Как рассчитать расход топлива

Учебник

АННА КРИВОРУЧКО

Стабильно растущие цены на топливо — одна из самых болезненных тем для российских автомобилистов. А расход горючего — важный параметр при выборе машины для многих покупателей. «Аппетит» двигателя легко узнать с помощью бортового компьютера, однако его показаниям не всегда можно доверять, а у многих немолодых машин борткомпьютер вообще отсутствует. Рассказываем, как правильно рассчитать расход топлива самостоятельно и как ездить экономно.

Как подсчитать расход топлива автомобиля

Без специального оборудования добиться точности «как в аптеке» при определении расхода топлива не получится. Но чаще всего это и не требуется. Рядовому автовладельцу вполне достаточно посчитать по пройденному километражу, сколько его автомобиль тратит бензина или дизеля — с погрешностью 0,1–0,2 литра на 100 километров пути.

Метод такого расчёта прост — средний расход топлива определяется опытным путём. Для этого нужно последовательно выполнить несколько несложных действий:

  • Заехать на АЗС и залить полный бак бензина или солярки.
  • Сбросить счётчик одометра или записать его показания сразу после заправки.
  • Израсходовать запас топлива, желательно «до лампочки», это увеличит точность расчёта.
  • Замерить и записать пройденный километраж.
  • Снова заехать на АЗС (лучше ту же самую) и снова заправиться «до полного».
  • Записать, сколько топлива вошло в бак.

Теперь остаётся только воспользоваться калькулятором и высчитать расход топлива. Это делается по формуле:

Расход (л/100 км) = (Объём второй заправки / Пройденный километраж) * 100.

Например, если автомобиль проехал 690 км, после чего на заправке в бак вошло 65 литров, показатель рассчитывается так:

Расход = (65/690)*100 = 9,42 л/100 км

Главная погрешность такого метода — в определении состояния «до полного», связанном с конструкцией топливного бака автомобиля и настройкой заправочной колонки на АЗС. Водители знают, что даже после «отсечки» заправочного пистолета в машину можно долить ещё топлива, порой несколько литров. Если в предыдущем примере автомобиль на самом деле израсходовал не 65, а, например, 67 литров, то и средний расход оказался бы уже 9,71 л/100 км.

Повысить точность расчётов можно двумя методами. Первый — вместо АЗС заправлять машину вручную, используя тарированные ёмкости. В этом случае бак нужно два раза аккуратно заполнить ровно «под горлышко», точно замерив объём залитого топлива.

Можно повысить точность замера более простым способом, увеличив его длительность. Для этого нужно заправить и израсходовать бак несколько раз, записывая при каждом посещении АЗС объём залитого топлива. После чего посчитать его средний расход по той же формуле — но в числитель поставить общее количество заправленного бензина, а в знаменатель — пробег от первой до последней заправки.

За счёт большого пробега и нескольких посещений АЗС погрешности работы заправочных колонок будут меньше влиять на точность определения среднего расхода автомобиля.

А если хочется собрать более подробную статистику, имеет смысл провести один замер в ритме городского движения, а другой — при пробеге по трассе. Таким образом можно не только понять «аппетиты» своего автомобиля в разных режимах (а результаты этих замеров наверняка будут сильно различаться), но и собственный «расход в смешанном цикле». Для этого нужно оценить, какую часть регулярных поездок составляет движение по городским улицам, а какую — загородная езда.

Дальше расход считается по несложной формуле:

Средний расход = (Расход в городе * км по городу + Расход на шоссе * км за городом) / Общий километраж

Пример: По пути на работу вы проезжаете до города 25 км, а затем ещё 15 км — по улицам и проспектам. Расход в городе — 10,5 л/100 км, вне его — 8 л/100 км. Тогда в вашем «смешанном цикле» автомобиль будет потреблять = (10,5 * 15 + 8 * 25) : 40 = 8,94 л/100 км.

От чего зависит реальный расход топлива машины

Подсчитав таким образом расход топлива своей машины, большинство владельцев сталкиваются с тем, что он заметно отличается от заявленного производителем автомобиля. Но это вполне объяснимо.

На заводах и в сертификационных лабораториях проводят замеры по единой международной методике, в которой условия движения близки к идеальным — ради того, чтобы их можно было повторять от машины к машине и тем самым обеспечить корректное сравнение показателей экономичности. Такой измерительный цикл не может учесть всех возможных внешних факторов — погоды, трафика, рельефа местности и т.п.

Однако есть и параметры, которые влияют на расход топлива конкретного автомобиля и которые владелец уже может контролировать:

