10 невероятных вездеходов выставки SEMA, которые хочется купить. Сразу все

7 особенностей прототипа Tasco, который похож на подлодку из шпионского фильма
Подборки

Алексей Олефиренко

После Второй мировой войны инженер и дизайнер Гордон Бьюриг решил создать совершенный американский спорткар. И по этому случаю организовал одноимённую компанию The American Sports Car Company (сокращённо — Tasco). К сожалению, единственная машина, созданная Tasco в 1948 году, особой любви не снискала. Зато она отлично подходит для нашего цикла «Старые, но не бесполезные», в котором мы вспоминаем самые впечатляющие прототипы из прошлого.

1. Он похож на самолёт

Как рассказывал сам Гордон Бьюриг, вдохновение для Tasco он черпал не в подлодках, а в самолётах своей эпохи. Отсюда и своеобразное остекление, напоминающее самолётный фонарь, и кузов, сужающийся спереди и сзади, и максимально плавные обводы. Увы, современники Бьюрига эпатажную внешность концепта не оценили и какое-то время сравнивали Tasco с машинами другого американского автобренда-провала — Edsel. 

1/2

И лишь спустя десятилетия дизайну Бьюрига воздали должное. Поэтому в наши дни Tasco хранится в музее Cord/Auburn/Duesenberg, а также является завсегдатаем конкурсов элегантности.

2. Прозрачная съёмная крыша

Для сходства с боевым истребителем Tasco обязан был иметь прозрачную крышу, и она у него была! Над головами водителя и пассажира сделаны дополнительные стеклянные секции.

1/2

Однако эти секции были не просто прозрачными — они были съёмными! Таким образом, Tasco 1948 года оказался первым в мире автомобилем с кузовом тарга T‑Top — с продольной балкой-усилителем. Необычная крыша была запатентована Бьюригом, что позволило ему отсудить у General Motors приличную сумму, когда в продажу поступил Chevrolet Corvette с аналогичной конструкцией.

3. Блок-фонарь

Если посмотреть на корму Tasco, то может показаться, что его габаритные фонари расположены там же, где и у большинства довоенных автомобилей — то есть по обеим сторонам бампера (пускай и очень странного). Но это не так.

1/2

В действительности, кругляши, так сильно напоминающие фонари, являются выхлопными трубами, а вся задняя светотехника Tasco скомпонована в единый блок, который располагается под прозрачным полукуполом. Там же нашлось место и для номерного знака.

4. Прозрачный багажник

Поскольку Tasco является двухместным гран-туризмо, ему нужен был вместительный багажник под пару вместительных чемоданов. Но где в таком необычном сужающемся кузове сделать багажник?

Там же, где и ожидаешь его встретить — сразу за передними сиденьями. Вот только здесь он прикрыт прозрачной U‑образной стеклянной крышкой, открывающейся вбок. Выглядит необычно, но возникает два вопроса. Первый: как защищать поклажу во время жарких солнечных дней? Второй: не слишком ли такое оформление багажника привлекательно для воров?

5. Поворотные крылья передних колёс

Учитывая, что и передние, и задние колёса Tasco полностью закрыты обтекателями, несложно догадаться, что передние крылья поворачиваются вместе с колёсами. Красиво и необычно! Но есть проблема: как сделать всю эту красоту достаточно лёгкой, чтобы большие неподрессоренные массы не сломали подвеску и рулевое управление на первой же кочке?

1/4

Бьюриг поступил как настоящий новатор — для крыльев передней оси он использовал не сталь и даже не алюминий, а запатентованный всего 12 годами ранее «фиберглас», который большинству известен как стеклопластик. С помощью нового на тот момент материала проблему удалось решить.

6. Самолётный салон

Самолётная тема экстерьера была продолжена и в салоне, причём пугающе убедительно: центральная консоль Tasco отделана шлифованным алюминием, на которой разбросано больше десятка приборов! Предназначение половины из них, надо полагать, знал только создатель машины.

1/2

Чтобы на самолётный манер разделить зоны водителя и пассажира, Бьюриг установил на центральной консоли блок, напоминающий «кассовый аппарат», — на него было вынесело управление печкой и радио. Боимся предположить, какие травмы эта конструкция способна нанести пассажирам в случае лобового столкновения.

7. Он ездил!

В это сложно поверить, но прототип Tasco является ходовым и может передвигаться самостоятельно. В основе автомобиля лежит модифицированная рама Mercury 1947 года, на которую установлен двигатель V8 мощностью 150 лошадиных сил.

1/2

На разработку машины Бьюриг потратил около 57 тысяч долларов, а продавать модель планировал за 7500 долларов (с учётом инфляции, это около 80 тысяч в ценах 2021 года). Однако подрядчик в лице Beech Aircraft Company посчитал автомобиль слишком необычным и, усомнившись в его рентабельности, отказался его выпускать.

Кстати, обратите внимание, что на исторических фото фары установлены в районе капота, а не за радиаторной решёткой: тогда Бьюриг ещё не знал, где именно разместить головную оптику, поэтому экспериментировал. На память о тех экспериментах прототип и сохранил крепления для дополнительных фар.


Раньше слышали о Tasco?

Почитать ещё