Как рассчитать расход топлива
АННА КРИВОРУЧКО
Стабильно растущие цены на топливо — одна из самых болезненных тем для российских автомобилистов. А расход горючего — важный параметр при выборе машины для многих покупателей. «Аппетит» двигателя легко узнать с помощью бортового компьютера, однако его показаниям не всегда можно доверять, а у многих немолодых машин борткомпьютер вообще отсутствует. Рассказываем, как правильно рассчитать расход топлива самостоятельно и как ездить экономно.
Как подсчитать расход топлива автомобиля
Без специального оборудования добиться точности «как в аптеке» при определении расхода топлива не получится. Но чаще всего это и не требуется. Рядовому автовладельцу вполне достаточно посчитать по пройденному километражу, сколько его автомобиль тратит бензина или дизеля — с погрешностью 0,1–0,2 литра на 100 километров пути.
Метод такого расчёта прост — средний расход топлива определяется опытным путём. Для этого нужно последовательно выполнить несколько несложных действий:
- Заехать на АЗС и залить полный бак бензина или солярки.
- Сбросить счётчик одометра или записать его показания сразу после заправки.
- Израсходовать запас топлива, желательно «до лампочки», это увеличит точность расчёта.
- Замерить и записать пройденный километраж.
- Снова заехать на АЗС (лучше ту же самую) и снова заправиться «до полного».
- Записать, сколько топлива вошло в бак.
Теперь остаётся только воспользоваться калькулятором и высчитать расход топлива. Это делается по формуле:
Расход (л/100 км) = (Объём второй заправки / Пройденный километраж) * 100.
Например, если автомобиль проехал 690 км, после чего на заправке в бак вошло 65 литров, показатель рассчитывается так:
Расход = (65/690)*100 = 9,42 л/100 км
Главная погрешность такого метода — в определении состояния «до полного», связанном с конструкцией топливного бака автомобиля и настройкой заправочной колонки на АЗС. Водители знают, что даже после «отсечки» заправочного пистолета в машину можно долить ещё топлива, порой несколько литров. Если в предыдущем примере автомобиль на самом деле израсходовал не 65, а, например, 67 литров, то и средний расход оказался бы уже 9,71 л/100 км.
Повысить точность расчётов можно двумя методами. Первый — вместо АЗС заправлять машину вручную, используя тарированные ёмкости. В этом случае бак нужно два раза аккуратно заполнить ровно «под горлышко», точно замерив объём залитого топлива.
Можно повысить точность замера более простым способом, увеличив его длительность. Для этого нужно заправить и израсходовать бак несколько раз, записывая при каждом посещении АЗС объём залитого топлива. После чего посчитать его средний расход по той же формуле — но в числитель поставить общее количество заправленного бензина, а в знаменатель — пробег от первой до последней заправки.
За счёт большого пробега и нескольких посещений АЗС погрешности работы заправочных колонок будут меньше влиять на точность определения среднего расхода автомобиля.
А если хочется собрать более подробную статистику, имеет смысл провести один замер в ритме городского движения, а другой — при пробеге по трассе. Таким образом можно не только понять «аппетиты» своего автомобиля в разных режимах (а результаты этих замеров наверняка будут сильно различаться), но и собственный «расход в смешанном цикле». Для этого нужно оценить, какую часть регулярных поездок составляет движение по городским улицам, а какую — загородная езда.
Дальше расход считается по несложной формуле:
Средний расход = (Расход в городе * км по городу + Расход на шоссе * км за городом) / Общий километраж
Пример: По пути на работу вы проезжаете до города 25 км, а затем ещё 15 км — по улицам и проспектам. Расход в городе — 10,5 л/100 км, вне его — 8 л/100 км. Тогда в вашем «смешанном цикле» автомобиль будет потреблять = (10,5 * 15 + 8 * 25) : 40 = 8,94 л/100 км.
От чего зависит реальный расход топлива машины
Подсчитав таким образом расход топлива своей машины, большинство владельцев сталкиваются с тем, что он заметно отличается от заявленного производителем автомобиля. Но это вполне объяснимо.
На заводах и в сертификационных лабораториях проводят замеры по единой международной методике, в которой условия движения близки к идеальным — ради того, чтобы их можно было повторять от машины к машине и тем самым обеспечить корректное сравнение показателей экономичности. Такой измерительный цикл не может учесть всех возможных внешних факторов — погоды, трафика, рельефа местности и т.п.
Однако есть и параметры, которые влияют на расход топлива конкретного автомобиля и которые владелец уже может контролировать:
- Техническая исправность автомобиля. Если все узлы в полном порядке или имеют незначительный износ, то заметного перерасхода не будет. Но грязный воздушный фильтр, старые свечи зажигания, неисправный датчик холостого хода, изношенные форсунки, закисшие тормоза, неправильные углы установки колёс и многие другие неисправности будут негативно сказываться на экономичности автомобиля.
- Аэродинамика. Воздух неизбежно тормозит машину. На преодоление его сопротивления на большой скорости идёт большая часть мощности двигателя. При изменении штатных кузовных панелей или установке дополнительного внешнего оборудования (дефлекторы, багажник на крыше и пр.) показатели аэродинамической эффективности могут существенно снизиться. Поэтому фактический расход горючего растёт.
- Вес перевозимого груза. Чем тяжелее автомобиль, тем больше энергии нужно потратить двигателю на его разгон. Для этого, соответственно, требуется больше топлива.
