топ-25, их продано лишь 147 штук (минус 97%). 

В рейтинге января–августа единственной моделью с положительной динамикой стал Haval Jolion —  трёхкратный рост. Самые большие потери понесли Toyota Camry (минус 75%) и Lada Xray (минус 73%).

10 самых продаваемых новых лёгких коммерческих автомобилей в России за август 2022/2021 гг. и январь-август 2022/2021 гг.

Продажи 10 самых популярных коммерческих моделей сократились на 43%, до 5,4 тысячи единиц. В плюсе оказался только УАЗ Classic Commercial («Буханка»): спрос вырос на 24,6%. Антирекорд установил Ford Transit — минус 92%.

С начала года десятка самых популярных моделей LCV просела на 39,2%, до 41,3 тысячи машин. Близко к прошлогоднему результату держится ГАЗ Соболь (минус 6,2%). Аутсайдер — Volkswagen Transporter: минус 81,1%.


Какие прогнозы на оставшуюся часть 2022 год?

Почитать ещё