Классные автомобили из 1990-х, про которые все забыли

Автомобиль-самолёт с бархатным салоном и «двухслойным» капотом: 9 особенностей Fascination 2DR
Подборки

Алексей Олефиренко

В цикле «Старые, но не бесполезные» мы обычно говорим о концепт-карах из прошлого, у которых было что угодно, но только не шансы оказаться на конвейере. А сегодня речь пойдёт об удивитель­ном гибриде автомобиля и самолёта, который до производ­ства добрался, пусть и очень маленьким тиражом. При этом интересных особен­ностей у него едва ли меньше, чем у иного концепт-кара!

1. Это не первый странный автомобиль его создателя

Авторство Fascination 2DR принадлежит Полу М. Льюису, который пытался создать «авиационный» авто­мобиль ещё в середине 1930‑х. Будучи владельцем небольшой самолётной компании VTOL (Vertical Take Off and Landing — «Вертикальные взлёт и посадка»), Льюис всерьёз считал, что некоторые решения, используемые в авиации, могут сработать и на обычных автомобилях. Поэтому начал искать тех, кого идея автомобиля-самолёта будет вдохновлять так же сильно, как и его.

Первая попытка Пола М. Льюиса создать автомобиль — Airomobile

Энтузиастов нашлось не так и много, но среди них был крупный моторо­строитель — фирма Franklin Motor Company, которая согласилась поддержать проект технически, предо­ставив один из своих двигателей. Всё, что оставалось сделать Льюису, — построить сам автомобиль! До 1936 года всё шло по плану, пока между Льюисом и Комиссией по ценным бумагам и биржам США не возник конфликт, детали которого не особо разглашаются. Проект пришлось свернуть на финальной стадии, а в 1939 году VTOL была признана банкротом.

Вторую попытку построить автомобиль-самолёт Льюис предпринял в начале 1960‑х. На сей раз он был исключительно автором идеи — техническое воплощение проекта должна была осуществить компания Highway Aircraft Corporation в Небраске. Первый прототип был готов в конце 1962 года. И это было что-то с чем-то.

2. У машины должен был быть не только дикий внешний вид, но и пропеллеры!

Льюис не шутил, когда говорил, что хочет соединить авто­мобильный и авиаци­онный миры. По сути, Fascination 2DR представляет собой что-то вроде самолётного фюзеляжа, в задней части которого, вместо крыльев, была тележка с парой привычных авто­мобильных колёс.

И чем дольше смотришь на это чудо, тем больше осознаёшь всю его абсурд­ность. Взять хотя бы располо­женную в центре «двух­этажного» ветрового стекла антенну, которая тянется чуть ли не до середины крыши. Или хромиро­ванный бампер, полностью опоясы­вающий машину. Или рамку дополнитель­ного багажника, напоминающую вольер. Или воздухо­заборники, расположенные за дверями. Согласно оригиналь­ной задумке, у машины должен был стоять авиационный пропеллер в задней части! Но из соображений безопасности от этого отказались.

1/7

Но и без них получилось очень вызывающе. В облике этого автомобиля (а Fascination 2DR классифицируется как автомобиль) нет ни одной привычной детали. Разве что фары выглядят более-менее традиционно.

Чего никак не скажешь о шасси. Оно, как и положено самолёту, у 2DR трёхколёсное. Точнее, визуально трёхколёсное.

3. У него потрясающая манёвренность (в теории)

Льюис считал, что переднее шасси самолётного типа (то есть со сдвоенными колёсами на единой стойке) обеспечит авто­мобилю не только уникальный внешний вид, но также невиданную манёврен­ность (по расчётам, 2DR мог развер­нуться на 180 градусов на относительно небольшом участке) и отличную устойчи­вость на скоростях до 210 километров в час!

1/2

К счастью, правдивость этих слов никто никогда не решился проверять: пример Reliant Robin хорошо продемонстрировал, насколько трёхколёсные автомобили «устойчивы».

С другой стороны, у Fascination 2DR двигатель располагался почти по центру, а форма кузова была очень своеобразной — не исключено, что Льюис был прав в своих расчётах.