  • Техническая исправность автомобиля. Если все узлы в полном порядке или имеют незначительный износ, то заметного перерасхода не будет. Но грязный воздушный фильтр, старые свечи зажигания, неисправный датчик холостого хода, изношенные форсунки, закисшие тормоза, неправильные углы установки колёс и многие другие неисправности будут негативно сказываться на экономичности автомобиля.
  • Аэродинамика. Воздух неизбежно тормозит машину. На преодоление его сопротивления на большой скорости идёт большая часть мощности двигателя. При изменении штатных кузовных панелей или установке дополнительного внешнего оборудования (дефлекторы, багажник на крыше и пр.) показатели аэродинамической эффективности могут существенно снизиться. Поэтому фактический расход горючего растёт.
  • Вес перевозимого груза. Чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии нужно потратить двигателю на его разгон. Для этого, соответственно, требуется больше топлива.
  • Давление в шинах. Помимо воздуха немалое сопротивление движению оказывают и колёса автомобиля. Если давление в шинах ниже рекомендованного, даже всего на несколько десятых долей атмосферы, они сильнее деформируются при вращении, а двигателю опять же требуется больше энергии.
  • Качество топлива. Если использовать бензин или дизель низкого качества, помимо других проблем, можно лишиться части мощности мотора. Это обычно приводит к тому, что водителю приходится активнее давать на акселератор, что становится причиной увеличения расхода.
  • Стиль вождения. Высокие обороты, частые разгоны и резкие торможения требуют от двигателя серьёзной отдачи. В такие моменты его «аппетит» будет заметно выше, чем при движении с более-менее постоянной скоростью.
  • Температура. В холодное время года автомобиль хуже катится — как минимум из-за загустевшего масла в агрегатах автомобиля. Кроме того, снег на дороге существенно увеличивает сопротивление качению, а лёд провоцирует пробуксовку ведущих колёс, на которую тоже тратится лишнее топливо.

В зависимости от внешних факторов разница между реальными и заявленными значениями расхода топлива может достигать 30–40 процентов, и это считается нормальным. В экстремальных условиях, например на бездорожье, рост может составить и 50 процентов при полностью исправном состоянии машины. Но если сильный перерасход происходит и в штатных режимах — это повод заняться проверкой исправности автомобиля.

Какой расход топлива допускает законодательство

Владелец личного автомобиля волен «сжигать» столько топлива, сколько сочтёт нужным. Иное дело — юридические лица, которые отчитываются о своих затратах перед государством. Оно определяет экономичность автомобилей не опытным, а теоретическим путём — устанавливая нормы расхода топлива для разной техники. Их превышение потребует от предприятия отчёта по отдельным статьям и в конечном счёте выплаты больших сумм налогов.

Узнать, сколько литров топлива может быть потрачено на пройденный путь, можно по методике, введённой распоряжением Минтранса России № АМ-23-р от 14 марта 2008 года. Этот документ ориентирован на компании, имеющие свой автопарк, но понять, какой расход для его машины считается нормальным, может каждый.

Методика для легковых автомобилей подробно расписана в пункте 7 главы 2 и выглядит так:

Нормативный расход (НР) = 0,01 * БНР * Пробег * (1 + 0,01 * ПК)

где БНР — это базовая норма расхода, а ПК — поправочный коэффициент.

ПК учитывает рельеф местности, температуру окружающей среды и даже плотность населения в географии использования машины. Все влияющие на расход факторы и их «вес» перечислены в главе 2 Распоряжения Минтранса. Самые значимые из них — в таблице.

Высота дороги над уровнем моря, мНадбавка к поправочному коэффициенту, %
300–8005
801–200010
2001–300015
Более 300020
Численность населения в городе, чел.Надбавка к поправочному коэффициенту, %
Более 5 млн35
1–5 млн25
250 тыс. – 1 млн15
100–250 тыс.10
До 100 тыс. при наличии светофоров5
ПрочееНадбавка к поправочному коэффициенту, %
Режим обкатки10
Использование климатической установки7
Вынужденный простой10 за каждый час

Существуют также климатические (зимние) надбавки. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга они составляют 10%, но действуют только с сентября по март. Для сравнения, в Кабардино-Балкарии этот ПК всего 5%, а период действия сокращён до интервала декабрь–март. В Якутии и Чукотском АО с октября по май надбавка будет 20%.

Полный перечень зимних «поправок» по регионам можно найти в Приложении №2 к Распоряжению Минтранса. 

Базовую норму расхода (БНР) тоже придётся считать отдельно. Её значение определяется заявленным производителем автомобиля расходом топлива и коэффициентом (К), зависящим от объёма двигателя:

БНР = Заявленный расход * К

Коэффициенты для бензиновых и дизельных моторов тоже разные.

Бензин. Объём двигателя, лКоэффициент
До 1,41,24
От 1,4 до 21,15
Более 21,07
Дизель. Объём двигателя, лКоэффициент
До 1,41,26
От 1,4 до 21,21
Более 21,14

Таким образом, базовая норма расхода для автомобиля с бензиновым мотором объёмом 1,8 литра и заявленным расходом 9,5 л/100 км составит:

БНР = 9,5 * 1,15 = 10,925 л/100 км

Посчитаем НР для этой машины, проехавшей 100 км в Москве зимой:

НР = 0,01 * 10,925 (БНР) * 100 (Пробег) * (1 + 0,01 * (35 за численность населения + 10 за климат)) = 11,47 литра.

Как снизить расход топлива автомобилем

Чтобы оптимизировать траты на горючее, стоит придерживаться простых рекомендаций, позволяющих хоть немного уменьшить расход:

  • Вовремя и качественно обслуживать автомобиль.
  • Багажники на крышу и прочее навесное оборудование лучше устанавливать только тогда, когда это необходимо для транспортировки груза.
  • Регулярно проверять давление в шинах.
  • Заправляться на проверенных АЗС, и для бензиновых машин — только топливом с подходящим октановым числом.
  • Поменять стиль вождения на более плавный.
  • По возможности использовать предпусковой отопитель в холодное время года вместо прогрева двигателя за счёт его работы вхолостую.
Материал по теме
Как перевести автомобиль на газ: какое оборудование нужно и как правильно всё оформить
Материал по теме
Что делать, если в бак автомобиля залили неправильное топливо