Дмитрий Савостьянчик
В 2021 году российские дилеры продали корпоративным клиентам 356,5 тысячи новых легковых автомобилей — это на 10,1% больше, чем годом раньше. В общем объёме проданных легковушек они заняли 23,1% — на 1,4 пункта больше, чем в 2020 году.
Аналитики Авто.ру узнали, какие модели и марки оказались самыми востребованными у юридических лиц. В топ-10 попали машины с самыми высокими долями корпоративных продаж в общем объёме сбыта. В рейтинг не попали коммерческие версии легковых автомобилей.
Самые популярные модели
Марка, модель | Продажи, шт. | Динамика, % | Доля, % | Динамика, п.п. |
---|---|---|---|---|
Toyota Alphard | 934 | 39,4 | 83,6 | 2,7 |
VW Caddy | 285 | -67,1 | 83,6 | 17,4 |
Genesis G90 | 134 | -33,3 | 77,5 | -7,7 |
VW Multivan/California | 769 | 19,6 | 75,2 | 8,1 |
Toyota Hilux | 2065 | 18,8 | 69,3 | 2,2 |
Toyota Land Cruiser | 1182 | -8,4 | 66,9 | -2,7 |
Audi A8 | 164 | 7,7 | 66,7 | 1,3 |
Mercedes-Benz V-Класс | 1101 | 30,4 | 61,1 | -16,1 |
Genesis G80 | 373 | -1,9 | 59,4 | 12,5 |
Lexus LX | 1283 | -16,9 | 56,7 | 3,0 |
Чаще всего в качестве автомобилей для бизнеса россияне выбирали минивэн Toyota Alphard и компактвэн Volkswagen Caddy: доля покупок на юрлиц у этих моделей составляет 83%. И хотя в абсолютных показателях продажи обеих моделей не так высоки, в своих сегментах они лидеры: Hyundai H-1, например, приобрели только 500 предпринимателей, а Citroen Berlingo Multispace — чуть больше ста.
Кроме того, доля продаж Volkswagen Caddy юридическим лицам выросла сильнее, чем у других моделей, — на 17 процентных пунктов. Антирекорд динамики зафиксировал Mercedes-Benz V-класса, который заметно чаще стали покупать для личного пользования (минус 16 п.п.).
При этом Кадди терял аудиторию сильнее большинства популярных «корпоративных» моделей (даже за пределами рейтинга): в абсолютных показателях продажи модели рухнули на 67%. Сильно провалился также Hyundai Creta: минус 56% (5,7 тыс. шт.) продаж и корпоративная доля 8,3%, что на 9,1 п.п. меньше, чем годом ранее.
Лучшим ростом продаж в топ-10 отметился лидер — Toyota Alphard (плюс 39%), а за пределами первой десятки — Skoda Rapid (плюс 73% на фоне низких продаж в 2020 году), доля которого составила 37% (плюс 11,6 п.п.). В полтора раза выросли корпоративные продажи Lada Vesta (28,2 тыс. шт.) с долей 25% (минус 2,7 п.п.) и Xray (3,6 тыс. шт.; доля — 16,2%, плюс 3,6 п.п.), Mercedes-Benz E-класса (3,3 тыс. шт.; доля — 52%, плюс 10,6 п.п), Skoda Karoq (3,1 тыс. шт.; доля — 16%, плюс 2,3 п.п.).
Среди премиальных моделей, которые остались за пределами рейтинга, высокой популярностью у юридических лиц пользуются BMW 5 серии (доля — 44,4%, плюс 10,4 п.п.; 2,5 тысячи машин, плюс 36,6%) и X5 (доля — 41,4%, плюс 0,2 п.п.; 3,1 тыс. шт., минус 3,7%), а также Lexus RX (доля — 30,5%, плюс 7,4 п.п.; 3,1 тыс. шт., плюс 27,5%).
Самые популярные марки
Марка | Продажи, шт. | Динамика, % | Доля, % | Динамика, п.п. |
---|---|---|---|---|
Land Rover | 2807 | -1,9 | 43,9 | -0,7 |
Lexus | 6461 | 18,2 | 42,2 | 15,7 |
Mercedes-Benz | 16 606 | 27,7 | 38,6 | 5,1 |
Volvo | 3430 | 80,0 | 37,7 | 14,0 |
Volkswagen | 32 565 | 0,9 | 37,2 | 6,0 |
BMW | 17 065 | 23,2 | 36,5 | 4,0 |
Toyota | 34 466 | 26,0 | 35,2 | 5,3 |
Audi | 5494 | 18,5 | 33,5 | 3,1 |
Genesis | 1480 | 85,9 | 33,0 | -28,9 |
Opel | 643 | — | 31,3 | 21,9 |
Чаще других юридическими лицами приобретаются популярные автомобили премиальных брендов. Например, почти половина проданных Land Rover и Lexus куплены организациями.
Однако рекордный трёхкратный прирост доли «корпоратов» зафиксирован маркой Opel, которая в 2021 году заметно укрепилась на российском рынке благодаря расширению модельного ряда. Заметно увеличили корпоративные продажи Lexus (плюс 16 п.п.) и Volvo (плюс 14 п.п.). Сильно растерял клиентов Genesis (минус 29 п.п.), но это произошло не столько из-за снижения интереса предпринимателей к бренду, сколько из-за резкого роста «частной» аудитории — на фоне выхода новых и обновлённых моделей.
Доли корпоративных продаж автомобилей масс-маркета невелики. Например, частниками покупались 84% автомобилей Hyundai (27 тыс. шт., минус 28%; доля среди юрлиц сократилась на 7 п.п.) и Kia (33,7 тыс. шт., плюс 27%; доля — плюс 3,2 п.п.). Доля корпоративных Lada (107,6 тыс. шт., плюс 18%; доля — плюс 4,1 п.п.) и Skoda (27,5 тыс. шт., плюс 12,1%; доля — плюс 4,5 п.п.) оказалась почти вдвое выше.
В абсолютных показателях хорошо выросли продажи у Genesis и Volvo — почти вдвое. Минимальный прирост — меньше процента — зафиксирован у Volkswagen. Немного не получилось удержаться от падения лидеру рейтинга — Land Rover.
Стоит отметить, что покупка автомобиля юридическим лицом не всегда означает, что машина будет «работать» в качестве коммерческого транспорта. Нередко машины приобретаются для личного пользования, но оформляются на организацию.
Всего за 12 месяцев 2021 года дилеры реализовали 1 миллион 540 тысяч новых легковых автомобилей. Спрос на них повысился на 3,4%.