- Давление в шинах. Помимо воздуха немалое сопротивление движению оказывают и колёса автомобиля. Если давление в шинах ниже рекомендованного, даже всего на несколько десятых долей атмосферы, они сильнее деформируются при вращении, а двигателю опять же требуется больше энергии.
- Качество топлива. Если использовать бензин или дизель низкого качества, помимо других проблем, можно лишиться части мощности мотора. Это обычно приводит к тому, что водителю приходится активнее давать на акселератор, что становится причиной увеличения расхода.
- Стиль вождения. Высокие обороты, частые разгоны и резкие торможения требуют от двигателя серьёзной отдачи. В такие моменты его «аппетит» будет заметно выше, чем при движении с более-менее постоянной скоростью.
- Температура. В холодное время года автомобиль хуже катится — как минимум из-за загустевшего масла в агрегатах автомобиля. Кроме того, снег на дороге существенно увеличивает сопротивление качению, а лёд провоцирует пробуксовку ведущих колёс, на которую тоже тратится лишнее топливо.
В зависимости от внешних факторов разница между реальными и заявленными значениями расхода топлива может достигать 30–40 процентов, и это считается нормальным. В экстремальных условиях, например на бездорожье, рост может составить и 50 процентов при полностью исправном состоянии машины. Но если сильный перерасход происходит и в штатных режимах — это повод заняться проверкой исправности автомобиля.
Какой расход топлива допускает законодательство
Владелец личного автомобиля волен «сжигать» столько топлива, сколько сочтёт нужным. Иное дело — юридические лица, которые отчитываются о своих затратах перед государством. Оно определяет экономичность автомобилей не опытным, а теоретическим путём — устанавливая нормы расхода топлива для разной техники. Их превышение потребует от предприятия отчёта по отдельным статьям и в конечном счёте выплаты больших сумм налогов.
Узнать, сколько литров топлива может быть потрачено на пройденный путь, можно по методике, введённой распоряжением Минтранса России № АМ-23-р от 14 марта 2008 года. Этот документ ориентирован на компании, имеющие свой автопарк, но понять, какой расход для его машины считается нормальным, может каждый.
Методика для легковых автомобилей подробно расписана в пункте 7 главы 2 и выглядит так:
Нормативный расход (НР) = 0,01 * БНР * Пробег * (1 + 0,01 * ПК)
где БНР — это базовая норма расхода, а ПК — поправочный коэффициент.
ПК учитывает рельеф местности, температуру окружающей среды и даже плотность населения в географии использования машины. Все влияющие на расход факторы и их «вес» перечислены в главе 2 Распоряжения Минтранса. Самые значимые из них — в таблице.
Высота дороги над уровнем моря, м | Надбавка к поправочному коэффициенту, % |
---|---|
300–800 | 5 |
801–2000 | 10 |
2001–3000 | 15 |
Более 3000 | 20 |
Численность населения в городе, чел. | Надбавка к поправочному коэффициенту, % |
---|---|
Более 5 млн | 35 |
1–5 млн | 25 |
250 тыс. – 1 млн | 15 |
100–250 тыс. | 10 |
До 100 тыс. при наличии светофоров | 5 |
Прочее | Надбавка к поправочному коэффициенту, % |
---|---|
Режим обкатки | 10 |
Использование климатической установки | 7 |
Вынужденный простой | 10 за каждый час |
Существуют также климатические (зимние) надбавки. Например, для Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга они составляют 10%, но действуют только с сентября по март. Для сравнения, в Кабардино-Балкарии этот ПК всего 5%, а период действия сокращён до интервала декабрь–март. В Якутии и Чукотском АО с октября по май надбавка будет 20%.
Полный перечень зимних «поправок» по регионам можно найти в Приложении №2 к Распоряжению Минтранса.
Базовую норму расхода (БНР) тоже придётся считать отдельно. Её значение определяется заявленным производителем автомобиля расходом топлива и коэффициентом (К), зависящим от объёма двигателя:
БНР = Заявленный расход * К
Коэффициенты для бензиновых и дизельных моторов тоже разные.
Бензин. Объём двигателя, л | Коэффициент |
---|---|
До 1,4 | 1,24 |
От 1,4 до 2 | 1,15 |
Более 2 | 1,07 |
Дизель. Объём двигателя, л | Коэффициент |
---|---|
До 1,4 | 1,26 |
От 1,4 до 2 | 1,21 |
Более 2 | 1,14 |
Таким образом, базовая норма расхода для автомобиля с бензиновым мотором объёмом 1,8 литра и заявленным расходом 9,5 л/100 км составит:
БНР = 9,5 * 1,15 = 10,925 л/100 км
Посчитаем НР для этой машины, проехавшей 100 км в Москве зимой:
НР = 0,01 * 10,925 (БНР) * 100 (Пробег) * (1 + 0,01 * (35 за численность населения + 10 за климат)) = 11,47 литра.
Как снизить расход топлива автомобилем
Чтобы оптимизировать траты на горючее, стоит придерживаться простых рекомендаций, позволяющих хоть немного уменьшить расход:
- Вовремя и качественно обслуживать автомобиль.
- Багажники на крышу и прочее навесное оборудование лучше устанавливать только тогда, когда это необходимо для транспортировки груза.
- Регулярно проверять давление в шинах.
- Заправляться на проверенных АЗС, и для бензиновых машин — только топливом с подходящим октановым числом.
- Поменять стиль вождения на более плавный.
- По возможности использовать предпусковой отопитель в холодное время года вместо прогрева двигателя за счёт его работы вхолостую.