4. Их построили несколько штук. И все машины отличаются друг от друга

Интересно было бы узнать, для какой именно машины заявлялась такая устойчивость на виражах. Ведь Fascination 2DR выпустили тиражом всего пять штук (включая предсерийный прототип), и все машины в той или иной степени отличались друг от друга.

1/6

Например, прототип имел укороченную по сравнению с товарными машинами колёсную базу, отличался оформле­нием кормы и оснащался двигателем Volkswagen. Последующие три машины были длиннее, и с двигателем Renault, а последний экзем­пляр Fascination 2DR получил шести­цилин­дровый мотор от Chevrolet с коробкой передач от Oldsmobile, слегка модифи­цированный дизайн, стекло­пластиковый кузов, а также двери типа «крыло чайки».

5. Он должен был стать электрокаром

Хотя Льюиса полностью поглотили автомобильный и самолётные миры, он не жил в вакууме и прекрасно видел, какие процессы происходят между Соединёнными Штатами и другими странами. А потому подумывал о том, как подгото­виться к ситуации, когда бензин может исчезнуть с заправок.

Первый «запасной вариант» казался относительно простым — превратить машину в электрокар. Ведь электри­чество можно добывать не только из ископаемого топлива, но и альтер­нативными способами. Однако в те годы электрокары представляли собой медлитель­ные маленькие машинки или уродливые погрузчики для обслужи­вания аэропортов и складов, поэтому Льюис решил отказаться от этой идеи.

А в качестве альтернативной силовой установки начал планировать… термо­ядерный двигатель, работающий на ионизации благородных газов! Звучит, конечно, круто и футури­стично, однако ничего даже отдалённо напоминающего рабочий прототип инноваци­онного силового агрегата Льюис так и не представил.

6. У него «двухслойный» капот

Более-менее похожими друг на друга получились второй, третий и четвёртый экземпляры Fascination, поэтому именно этим машинам и их особенностям стоит уделить побольше внимания. Например, крышке капота.

1/5

Как было сказано ранее, Fascination 2DR имеет среднемоторную компоновку. Но как добраться до двигателя? Для этого сначала нужно приподнять и откинуть назад заднюю часть самолётного фонаря, а потом уже поднимать сам капот.

7. У машины был интересный «метр жизни»

Пол Льюис осознавал, что безопасность — важное качество всякого авто­мобиля, поэтому наделил своё детище тем, что иногда называют «метр жизни» — дополни­тельным простран­ством, которое в случае аварии должно принять на себя значитель­ную часть энергии фронтального удара.

1/2

Но поскольку капота в традиционном смысле слова у Fascination нет, его пришлось наращивать внутри, за ветровым стеклом. Таким нехитрым способом автомобиль получил сумасшедших размеров переднюю панель, на которой в свободное от путешествий время можно было вздремнуть.

8. У него был отделанный бархатом салон

Но в остальном салон Fascination 2DR был зауряден: обычный руль, «кочерга» селектора трансмиссии, как на большинстве американских машин… Обычный четырёх­местный салон автомобиля конца 1960‑х. Но изюминка всё же была!

1/2

В то время интерьеры премиальных американских автомобилей отделывали необычными тканями, и Fascination не стал исключением: своих пассажиров автомобильный самолёт встречал винилом, а также бархатом с причудливым узором.

9. Все выпущенные экземпляры до сих пор живы

Проект Льюиса не выстрелил, но это было предсказуемо: ведь судьба жестоко обходилась с машинами куда более скромными, нежели Fascination 2DR. Поэтому в период с 1962 по 1976 год Highway Aircraft Corporation, а затем и другой подрядчик, Egging Manufacturing Company, смогли осилить лишь пять экземпляров автомобиля-самолёта (включая предсерийный прототип).

Тем удивительнее, что все пять машин до сих пор живы! Они находятся в США, а их владельцы поддерживают связь друг с другом, помогая с ремонтом и поиском запчастей. Кстати, три из пяти Fascination 2DR живут в одном гараже. Или правильнее называть его ангаром?


Знали о существовании такой машины?

Почитать ещё